Yandex.Metrika

Дорогой друг!

Мы с радостью предоставим тебе возможность оценивать материалы, но для начала давай познакомимся! Зарегистрируйся на нашем сайте через свой аккаунт в социальных сетях, и добро пожаловать!

Перевертыши известных сказок от Майкла Каннингема: не деткам на ночь

16 июня 2016


Одним из литературных событий мая стал выход новой книги лауреата Пулитцеровской премии Майкла Каннингема. На этот раз поклонников американского писателя ждал не роман, коими прославился автор, а сборник сказок. Условных сказок, конечно же — не из тех, что читают детям у кроваток.

Дикого лебедя и другие сказки» Каннингем создал на основе сюжетов давно знакомых. Строго говоря, большинство из сказок, перелопаченных автором, и до этого с трудом можно было назвать детскими. Кого-то съедают, кого-тоубивают, в лучшем случае — обезображивают. Каннингем же переводит эту жестокость в иное русло — скорее, экзистенциальное. Здесь нет абстрактных ведьм и принцесс: все герои — из плоти и крови, со своей биографией, своими неслабыми слабостями и в несколько раз более пугающие, потому что узнаваемые.

Мурашки бегут по спине даже не от того, что ты знаешь — красавицу и чудовище можно встретить на соседней улице, а от того, что автор переворачивает финал истории — такая внешность чудовищу была дана не просто так и от превращения в прекрасного юношу его звериное нутро не поменяется.

Десять интерпретаций Каннингема заключаются не только и не столько в изменении финала — это лишь один из способов посмотреть на историю с другой стороны. Помимо этого, писатель может выхватить линию второстепенного персонажа и сконцентрироваться на нем, показать происходящее глазами не «жертв», а «злодея», рассказать о будущем героев, а то и вовсе оттолкнуться от физического недостатка основного персонажа сказки и сочинить об этом собственную историю. Ни одной веселой или хотя бы забавной сказки здесь, разумеется, не обнаружить — зато пруд пруди меланхолии и ужаса.

Вышедшее издание замечательно тем, что душераздирающие вариации Каннингема проиллюстрированы работами Юко Симдзу — в них, не шутя, весь мир этих сказок. Прекрасно выполненные сами по себе, в контексте они абсолютно соответствуют настроению книги и, думается, читателя. Переворачивать страницу не торопишься и буквально вязнешь в засасывающих историях.

Предыдущая книга Майкла Каннингема называлась «Снежная королева», что тоже, разумеется, прямо отсылало к хрестоматийному сказочному сюжету. Однако в самом романе намеков на Андерсена было чуть, зато была необъяснимая хрустальность повествования, от которой иной раз перехватывало дыхание. Нынешний сборник другой — он, скорее, мясистый, чем душевный, за исключением, пожалуй, волшебного «Стойкого, оловянного». Редко в каком эпизоде этой книги удается воспарить — все больше гнет к городским асфальтированным дорогам, по которым продолжают ходить чудовища и не выбиравшие свою судьбу дикие лебеди.