Журнал
поделиться

РетроПерспектива: вспомнить всё

#Театр/кино
РетроПерспектива: вспомнить всё

Не каждый сегодняшний зритель успел увидеть «Макбет» Тимофея Кулябина или тем более «Три сестры» Олега Рыбкина. Но услышать о них – номинантах национальной премии «Золотая Маска» – мог вполне. Отчего тот или иной спектакль покидает репертуар и можно ли его посмотреть после этого? Как вернуться в театральное прошлое и взглянуть на него заново? В поисках ответов «Красный факел» придумал проект «РетроПерспектива» – серию видеопоказов архивных спектаклей театра на большом экране раз в месяц и творческие встречи с артистами.

Открывать проект волею судьбы выпало спектаклю Тимофея Кулябина «Пиковая дама» по повести Александра Пушкина. Александр и Юрий Дроздовы, сыгравшие трикстеров, и Антонина Кузнецова – исполнительница роли Лизаветы Ивановны – с удовольствием рассказали зрителям после показа, как складывалась работа над постановкой. Предлагаем вам окунуться в их воспоминания и впечатления в формате свободного диалога.

Антонина Кузнецова: Это был удивительный период в нашей жизни. Репетировали мы в ещё строящемся театре, он был на реконструкции, и там, где Малый зал, переделывалось всё пространство. Не было отопления, а порой и света, мы все ходили в куртках, перчатках, у нас пар изо рта шёл. Но при этом нам так нравилось репетировать, это было такое счастье! Мы играли спектакль более пяти лет, и удивительным образом материал каждый раз давал мне какие-то новые грани.

Александр Дроздов: У Тимофея Александровича это был, кажется, первый спектакль в Новосибирске. Работа была тесной: мы встречались рано утром, а расставались поздним вечером. Ново было то, что Тимофей Александрович предложил в процессе репетиций посещать… игорные заведения, где мы наблюдали за фокусами с картами. В спектакль, правда, весь этот опыт перенести не удалось. В этом спектакле важны были не только главные персонажи, а любые, даже небольшие роли. Партнёр по сцене не туда встал, невовремя сказал реплику или не так затянулся сигаретой – всё имело значение.

Антонина Кузнецова: Да, у нас была сцена, которая называлась «Письма». Она выверена вплоть до жеста, до звука. Ты мнёшь бумагу – и это является «репликой» для следующего героя. И всё это в достаточно жёстком ритме. Многое было завязано на технических моментах и если что-то заклинивало, то казалось, всё – спектакль можно заканчивать. Приходилось быстро ориентироваться, и не раз нас выручала помощник режиссёра Людмила Белова, за что ей отдельное спасибо.

РетроПерспектива: вспомнить всё Сцена из спектакля «Пиковая дама»

Юрий Дроздов: В конечном итоге, этот спектакль можно было назвать «швейцарские часы», потому что шёл он всегда секунда в секунду. Техника ломалась, а артисты – нет. Это один из немногих моих спектаклей, при работе над которым не хотелось спать. Утром я вставал гораздо раньше не из-за того, что НУЖНО идти на репетицию, а из-за того, что просто не мог спать. Как говорится, ночь проспать, скорее на работу.

Александр Дроздов: Удивительной была реакция зрителей на «Пиковую даму» – в таком, казалось бы, классическом материале, они очень много смеялись.

Антонина Кузнецова: И удивлялись! Буквально ахали – особенно на моменте с выпавшей в игре пиковой дамой. То есть у людей открытия происходили (смеются).

Александр Дроздов: На одном спектакле был смешной случай: в самом начале мы быстро-быстро в два голоса с Юрием проговариваем текст и вдруг одна зрительница прямо из зала сказала: «Не поняла». Мы остановились, переглянулись и заново для неё начали произносить этот текст.

Юрий Дроздов: Это, кстати, очень ценная для меня была реплика. Меня прямому общению со зрителем научил французский режиссёр Паскаль Лярю – когда ты стоишь на сцене, видишь глаза зрителей и говоришь прямо им. Ещё забавно, когда зрителя, например, за руку возьмёшь, а он начинает отодвигаться – ну, страшно же. А мне – нет.

Антонина Кузнецова: У спектакля была счастливая судьба – его любили и зрители, и артисты. Когда меня распределили в «Пиковую даму» вместе с народной артисткой Анной Яковлевной Покидченко – это была большая честь и огромная ответственность. Большим опытом было наблюдать, как она готовится к этому спектаклю, как для неё важна каждая деталь, каждая малость, вплоть до того, как у неё сегодня локон в прическе лежит. Она говорила: «Это влияет на меня, значит, это влияет на спектакль». Многому можно было у неё поучиться. Как и у мастеров Дроздовых, которые для меня всегда были некими потусторонними персонажами, а здесь – в работе – стали близкими и понятными.

Юрий Дроздов: Сейчас мы неплотно заняты в репертуаре, но для артиста это лишь очередной важный период: в те моменты, когда появляется простой – не потерять форму, а только набрать. Набрать силу, внутренний багаж, чтобы при случае выплеснуть его. Кто знает, вдруг за дверью стоит режиссёр и сейчас скажет: давай, выходи.

РетроПерспектива: вспомнить всё Засл.арт РФ Сергей Новиков в роли Кузовкина в спектакле «Нахлебник»

Следующая «РетроПерспектива» состоится 22 мая: в 18.30 в Большом зале театра покажут тургеневского «Нахлебника» в постановке Александра Зыкова. Пьеса эта и сегодня звучит современно, потому что написана гением. Из дворянского имения уезжает юная барышня Оля, а обнищавший дворянин Кузовкин, который был приживалом еще у её отца, остаётся жить в их доме. Жизнь эта нелегка – даже слуги считают его кем-то вроде шута. Через 12 лет Ольга, выйдя замуж, возвращается в родовое гнездо. Над Кузовкиным начинает потешаться новое светское общество. Но герой не даст себя оскорбить... 

Хотите узнать, каким образом? Билеты в продаже!

Записала Наталья Притупова, фотографии Бориса Волкова

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно