Журнал
поделиться

Балет «Корсар» на сцене НОВАТа: «легальные головорезы» и томные невольницы

#Театр/кино
Балет «Корсар» на сцене НОВАТа: «легальные головорезы» и томные невольницы

Новосибирский театр оперы и балета отпраздновал день рождения премьерой в прочтении выдающегося танцовщика, народного артиста России Фаруха Рузиматова. Пряный дух востока, сказочные декорации, парящий над сценой корабль, реалистичный шторм, ленивый султан, дерзкие пираты и виртуозные фуэте исполнителей — все это в новой постановке.

История старинного балета

Балету «Корсар» 190 лет! Он претерпел множество хореографических версий, сюжетных правок и редакций, а музыку к нему писали, по меньшей мере, 6 композиторов.

Историю постановки стоит начать с 1814 года, когда Дж. Байрон написал классический образец романтизма — одноименную поэму. В то время пираты с особой печатью от государства, позволяющей нападать и грабить официально, пользовались славой. О них грезили барышни, их вмешивали в свои политические игры страны, слухи об их приключениях, дерзких нападениях и военных подвигах гремели в обществе и оставляли свой след в литературе и искусстве.

Первый балет «Корсар» поставлен в 1826 году в театре Ла Скала. Работал над ним итальянский хореограф Джованни Галзерани. Спустя еще несколько версий постановки в 1856 году французам посчастливилось увидеть новый балет композитора Адольфа Адама и балетмейстера Жозефа Мазилье в Парижской опере.

Следующая премьера состоялась уже в России в 1858 году на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Спектакль на основе хореографии Мазилье представил Жюль Перро.

С начала ХХ века балет был поставлен практически на всех крупных сценах мира.

Сибирский пират

Новосибирск принял эстафету показать историю о благородных пиратах в 1946 году. И очень символично, что это был самый первый спектакль Театра оперы и балета. Поэтому 71-ый день рождения в этом году решено отметить именно такой премьерой.

Постановку в столице Сибири несколько раз возобновляли — в 60-х и в 90-х, опираясь на разные варианты либретто и хореографии. Последняя состоялась в 2012 году. Зрители увидели знаменитый балет в редакции Игоря Зеленского и Вячеслава Хомякова из Мариинского театра.

Сегодня мы можем насладиться еще одной редакцией «Корсара», которую в 2009 году предложил выдающийся танцовщик Фарух Рузиматов в Михайловском театре. В следующем сезоне у зрителей появится возможность сравнить оба варианта постановки.

Али нашел приемника

Старинный балет попал в Новосибирск практически в том же виде, как был поставлен в Михайловском театре. Рузиматов лишь чуть сократил действо.

 — Спектакль-история о благородных „легализованных головорезах“ в целом получился компактным, динамичным и оправданным. С художественной и хореографической точки зрения мне сложно выделить какие-то номера, но, безусловно, шедеврами можно назвать сцены „Оживленный сад“ и Па-де-труа в гроте, — рассказал постановщик.

Фарух Рузиматов тепло отозвался о работе с балетной труппой НОВАТа. Гость остался под впечатлением от формы и технических возможностей исполнителя роли Али — Ивана Кузнецова. Когда-то эту партию танцевал сам Фарух и был признан одним из самых выдающихся исполнителей роли.

Художником-оформителем постановки в Санкт-Петербурге выступил народный художник СССР, сценограф с мировой славой Валерий Левенталь, который неоднократно работал с Новосибирским театром оперы и балета. В прошлом году художника не стало. Нынешняя премьера НОВАТа посвящена его памяти.

Часть танцев поставил хореограф Георгий Ковтун, который совсем недавно представил в Новосибирске балет «Спартак».

Страсти по-восточному

Декорации, действительно, потрясают и погружают в атмосферу быта Греции османского периода: оживленный базар, роскошный гарем, прекрасный сад. Колорит Востока виден во всех деталях: огромные вазы ручной работы, пышные убранства знати, высокий тюрбан султана, струящиеся наряды наложниц, затейливые узоры, пестрые ковры и ткани, нарочито небрежно обрамляющие сцену…

История корсаров начинается со сцены кораблекрушения. В воздухе зависает копия настоящего корабля того времени, реалистично нарисованные волны движутся и создают иллюзию шторма. Яркий свет, будто молнии, пронизывает пространство. После того как предводитель корсаров Конрад и двое его друзей выживают в схватке со стихией, начинаются их приключения.

Зрители видят трюки, бои, наблюдают за историей любви корсара и невольницы и радуются счастливому финалу. Все это приправлено многоликой хореографией балета. Зал успевает посмеяться над семенящим по сцене Сеид-пашой, умилиться вместе с ним проказам Гульнары, посочувствовать похищенной Медоре, полюбоваться танцами алжирских и палестинских невольниц...

В 71-м театральном сезоне балет «Корсар» в редакции Фаруха Рузиматова на сцене можно будет увидеть 14, 15 и 16 июня. Билеты можно приобрести на сайте НОВАТа.

Текст: Марина Чайка
Фото: Виктор Дмитриев

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно