Журнал
поделиться

Ай люли-люли, вот вам Год культуры!

#Театр/кино
Ай люли-люли, вот вам Год культуры!

2014-й год завершился: Синяя Лошадь наелась овса перед очередной дальней дорогой длиной в 12 лет, и искрятся синим снежинки на кучерявой бараньей шапке нового, 2015-го года. Наступило время подводить итоги и вспоминать самые яркие театральные события Новосибирска. А их должно быть много – как-никак Год культуры! «Театральный проспект» постарался ничего не упустить.

Даты круглые и полукруглые

Год принёс с собой полную корзинку юбилеев, и первый из них захватил всю театральную Россию – режиссёры с утроенной силой бросились ставить Шекспира. Великому британцу, в самом факте существования которого никто толком не уверен, уж не говоря о точной дате рождения, тем не менее, стукнуло 450.

Описание фотографии Описание фотографии

Международный день театра прошёл в 2014-м году под знаком Уильяма Шекспира. В амбициозном проекте «Ночь Шекспиромании» встретились смелые шекспировские идеи сразу двух театров: «Красный факел» показывал самые далёкие закоулки закулисья (вплоть до трюма под сценой, где до этого дня не ступала ни одна зрительская нога), а «Глобус» устроил настоящую видеотелепортацию в «Глобус» лондонский, исконно шекспировский. Кстати, всех задумок этому театру на один раз не хватило, и пришлось через месяц устраивать вторую «Ночь Шекспиромании» с показом спектакля Елены Невежиной «Двенадцатая ночь» – для тех, кто не успел поздравить Шекспира 27 марта.

Первый из юбилеев поменьше настиг новосибирских театралов (а в первую очередь – их детей) уже 22 января. Именно тогда театр «Глобус» устроил День Гайдара в честь 110-летнего юбилея советского писателя, который совпал с 75-летием с момента создания рассказа «Чук и Гек».  Одноимённый спектакль «Глобуса» несколько лет назад поставила режиссёр Полина Стружкова – его показ и стал ключевым событием праздника наряду с квестом «По следам Чука и Гека». Главный режиссёр «Глобуса» Алексей Крикливый примерил на себя не только роль главного проводника в этом квесте, но и художественного чтеца, и даже гардеробщика. А через полгода спектакль «Чук и Гек» показался на фестивале «Сибирский кот» в Северске – и привёз оттуда диплом «За актуализацию детской классики».

Затем, открывшиеся в сентябре сезоны и в «Глобусе», и в «Красном факеле» – юбилейные, пусть даты и не круглые: 85 и 95 соответственно. А «Факелу» повезло дважды: в апреле исполнилось ровно 100 лет зданию, которое большую часть своей непростой и отчасти революционной жизни (шутка ли: во всём Ново-Николаевске только ему выпала удача попасть под обстрел белогвардейцев) является для театра домом. По этому поводу был устроен настоящий бал. А в октябре «Красный факел» ответил на двухвековой юбилей главного романтика русской поэзии Михаила Лермонтова днём имени поэта и праздничным показом «Маскарада» с Александром Балуевым в роли Арбенина. В ноябре «Глобус» отметил ещё один юбилей, 255 лет со дня рождения Фридриха Шиллера, акцией “Schiller’s boom”, где среди гостей был замечен и сам драматург (скептики уверяют, что это был актёр Алексей Кучинский, а вовсе не Шиллер, но не стоит обращать на них внимание).

Убийство Ибсена

«Пер Гюнт»

«Пер Гюнт». Фото: Андрей Шапран

В конце зимы случился настоящий взрыв – вторая работа итальянской постановочной команды под предводительством режиссёра Антонио Лателла в «Старом доме». Бесспорно, «Пер Гюнт» по обсуждаемости перекрыл большую часть премьер второй половины сезона. И не потому, что впервые за последние годы на новосибирской сцене в течение 15-ти минут находится полностью обнажённый артист, но из-за почти бесстыдной откровенности, с которой Лателла говорит об ускользающем смысле жизни и поисках самого себя. Некоторые зрители говорили об убийстве пьесы Ибсена, которое было нужно, чтобы родилось совершенно новое, радикальное, эмоциональное художественное произведение. Вопросами «Я – Пер Гюнт?» и «Кто я на самом деле?» весной не задавался только тот, кто не был на этом спектакле. 

Изображение к статьеИзображение к статье

В конце ноября попасть под рентгеновский взгляд и безжалостные вопросы новосибирских артистов получили зрители международного фестиваля “Revelation” в Алматы. Скорее всего, это только первое путешествие «Пер Гюнта» в череде многих последующих. А Антонио Лателла ожидаемо обошёл всех номинантов на премию журнала «Собака» «ТОП-50. Самые знаменитые люди Новосибирска» в разделе «Театр».

Изображение к статье "Дядя Ваня". Фото: Юлия Лебедева

Другая премьера, схожая по идейному наполнению, появилась через месяц после «Пер Гюнта» в театре Афанасьева – «Чехов ставит Чехова, в главной роли – Чехова», или просто «Дядя Ваня». Эта чеховская пьеса уже появлялась на сцене НГДТ без малого двадцать лет назад, в 1996-м, в режиссуре Сергея Афанасьева. Сегодняшняя постановочная команда спектакля в жанре «апокриф» – его ученик Сергей Чехов, вдохновившийся «Сталкером» Андрея Тарковского, и сын тогдашнего доктора Астрова, Владимира Лемешонка, – художник Евгений Лемешонок. В роли невыносимого профессора Серебрякова на сцену вышел хореограф и мим, танцор и актёр, режиссёр и педагог физического театра Олег Жуковский (столько лиц держать одному человеку немыслимо, и через несколько месяцев в составе спектакля появился второй Серебряков – Лаврентий Сорокин), в роли его супруги Елены Андреевны – жена режиссёра Чехова, актриса НГДТ Анна Чехова.

Изображение к статье

«Унтиловск». Фото: Юлия Лебедева

Театр Афанасьева можно поздравить ещё и с тем, что премьеру прошлого сезона – «Унтиловск» в постановке худрука – наконец разглядели критики и фестивальные деятели. Май принёс спектаклю несколько наград на фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре, а следом и приз за лучший спектакль малой формы на III «Ново-Сибирском транзите». О последнем написано столько, что нет резона сомневаться: фестиваль театров Сибири, Урала и Дальнего Востока по праву стал одним из главных событий новосибирского 2014-го года и важной вехой в жизни каждого из 18-ти театров-участников, раскинувшихся по всей карте России – от гостя-Ярославля до лауреата-Хабаровска.

Вокруг да около «Золотой Маски»

Июнь обычно небогат на культурные события, но «Красный факел» отличился и здесь – впервые в Новосибирске именно на этой сцене устроили предпремьерный показ спектакля. 

Изображение к статье "Довлатов. Анекдоты". Фото: Фрол Подлесный

Премьера «Довлатов. Анекдоты» была намечена на сентябрь, но зрители уже 15 июня получили шанс увидеть спектакль без купюр – после принятия закона об использовании нецензурной лексики в художественных произведениях один из эпизодов постановки пришлось сократить.

Театр имени Фёдора Волкова, к слову, показав на «Транзите» «Вия», долго без Новосибирска не протянул – и, включив «Красный факел» в своё масштабное турне, в конце июня привёз в столицу Сибири уже пять своих спектаклей – и «золотомасочную» «Екатерину Ивановну», и лихих «Двоих бедных румын, говорящих по-польски», и пронзительный «Дом Бернарды Альбы» – словом, ярославцы во главе с режиссёром Евгением Марчелли дали жару и без того раскалённому городу.

Изображение к статье "Иванов". Фото: из архива Новокузнецкого драматического театра 

Гастролёров в этом году в Новосибирске было не так много, но в апреле Новокузнецкий драматический театр привёз спектакль, попавший через полгода на новую «Маску плюс» (внеконкурсную программу «Золотой Маски») – чеховского «Иванова» в постановке Петра Шерешевского.

Стоит лишний раз поздравить лауреатов юбилейной XX премии «Золотая Маска» – спектакль «Онегин» (получивший специальную премию жюри драматического театра и театра кукол «За современное прочтение классики»), художника по свету Дениса Солнцева, исполнителя ролей Селебранта и Священника в «Мессе» НГАТОиБ Дмитрия Суслова, дирижёра Айнарса Рубикиса

Изображение к статье Описание фотографии

«Красный факел» впервые за всю историю премии в этом году стал её лауреатом, причём сразу дважды. Команды двух театров под конец года объединились и выпустили в оперном театре грандиозную премьеру по Рихарду Вагнеру – «Тангейзер», куда на исполнение главной партии приглашён ведущий солист Королевской Датской оперы Стиг Андерсен. 

«Театральный проспект» желает успеха на «Золотой Маске-2015» пятикратно номинированному “KILL” и троекратно – «Крейцеровой сонате» (кстати, лучшим спектаклям на III «Транзите»)! В лонг-лист премии как отмеченный экспертами также попал спектакль «Сны Хроноса» – удивительный экспериментальный балет Антона Сафронова в постановке Марии Кафановой, проект Лаборатории новой музыки (дирижёр – Сергей Шебалин). Этот балет, как и опера-микст «Елизавета Бам» по одноимённой пьесе Даниила Хармса (автор – Роман Столяр, хореограф – Олег Жуковский, копродукция ансамбля Лаборатории новой музыки «Консорт» и театра “La Pushkin”), был показан в Новосибирске единственный раз – на открытии фестиваля «Сибирские сезоны-2014».

Эксперименты и приобретения года

Недоумеваете, что это за обилие странных названий в предыдущем абзаце? Как минимум об одном мы можем вам рассказать: в этом году в Новосибирске появился ещё один авторский театр. На территории бывшей шоколадной фабрики «Кондитер» художница Александра Шатохина основала лофт TРAVA, и дважды помянутый нами Олег Жуковский стал одним из первых его резидентов. 

Изображение к статье "Авиация превращений". Фото: Юлия Исакова

Театр “La Pushkin” вообще родился ещё пятнадцать лет назад в Дрездене, но судьба распорядилась так, что его хозяин после четверти века путешествий по Европе вернулся в родной город и забрал театр с собой. Здесь нет ни гардероба, ни буфета, ни расписанного на месяцы вперёд репертуара – зато играла концерты, больше похожие на квартирники, Ольга Арефьева; академический пианист Геннадий Пыстин измазал лицо и примерил клоунский нос в спектакле «Авиация превращений»; вели тренинги художник из Эдинбурга Геннадий Гоголюк и танцовщица Ирина Козлова из немецкого «До-Театра». А люди без всякого танцевального опыта, попадая на авторский курс Жуковского «Танец тела», вдруг открывают удивительные возможности собственных конечностей и бесконечностей. В декабре “La Pushkin” пустил к себе группировку «Асфальт-театр» со спектаклем Сергея Чехова по сценарию Квентина Тарантино «Бешеные псы». Это первый в Новосибирске спектакль-«стенограмма фильма».

Уникальных для города проектов этот год подарил ещё несколько. Например, в марте впервые в Сибири состоялась лаборатория сторителлинга – совместная работа режиссёра Елены Новиковой, актёра Виталия Щанникова, Центра имени Мейерхольда и театра «Глобус». После четырёхдневного интенсива артисты «Глобуса» показали истории по мотивам пьес Шекспира, лишний раз подтвердив, что для театра достаточно трёх компонентов – актёра, пространства сцены и зрителя. Завершающим аккордом лаборатории “Storytelling. Искусство рассказывать истории” московский Театр Пушкина подарил новосибирским зрителям спектакль «Песни о Силе».

Изображение к статье

«Элементарные частицы». Фото: Фрол Подлесный

Впервые этой осенью в Новосибирске появился полноценный документальный спектакль. И не условные диалоги из жизни медиков, политиков или заключённых, записанные на диктофон, расшифрованные и присвоенные артистами. «Элементарные частицы», спектакль об Академгородке, родились из двухнедельной экспедиции режиссёра Семёна Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова и их бесед с учёными, стоявшими у истоков возникновения Академгородка. Постановка вызвала неоднозначную реакцию, но прочно заняла особое место в репертуаре «Старого дома» и театральной жизни города.

Изображение к статье У "Первого театра" появился свой собственный дом!

Возвращаясь к теме новых театральных площадок, делимся радостной новостью, которую кто-то из вас мог пропустить в конце октября: у «Первого театра» в 2015-м году наконец появится собственный дом! Зрителям-завсегдатаям даже не придётся запоминать новый адрес: театр останется в ДК «Строитель», но переедет в бывшее помещение клуба “Chocolate”. Проект нового «Первого» уже готов, и мы искренне желаем ему воплотиться в жизнь! Это станет достойным вознаграждением молодому театру, который ни на одной площадке не мог обосноваться по-настоящему – подарком не только за творчество, но и за добрые дела. «Первый театр» среди всех театров Новосибирска в этом году, стал, пожалуй, рекордсменом по участию в донорских акциях, а также посетил лекотеку, где наблюдаются ребятишки с проблемами развития, показал им отрывки из своих детских спектаклей и провёл забавную интермедию. «

- Этим детям надо участвовать в происходящем по полной программе – двигаться, трогать – поэтому Зайцы, Медвежонок и доктор Дятел играли с ними в игру “как вылечить медвежонка”», – поделилась с «Театральным проспектом» завлит «Первого театра» Мария Кожина.

Новая премия и новая пресса

Изображение к статье "Ворон". Фото: Виктор Дмитриев

Начало осени в театральной России приравнивается к началу сезона и не проходит без новшеств. В 2014-м одним из них стал ребрендинг «Глобуса» – наряду с семью другими российскими театрами новосибирский молодёжный театр стал участником федерального проекта «Почерк» под руководством дизайнера Игоря Гуровича. Изменился фирменный стиль театра: «привычные бубенчики и колокольчики», по выражению Алексея Крикливого, сменила эклектика, почтовые символы и новый логотип. Кроме того, в театре в начале года сменился директор и в сентябре появился новый штатный режиссёр – Иван Орлов, знакомый зрителям по спектаклю «Любовь людей» и недавней премьере – «Ворону» Карло Гоцци в эстетике Тарантино под музыку Дэвида Боуи.

В связи с 75-летним юбилеем Новосибирского отделения Союза театральных деятелей в городе появилась новая театральная премия для артистов в возрасте до 35-ти лет. Премия носит имя Владлена Егоровича Бирюкова, и лауреатами первой стали десять молодых новосибирских актёров, включая двоих краснофакельцев! Планируется, что вручение премии Бирюкова станет ежегодным.

Дискуссии о театре уверенно уходят в интернет: осенью заработал сайт «Околотеатрального журнала», и теперь можно не ждать выхода нового номера, чтобы знакомиться с оперативно публикуемыми рецензиями о премьерах. Также активно наполняется сайт журнала «Место встречи. Сибирь». Не так давно там появилась рубрика «Спорные истины», где театральные журналисты обсуждают недавние постановки, то расходясь во мнениях, то приходя к почти полному согласию.

В течение года самые активные зрители задавали артистам вопросы на встречах Новосибирского клуба зрителей и «Воскресных посиделках» в «Глобусе», театры разными способами ходили в народ (Театр музыкальной комедии, например, проложил целый просветительский маршрут, выступая в городских техникумах), артисты читали художественную литературу в рамках «Часа чтения», проекта областной библиотеки…

Наверняка «Театральный проспект» о чём-то всё-таки не рассказал, друзья, но не судите нас строго: жизнь насыщенна, и, как известно, необходимо очень быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте – уже и не говоря о том, чтобы куда-то попасть. Благодарим вас, что весь этот год вы провели с нами! Желаем вам живых и ярких впечатлений в 2015-м году!

Текст: Юлия Исакова

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно