Журнал
поделиться

«Лодочник»: мистерия о всепобеждающей любви

#Театр/кино
«Лодочник»: мистерия о всепобеждающей любви

Театр «Драма Номер Три» из Каменск-Уральского представил на «Ново-Сибирском транзите» постановку по пьесе Анны Яблонской. Посмотрели, делимся впечатлениями.

«Пустота вероятней и хуже ада»

Спектакль этот уже очень полюбился в своём родном городе, кроме того, попал в этом году в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска». В Новосибирске постановку ждали с нетерпением.

Это действительно интернациональный спектакль. Автор пьесы — украинка Анна Яблонская, режиссёр Галина Полищук — из Литвы, артисты — русские.

— Как утверждал кто-то из великих, театр говорит о смерти ради утверждения жизни, — рассуждает актёр и PR-менеджер театра «Драма Номер Три» Владимир Скрябин. — Несмотря на то, что за «Лодочником» тянется шлейф того, что это последняя пьеса автора (Анна Яблонская погибла во время теракта в Домодедово – прим. авт.), и ей говорили — не пиши о смерти, она тебе отомстит, эта история мне кажется сказочной. А я очень серьёзно отношусь к сказкам, потому что считаю их кодом глубокожизненных вещей, переданных нам в виде безделушек.

Первое, что, конечно, отличает постановку от других — нетривиальные декорации. Ёмкость, заполненная водой, стены, создающие эффект тоннеля. Сразу становится ясно — сухим из воды выйти не удастся. Она здесь — отдельный персонаж. И герои виртуозно научились с ней взаимодействовать. Здесь веришь каждому из персонажей, будь то Смерть, Поэт-Лауреат Нобелевской Премии или Женщина с ведром.

«Мы боимся смерти, посмертной казни. Нам знаком при жизни предмет боязни: пустота вероятней и хуже ада. Мы не знаем, кому нам сказать «не надо».

Но особенно волнительно наблюдать за главным героем.

«Я понял, что ничего невозможного нет»

У никчёмного, одинокого, вечно пьяного сторожа, сменившего множество мест работы и мечтавшего некогда стать писателем, только одно светлое воспоминание в жизни — его любовь к девушке Оле, которая бросила его 15 лет назад.

Пожалуй, именно такой кандидат — с пустотой в душе, без привязок и целей в жизни - лучше всего подходит на вакантное место лодочника через необычную реку, которая на «С» начинается и на «с» заканчивается… По крайней мере, так решает Женщина с Косой.

«Необязательно умирать, чтобы умереть»

Сторож принимает предложение (деньги обещают хорошие), хотя и сомневается, что найдутся желающие переправляться на лодке за 10 рублей, когда рядом есть мост. Однако пассажиры маршрута в один конец обращаются к нему регулярно.
Он начинает получать неплохие деньги, бросает пить, ему предоставляют квартиру с евроремонтом, жизнь, вроде, налаживается. Но внутри-то по-прежнему пусто.

— Это человек в некоторым роде слаб духом, — говорит исполнитель главной роли Иван Шмаков. — Если что-то не получается, не складывается в жизни, он плывет по течению, пока не встречается с какой-то преградой, за которой видит то, что ему всегда хотелось: своё счастливое будущее, свою любовь. В этот момент он меняется и идет вперёд напролом, несмотря ни на что, жертвуя многим. Эта роль дала многое. Я в очередной раз понял, что ничего невозможного нет. Все зависит от человека и его желания, целеустремленности.

Для героя переломным моментом становится тот, когда однажды в его лодку садится та самая Оля, которую он любил. Она в коме, её отправили за реку «на экскурсию». Возвращаться обратно Оля не желает. Надеется, что хотя бы здесь сможет найти себе «нормального мужика на белом коне».

«Вся моя жизнь зависела от глупостей. А потом глупости сложились в паззл. Одно большое недоразумение».

Лодочник отправляется в больницу, где она лежит и выясняет, что у них с Олей совместная дочь. Тогда решает во что бы то ни стало вернуть свою любовь обратно, на «этот» берег.

Для того, чтобы как следует подготовиться к вызволению любимой, Лодочник обращается к йогу: «йоги смерти не боятся», учится притворяться мёртвым в шавасане, приводит мысли в порядок).

Вступив в схватку со смертью (которая, впрочем, «просто делает свою работу»), он побеждает, воссоединяясь с любимой и их дочерью.

Хэппи-энд в истории про смерть

Сами актёры говорят — это женский спектакль, замешанный на тоске о сильном мужском плече.

Критики считают эту пьесу самой слабой у Анны Яблонской. А актёры признаются — при знакомстве с литературным материалом были сомнения.

— Я не сразу понял финал, мне он показался банальным что ли… ни туда, ни сюда, — признается Иван Шмаков. — Там такой кисель намешан… Фауст, Орфей… Но в процессе работы находил в герое что-то близкое себе.

Успех спектакля Владимир Скрябин объясняет несколькими причинами.

— Во-первых, успех в самой теме, поскольку по статистике женщины ходят в театр чаще мужчин. Во-вторых, как отметил даже Павел Руднев (председатель Экспертного Совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит» — прим.авт) — в постановке мало к чему можно придраться с точки зрения режиссуры. Для Галины Полищук в момент работы над спектаклем была важна эта тема пропуска своего пути, который тебе предназначен, невозможность или возможность снова выйти на него. В-третьих, всё это совпало с особенностями сценографии.

Актёр Олег Меньшенин (роль Секретаря) видит ещё одно достоинство:

— Мне кажется, эту пьесу написал счастливый и светлый человек, который  искренне умеет любить.

Хэппи-энд — не то, чего ждёшь от этой истории про смерть, Стикс, Харона, смирившихся со своим уходом на тот берег персонажей. Но если не любовь, то что может спасти этот мир?

фото: Театр «Драма Номер Три»

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно