Журнал
поделиться

Сюрреализм на сцене или как Дали разбрасывал камни

#Театр/кино
Сюрреализм на сцене или как Дали разбрасывал камни

«Безумная жизнь Сальвадора Дали» — биографический спектакль-фантазия о жизни гения. О том, как выдающийся художник XX-го века шел к своими открытиям, творил, эпатировал, общался с галлюцинациями и страстно любил. У зрителей  лишь одна задача — расслабиться и с удовольствием принять фейерверк ярких безумств.

В главной роли — известный актер и режиссер Сергей Янковский. Его сестра Ольга Янковская играет музу гения, а актер Сергей Сафронов исполняет сразу множество персонажей из воспоминаний, картин и подсознания художника. Во время спектакля не стоит напрягаться и возвращаться мыслями к своим делам и заботам. Рецепт удовольствия — быть здесь и сейчас. Тогда весь жанровый калейдоскоп постановки увлекает в мир Дали. Зрителя ждут иллюзион и клоунада, юмор и трагедия. Оттенки, из которых состояла такая неоднозначная жизнь Сальвадора.

Маска Дали

Однажды он надел ее и больше не снимал, лишь иногда, на время, приоткрывая настоящее лицо для самых близких. Возможно, причина личного «карнавала» в страхах и фобиях из детства, в том, что сверстники не принимали и избегали маленького Дали. В своей автобиографии художник сам рассказывал об этой маске. Она делала его таким, каким его помнят.

Первая сцена — пробуждение Дали:

— Если начать работать, как только проснулся, можно творить, минуя разум! Мы сами — вершина айсберга, а все остальное — бессознательное. И оно управляет. Иначе как объяснить такое количество идиотов? Моя миссия —рассказать о бессознательном. То есть о себе…

И гений сюрреализма приступил. Чтобы сделать рассказ более красочным, он надел ботинки, которые жутко жмут, так как «болезненная скованность ступней до предела обостряет ораторскую способность».

Началась его история, смешанная с фантазиями, галлюцинациями, самолюбованием и верой в собственную гениальность.

В детстве Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. В 6 лет хотел быть кухаркой, в 7 — Наполеоном.

Учитель математики показывал фокусы оптические иллюзии, а книги в библиотеке отца настроили на философский лад и нашептали, что повсюду тайные знаки. Так Сальвадор начал толковать сны, а потом и самого себя, сделав главное свое открытие — творчество тоже должно исходить из подсознания.

Но чтобы понять свои образы он решил поступить в Академию Сан-Фернандо:


— Если сразу накинуться на образы подсознания, не поняв основ и не отыскав традиций, то толкование не получится. Не отточив традиции и не обучившись классическому рисованию, нельзя двигаться дальше. Без строгой выучки, без жесткой матрицы не отлить форму, совершенную во всех смыслах.

Но за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям его выгнали. Тогда молодой человек едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо, а затем вместе с Бунюэлем участвует в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пес». Над рассказом о процессе подготовки к съемке зал плакал…от смеха.

Безумства Дали

Зрители знакомятся с галлюцинациями гения. Ленин на рояле, Фрейд, Гитлер… Сальвадор в водолазном костюме опускается в глубины своего подсознания. Кружевница с картины Вермеера возмущается, что представив логарифмические кривые на полотне, Дали увешивает его рогами носорога. Он все время будто балансирует на грани между образами из подсознания и безумием.

В это состояние увлекают и зрителей. По цене то и дело ходит слон на ходулях, будто сошедший с полотна мастера, Дали бросает в зал камни, а затем выкатывает тяжеленный на вид булыжник.

В итоге огромная декорация прыгает, подбрасываемая зрителями, и возвращается на сцену.
Дали ходит по спинкам кресел, угощает парня из первого ряда вином, меняет 10 долларов на 5 рублей, показывая, как потратил все свое состояние.

Муза Дали

История всепоглощающей любви Сальвадора к своей музе-градиве — Гале Элюар (Елене Дьяконовой) занимает львиную долю спектакля. На протяжении многих лет она вдохновляла художника, наполняла смыслом его жизнь и картины, заставляла много трудиться, учила зарабатывать деньги и славу, помогала не потерять разум в лабиринтах подсознания. Все самые известные работы Дали были написаны, когда Гала была рядом.

Их отношения были сложны. Спектакль заканчивается на печальной ноте расставания, когда Сальвадор уже седой старик. С декорации, которая все время была скрыта от зрителей срывают завесу, и мы видим картину, где в центре она…Гала!

В спектакле принимают участие:
— Сергей Янковский;
— Сергей Сафронов;
— Ольга Янковская;
— Павел Каспаравичус.
Художник-постановщик — Олег Молчанов

Текст: Марина Чайка

Фотографии: Павла Маркина из группы театра Сергея Янковского

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно