Журнал
поделиться

Что за мелодия? Классическая музыка, украсившая современные фильмы

#Театр/кино
Что за мелодия? Классическая музыка, украсившая современные фильмы

Классическая музыка, порой, приходит в нашу жизнь не через парадный вход. Самый мощный инструмент для популяризации классики - кино. 

Совсем необязательно писать что-то новое, чтобы отобразить на экране нужное настроение. Зачастую бывает достаточно воспользоваться цитированием. Подобранный саунд в какой-то момент сливается с идеей фильма и начинает восприниматься исключительно в связке с визуальной составляющей. TeatrALL рассказывает как раз о таких примерах.

«Смерть в Венеции», Лукино Висконти

В одном из интервью композитор Леонид Десятников поделился байкой, связанной с музыкой Густава Малера, использованной Висконти в этой киноленте: когда режиссер предъявлял материал и музыку Малера какому-то американскому продюсеру, тот сказал: «Мне этот парень нравится. Нельзя ли с ним поработать над еще какой-нибудь картиной?».

В масштабах всей Пятой симфонии, написанной Малером в 1901-1902 гг., адажиетто кажется удивительно миниатюрным. Именно эта часть благодаря экранизации рассказа Томаса Манна, получила широчайшее распространение и одно время воспринималась массами исключительно как саундтрек. Музыка адажиетто развивается по кругу, волнообразно нарастая, наполняясь энергией и восходя к все более высокому тону после чего бурно ниспадая, словно под тяжестью, и угасая в финале.

Описание фотографии

А между тем, если затрагивать технические особенности Пятой симфонии, то для композитора она оказалась самой трудной, о чем он признавался в своих письмах. Малер сам дирижировал ее премьерой, однако остался неудовлетворен результатом, равно как и его соратники. Малер возвращался к оркестровке несколько раз. Всего им было создано три редакции. В последнюю, осуществленную им незадолго до смерти, было внесено 270 правок в инструментовке. Переработки затронули и адажиетто.

Сама личность Малера стала прототипом героя фильма Висконти – Густава фон Ашенбаха. Правда, в литературном оригинале речь идет о писателе, а не о композиторе.

Кстати, Висконти с детства испытывал тягу к классической музыке. Несмотря на свое итальянское происхождение, Вагнер ему был ближе. В 1969 году был выпущен его фильм с вагнеровским названием «Гибель богов», а в 1972 году – «Людвиг», в котором Висконти запечатлел образ великого немецкого композитора.


Описание фотографии

«Остров проклятых», Мартин Скорсезе

Четвертая совместная работа Скорсезе и Леонардо Ди Каприо, психологический триллер по роману «Закрытый остров» Денниса Лихейна – восторг для любителя классики. В саундтрек к фильму вошли сочинения композиторов XX века: ранние произведения авангардиста и пионера алеаторики Джона Кейджа, пассакалья из 3-й симфонии Кшиштофа Пендерецкого, виолончельная пьеса из цикла «Гимны» Альфреда Шнитке, а также Дьёрдь Лигети (венгерский авангардист), Мортон Фелдман (американский композитор, стиль которого часто именуют как «австрактный экспрессионизм»), Джачинто Шельси (один из крупнейших реформаторов музыкального языка второй половины прошлого века). И это далеко не полный список.

Более других публике запомнился ля-минорный неоконченный квартет для струнных и фортепиано уже упомянутого классика Густава Малера. Забавно, что в начале в 50-х Малер в США был не слишком известен, а его фортепианный квартет впервые прозвучал после почти 90-летнего забвения лишь в 1964 г. Анахронизм на лицо.

Описание фотографии

«Пятый элемент», Люк Бессон

Албанская оперная певица Инва Мула, став в блокбастере Бессона голосом эзотерической инопланетянки Плавы Лагуны, навсегда, кажется, обзавелась ярлыком. Волшебный голос из «Пятого элемента» – такие рекламные ходы сопровождают ее сольные исполнения повсеместно.

Люк Бессон всегда восхищался талантом легендарной Марии Каллас. Поначалу именно ее голос он хотел использовать в фильме, но ее запись 1950 года арии «Oh, giusto cielo!.. Il dolce suono» из оперы Доницетти «Лючия де Ламермур» имела технические несовершенства, поэтому агент Каллас Мишель Глотц, посоветовал обратиться к Муле. Певица согласилась на участие в проекте и за несколько дней записала партию, которая впоследствии и стала знаменитым выступлением Дивы.

В 2013 году Инва впервые приехала в Москву, чтобы выступить с Национальным Филармоническим оркестром России в Светлановском зале Дома музыки.

Описание фотографии

Источник: teatrall.ru

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно