Вокалистка коллектива Яна Булгакова рассказала о том, почему стала вегетарианкой, как йога познакомила ее с коллегами по сцене и почему она любит петь на бенгали, санскрите, древнеарамейском и других языках.
«Я пришла к мысли, что никому не причиню вреда»
— Яна, группа Cosmic Love существует не так давно. Чем ты занималась до появления коллектива? Была ли музыка в твоей жизни?
— Была. В подростковом возрасте я пела в готической группе. На самом деле, готика для меня тоже была своего рода духовным путем. Это уединение, погружение в себя, в свой внутренний мир, уход от социума. Потом в университете я встретила девушку, тоже вегетарианку, и она позвала меня на йогу. А йога привела меня к ребятам, с которыми теперь мы делаем Cosmic Love.
— Многие к вегетарианству приходят через йогу, а у тебя наоборот.
— Да, причем пришла к этому еще в детстве. Как-то я гостила в деревне у бабушки в тот момент, когда нужно было зарезать поросенка. Первое, что меня зацепило, что до этого дедушка очень его любил, а тут со своим хорошим и любимым смог это сделать. Второй момент — поросенок кричал совсем как человек. И у меня пришло мощное внутреннее ощущение, что ни одно животное не пойдет осознанно на такую смерть, что здесь что-то не то. Дальше логическая цепочка обрывалась. Но я пришла к мысли, что никому осознанно не принесу вреда. Вот тогда все и началось и в итоге привело меня к Cosmic Love.
— Расскажи, как йога привела тебя к будущим коллегам по сцене.
— Когда начала заниматься йогой, стала ездить на разные семинары. В Горном Алтае проходила одна из таких тусовок, где собралось более 200 человек из разных регионов России. Мы жили там неделю, а в конце по традиции проходил концерт, где каждый мог показать свои творческие таланты. Там мы перед друг другом и засветились. Но потом разъехались каждый в свой город, года три-четыре ходили вокруг да около, не могли найти общие точки соприкосновения, чтобы начать что-то делать. Но спустя пять лет после знакомства снова встретились на йога-фестивале и решили, что время пришло.
«Когда слышишь звуки, словно память ДНК пробуждается»
— У Cosmic Love очень интересный репертуар — ты поешь на самых разных языках: бенгали, санскрите, древнеарамейском, русском и английском. Откуда материал?
— Мы много путешествуем, в частности, были в Индии, где посчастливилось встретить учителей музыкального искусства. Очень понравилось, что они делают, захотелось научиться и нести эту музыку дальше. Песню-молитву на древнеарамейском я услышала от девушки, которая живет в Норвегии, и очень вдохновилась. Пела ее еще до рождения нашей группы.
Вот так повсюду находим песни и в своей интерпретации даем им еще одну жизнь. Произношение и музыкальные тонкости, например, по бенгали и санскриту, узнавали, созваниваясь по скайпу с носителями культуры и с экспертом из Америки — человеком с европейским складом ума, но отлично владеющего этими мелодиями. Через него было проще понять многие тонкости, которые людям, не являющимся носителями языка, даются тяжело.
— Для того, чтобы исполнять такие песни, нужно еще и глубоко понимать их смысл. Это не только другой язык, но и другая культура, менталитет. Возникают ли с этим проблемы?
— Видимо, сказываются годы практики йоги и медитации, благодаря которым начинаешь чувствовать многие вещи. Когда слышишь звуки, словно память ДНК пробуждается. Ты настолько погружаешься в текст и начинаешь резонировать с этой атмосферой, что словами не описать.
— Есть песня, которая проникает в самые глубины сознания: когда поешь и чувствуешь, как она заряжает?
— Все наши песни такие. Другое дело — в каком месте и в какое время она попадет и совпадет… Для меня песня Abwoon D’bashmaya (на древнеарамейском языке) особенная. По своему музыкальному, вокальному развитию она очень сильная: из спокойного состояния идет нарастание, затем пик, из которого снова выходишь в спокойствие.Эта песня не оставляет равнодушной не только меня, но и многих других.
— А есть любимая русскоязычная песня из репертуара? Расскажи ее историю и чем она цепляет?
— Сложный вопрос. Все русские песни, которые мы поем, в основном авторские, поэтому все любимы, каждая — наше детище. Но, пожалуй, из последних, есть две песни «Сигнальная волна» и «Этот Мир», между которыми наиболее любимую выбрать сложно. Они разные, но в них получилось сказать о многом и раскрыть всю задумку проекта «Cosmic Love».
«Сигнальная волна» открывает перед нами космос с неизведанными в нем мирами и внеземной жизнью, которая, как мы верим, существует. «Этот мир» — уже более «земная» песня, в ней речь идет о человеке и природе, о времени через которое они прошли, существуя вместе. Куда приведет в будущем это сожительство, в условиях, когда человек возомнил себя царем и не понимает истинной ценности этого богатства? Нам кажется, что время меняется, и люди начинают просыпаться. Это обнадёживает и заставляет верить в то, что каждый из нас научится использовать бережно и с умом то, что дает нам природа.
«Творчество должно вдохновлять к прогрессу»
— Наверняка и места, в которых удалось побывать, способствуют такому погружению: Индия, Горный Алтай…
— Да, они очень заряжают. Когда приезжаю в такие места, не хочется никакого общения с людьми: вся суета, разговоры ни о чем, теряют всякий смысл. Все, что нужно — побыть в тишине, закрыть глаза, помедитировать, соединиться с местом, в котором находишься.
— Знаю, ты проводишь для женщин «Колыбельная Вечера», где не просто исполняешь песни, но и делишься вековым женским знанием. Откуда оно приходит, что это за знание?
— Проводила, сейчас нет. Чтобы вдохновлять и вести других женщин, нужно определенное состояние.
У меня есть две крайности. Иногда просыпается состояние, когда ты словно вне времени и вне возраста. В нем становишься проводником, человеком, который может поделиться чем-то очень важным. Иногда впадаю в девочку. А на занятия приходят женщины гораздо мудрее и взрослее меня, чему мне их учить? В состоянии девочки я больше люблю учиться сама. Вот сейчас у меня как раз такой период. Но в какой-то момент происходит перенасыщение знаниями. Когда достигаю такого пика, чувствую, что могу пустить знания в мир, тогда иду и делюсь.
Информация приходит отовсюду: из путешествий, встреч с духовными учителями. Очень люблю семинары Елены Московченко. Для меня это эталон мудрости, женщины в глубоком понимании смысла этого слова. Когда общаешься с ней и другими носителями знаний, словно генетическая память просыпается.
— Ты участвуешь в создании проекта RAWA, расскажи о нем. Что такое мир прогрессивного творчества?
— Эта идея пришла из Индии. Мы были там на концертах, которые назывались RAWA (Renaissance Artists and Writers Association) — Ассоциация деятелей искусства и писателей Возрождения, наш продюсер Стас Косаржевский решил развивать этот формат в России, мы его поддержали.
Нам понравилась главная идея фестиваля, которая заключается в том, что творчество должно быть актуальным, нести в себе то, что вдохновляет к прогрессу, движению. Очень важно, какой посыл и эмоции творчество несет людям.
— В чем миссия вашей группы?
— Мы объединяем разные стили музыки, которые могут быть близки многим людям. Само название Cosmic Love вроде звучит слащавенько — нам об этом иногда говорят. Но мы совершенно не так его воспринимаем. Каждый человек понимает, чувствует, хочет любови, откуда бы и кем бы он не был. Это универсальный язык. Для нас универсальный = космический. На разных языках мы поем о глубокой любви, о многообразии ее проявлений и выражений.
— В этом году помимо RAWA группа выступила еще на нескольких этно-фестивалях. Вернулись заряженными или наоборот всю энергию отдали зрителям?
— Нас выматывали сами путешествия, потому что до площадок мы добирались со всеми инструментами и сумками с вещами. Но когда поднимаешься на сцену, происходит что-то невообразимое. Лично для меня сцена — определенная стихия, которая дает постоянный обмен энергией, и чем больше отдаешь, тем больше получаешь. К ВОТЭТНО! — это был последний фестиваль в этом году — мы уже изрядно устали, у меня болело горло и поднялась температура. Было ветрено, еще и дождь начался… Думала, что выйду на сцену и упаду. Но стоило только подняться на нее и все как рукой сняло. Несмотря на непогоду, отдача была классная. Мы погрузились в особое состояние и концерт прошел очень удачно. Это впечатлило.
«Концентрируйтесь на любви»
— Ты уже несколько лет практикуешь медитацию. Помогает в творчестве?
— Я практикую два раза в день: этим обязательно начинается мой день и этим же, как правило, заканчивается. Это как встать утром с правильной ноги: не помедитировал с утра — день насмарку, поэтому уже давно не рискую пропускать утреннюю практику. А вечером обязательно нужно перегрузиться: перед сном сбросить все события, произошедшие за день.
Медитация для меня — не релаксация. Это определенная работа ума, которая дает больше концентрации, помогает сонастроиться с миром — это очень важно для творческих людей, которые пишут песни или стихи. Если не чувствуешь этот мир, не резонируешь с ним, то что ты сможешь ему дать?
— Расскажешь о своей технике?
— Техника секретная — у меня есть определенное посвящение, которое дал мой учитель, я обещала никому не рассказывать. Вообще, я бы советовала искать свой путь.
Можно сесть с закрытыми глазами, сложить ноги в полулотосе или лотосе (это зависит того, что позволяет тело), обязательно выпрямить спину (это очень важно, потому что в основании копчика спит наша энергия кундалини, которая благодаря практике пробуждается и поднимается вверх. А куда она поднимается, если вы сгорблены?). Далее — наблюдайте за своим дыханием. Допускайте только мысли: «Я дышу», «Я существую», «Мне хорошо».
Максимально расслабьтесь. Как говорится, о чем думаешь, за тем идешь. Советую в медитации концентрироваться на любви: просто отдыхать и наполняться теплом, светом. А потом идти и дарить свою любовь. Потому что, если этого не делать, то грош цена медитации.
Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Елена Серебрякова и архив Яны Булгаковой.