Журнал
поделиться

Мнения профессионалов: «Современный театр — торкающий, вышибающий из равновесия, подобный броуновскому движению»

#Театр/кино
Мнения профессионалов: «Современный театр — торкающий, вышибающий из равновесия, подобный броуновскому движению»

В рамках «Ново-Сибирского транзита» в «Красном факеле» прошел круглый стол. Ведущие театральные критики и члены жюри крупнейших фестивалей рассуждали о том, какой он — современный театр и по каким критериям его определять. Побывали, записали, делимся.

«Театр дико развивает мозги»

Модератором круглого стола «Современный театр и его восприятие» выступил Роман Должанский, — обозреватель газеты «Коммерсантъ», арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра Наций. Он же и начал беседу:

— Заявленная нами тема сейчас горячо обсуждается в связи с обстановкой в культурной политике России. С одной стороны, театральное искусство по определению современно, ведь созидается здесь и сейчас. Не существует каких-то зафиксированных образцов.

И даже театры, которые выбирают для репертуара забытые пьесы 50-летней давности, все равно являются интерпретаторами и частью современного искусства.

А с другой, существует двойственность этого понятия. Современный — принадлежащий к одному времени или передовой, отвечающий сегодняшнему мышлению, не старомодный. Нам интересно второе значение и мы попытаемся понять, какие средства художественной выразительности ему соответствуют.

В сознании зрителя чаще всего это: современный текст, костюм, перенос действия, изменение привычной конфигурации пространства, применение технических средств — в частности, видео, смешение жанров и появление театров, в которых играют не актеры, а непосредственные носители жизненного опыта, «эксперты повседневности». Пример — инклюзивный театр, где участвуют люди с особенностями развития. Еще один критерий — разрушение зоны комфорта. Примером могут служить квесты.

Дина Годер, театральный критик, руководитель и преподаватель «Школы культурой журналистики», программный директор Большого Фестиваля Мультфильмов, член экспертного совета Фонда Михаила Прохорова, неоднократный член экспертных советов и жюри многих российских и зарубежных фестивалей:

— А я для себя выработала такой критерий: сидишь на спектакле и рассуждаешь, мог ли он быть поставлен лет 10 назад. И если мог — значит, не современный. Хотя для человека, который пришел в первый раз, все иначе, все свежак.

Всегда вспоминаю случай, когда пришла в Александринский театр во время ремонта. Я спросила: «Восстанавливаете исторический вид?» Они ответили вопросом: какой именно исторический? Слоев ремонта оказалось очень много. Так и с театром.

Вопрос в том, чего мы от него хотим: бояр с бородами или что-то посвежее. Но в любом случае, как и любое другое искусство, он сделан для того, чтобы мы учились думать, и дико развивает мозги.

«На бояр с бородами никто не пойдет»

Глеб Ситковский, — театральный критик, неоднократный член жюри и экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска». Театральный обозреватель газеты «Ведомости»:

— Ставя что-то посвежее, директор театра понимает, что нужно рисковать. С одной стороны, если всегда будет делать так же, как и вчера, потеряет публику. А с другой, можно наткнуться и на скандалы, и на триумфы. Придется доверять режиссеру.

Хотя когда кричат «Браво!» или освистывают — это лучше, чем если вежливо похлопали, разошлись, а в следующий раз остались у телевизора или пошли в кино. Скандалы полезны. Ими сопровождалось любое новое явление в театре.

А еще хочу добавить, что никто не может повлиять на его развитие: ни те, кто советуют сохранять традиции, ни те, кто кричат, что он должен быть современным. Это живой организм, который все равно будет двигаться вперед, сколько не требуй: «Хочу бояр с бородами на сцене!» Зрители не пойдут на бояр.

Три года назад был в Новосибирске в качестве эксперта театральной премии «Парадиз» и заметил, что появилось много точек, где собирается молодая публика. Это вопрос смены поколений: зрителей и актеров. Никто не хочет смотреть на лысых дяденек и старых толстых тетенек. Мне кажется, что современный театр — это как раз тот, куда ходит современная публика.

Виктор Борзенко, театральный обозреватель, кандидат филологических наук, автор ряда научных статей, шеф-редактор журнала «Театрал»:

— Критерии современности театра постоянно меняются, даже на протяжении сезона. Это живое, почти броуновское движение. Вот поставит режиссер спектакль, который будет одной из вершин искусства, но его поймут 5 человек из 50-ти. И начнется жуткий крик: «Это деньги налогоплательщиков и расходуются они не туда». Для артистов, практиков театрального дела это будет достижение, а для широкого зрителя — непонятное явление в искусстве. Критерий зависит и от скандалов, и от количества болевых точек, которые возникают на протяжении сезона.

«Современный спектакль должен вышибать из равновесия»

Жанна Зарецкая, театральный критик, руководитель отдела «Культурная столица» интернет-портала Fontanka.ru, соучредитель Санкт-Петербургской театральной премии «Прорыв»:

— Я определяю современность так: спектакль должен вышибать меня из равновесия. Эдвард Горден Крэг (английский актер, театральный и оперный режиссер эпохи модернизма, — прим. авт.) говорил, что первым делом артист обязан вывести зрителя из состояния снобизма, уюта и комфорта. Чтобы искусство не воспринималось как услуга. Поддерживать эту зрительскую позицию вредно.

Ведь услуга должна полностью оправдывать ожидания. Поэтому за антрепризы публика платит большие деньги и с таким удовольствием, словно в зоопарке, смотрит на именитых актеров.

А человек, который имеет большой театральный опыт, идет и мечтает, чтобы его удивили, потрясли, чтобы в голове что-то сместилось. Здорово, когда не просто посмотрел классику и забыл, а когда в голове остались ребусы, которые нужно разгадывать…

«Мы должны вербовать людей»

Роман Должанский:

— А еще важно признать, что идет борьба за зрителя. Поэтому в театре нужно развивать отделы маркетинга, чтобы искать и «выцеплять» каждого по отдельности. Случается, что постановка захлебывается раньше, чем находит свою публику.

Олег Лоевский, — председатель жюри «Ново-Сибирского транзита», театральный критик, основатель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля «Реальный театр», основатель и идеолог Всероссийской творческой мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр», член экспертного совета и жюри различных театральных фестивалей:

— Это связано с тем, что исчезло понятие «публика», а появилось — «сегмент». Главное слово, которое должны усвоить сейчас театры — вербовка. Нужно завербовать как можно больше людей, чтобы продолжалось наше дело.

Шутку про то, что основные провинциальные зрители — девушки добрачного возраста, женщины после первого развода и пожилые дамы после смерти мужа, я повторяю уже много лет. И она все еще актуальна. Это, конечно, большой, но все же не единственный сегмент. К сожалению, часто только его и учитывают, составляя репертуар.

«Мы этого не продадим! Наш зритель этого не любит!», — популярная сейчас формула. Но нужно не об этом думать, а менять стратегию рекламы. К примеру, чтобы поймать молодого зрителя, следует работать в соцсетях. Однажды в Прокопьевске мы отменили всю внешнюю рекламу и стали вывешивать баннеры и демотиваторы в социальных сетях. Зал сразу же заполнили люди до 30 лет. Так что все возможно.

А критерий современного театра у меня простой: «торкает»-«не торкает». Я должен попасть в какое-то новое эмоциональное поле. И печально, когда режиссерами становятся молодые ребята, прошедшие через творческие лаборатории, и у них начинается обычный унылый театр. Все тот же репертуарный пирог: дежурная классика, комедия, сказка и бенефис. Поэтому современный театр и важен, и нужен.

Текст: Марина Чайка
Фото: Фрол Подлесный

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно