Журнал
поделиться

«Пламя Парижа»: революционный балет на сцене НОВАТ

#Театр/кино
«Пламя Парижа»: революционный балет на сцене НОВАТ

19, 20 и 21 ноября новосибирские зрители увидят долгожданную премьеру  спектакль, который до этого был в афише нашего оперного театра в далёком 1971 году. О реконструкции гениальной постановки хореографа Василия Вайнонена, особенностях и сложностях балета, декорациях и работе с сибирскими артистами рассказали балетмейстер, режиссёр-постановщик Михаил Мессерер и солист Михайловского театра Иван Васильев.

Великая французская революция, борьба за свободу и равенство, молодость и решимость, любовь и смерть… На сцене оперного театра   генеральная репетиция перед премьерой.

 В Новосибирске очень хорошая труппа,  —  рассказал режиссёр спектакля Михаил Мессерер,  очень сильные ведущие танцовщики, прекрасный кордебалет, есть ряд интересных актерских дарований!

Но всё внимание в премьерные дни приковано к солисту Михайловского театра Ивану Васильеву и солистке Мариинского Оксане Бондаревой.

Героя Ивана  —  марсельца Филиппа  —  уже с восторгом принимали зрители Москвы и Петербурга, Лондона и Нью-Йорка. Сам он к этой роли относится по-особенному:

Это очень техничный, мужской балет. Танцуя партию Филиппа, нужно как минимум хорошо прыгать и заводить толпу. Спектакль очень яркий,  интересный, интригующий, динамичный. Сравнивать с другими постановками  было бы странно, но по силе танца он ближе всего к «Спартаку» и «Дон Кихоту».

На новосибирской сцене Иван уже не в первый раз и, признаётся, всегда чувствует себя здесь уютно и комфортно, несмотря на грандиозные размеры сцены.

О масштабах сибирского театра говорит и Михаил Мессерер:

- Мы привезли спектакль, который петербургский зритель видит уже несколько лет. Отличие постановок только в масштабе здесь намного больше сцена, поэтому мы стараемся играть шире, оркестр в этом театре тоже звучит масштабнее, и мне это всё очень нравится!

Роскошные декорации, привезённые из Санкт-Петербурга, тоже пришлось адаптировать под огромную сцену НОВАТ. К слову, меняются они в каждом акте: лес, богатый убранствами дворец, площадь Парижа…

Сам спектакль имеет непростую историю. Хореографию Василия Вайнонена, поставившего этот балет в 1932-ом году, Михаил Мессерер с кропотливостью реставратора собирал буквально по крупицам:

Вайнонен великий хореограф, для меня большая честь прикоснуться к творению гения. От первоисточника мы сохранили примерно 70%, остальные 30% мне пришлось доставить самому и стилизовать в его ключе. На плёнке с записью первой постановки сохранилось всего минут 20. Если собрать отдельные кадры набирается 24 минуты. Слава богу, сохранилось много фотографий, я использовал каждую, которую смог отыскать в музеях России и за рубежом. Нашлись так же воспоминания вдовы Вайнонена, где она описывает его танцы. А ещё я с детства слышал об этом спектакле дома, потому что моя мама Суламифь и дядя Асаф Мессерер были его первыми исполнителями в Москве. Мне и самому ребёнком довелось танцевать в нём детскую партию. Уже юношей, учась в старших классах балетной школы Большого театра, видел его московские вариации, а затем в ГИТИСе мои учителя - Раиса Стручкова и Александр Лапаури показывали эпизоды из первоисточника.

По словам Михаила Григорьевича, благодаря всему этому, он познакомился со спектаклем настолько, насколько можно быть знакомым с постановкой, которая не шла столько лет.

Можно сказать, я «надел шляпу» Василия Вайнонена, постарался понять, как бы он поставил спектакль сегодня, рассказывает режиссёр, мне хотелось восстановить спектакль так, чтобы его было интересно смотреть современному зрителю. 

«Пламя Парижа» —  это достояние российского, мирового балетного искусства. Мне кажется, жанр классического танца имеет право на выживание.

Во всяком случае, я его очень люблю. Мы не должны забывать о нашем прошлом, о нашей базе. Тогда и самые смелые эксперименты не будут восприниматься с негативом.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Алексей Кудинов, сайт Михайловского театра

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно