Журнал
поделиться

Александр Иванов: «Жизнь в поселении означает, что мы выстраиваем вокруг своё личное пространство»

#Дом
Александр Иванов: «Жизнь в поселении означает, что мы выстраиваем вокруг своё личное пространство»

Александр Иванов — путешественник, исследователь, писатель и житель Чачжаевки, первого экопоселения на Алтае, приехал в Новосибирск, чтобы прочитать лекцию о жизни в деревне. Хотя нет, лекция — это слишком официально; этот бородач с лукавым взглядом, скорее, встретился с приятелями за чашкой чая, чтобы поделиться своими рассказами. Пока Саша отвечал на вопросы публики, его дочка Агафья радостно скакала по полу в чайной и ничуть не смущалась нескольким десяткам незнакомых лиц.

«Путешественник, исследователь» — эти определения всего лишь слова, но за ними скрывается целая жизнь, наполненная чувствами, сомнениями, поисками. Мы встретились с Александром, чтобы узнать историю его жизни в экопоселении и вне его. А теперь делится этой историей с вами.

Робинзонские затеи меня всегда интересовали

— Саша, какой была твоя жизнь до Чачжаевки?

— Я родился в Мурманске, школу окончил там же, потом уехал в Тюмень, в медицинский ВУЗ — учиться на врача. Мне всегда нравились травы, интересовало иглоукалывание, поэтому я выбрал специальностью неврологию. Но там выяснилось, что 80% всех болезней имеют глубокие причины, связанные со стрессами, обидами, негативным опытом, пережитым в детстве, и подобным, поэтому я перешёл на психотерапию.

Если идёшь учиться на врача, значит, хочешь людям помогать, но когда видишь, что этого не происходит — это печально, а неврология (несмотря на прекрасный научный аппарат) сама по себе очень мало помогает и большинство пациентов нуждаются в помощи психотерапевта. У меня самого в то время болела спина, я искал причины недуга и так попал в группу холотропного дыхания, после нескольких сеансов спина перестала болеть. Так я выбрал свой психотерапевтический путь. После этого много преподавал — у меня было свое образовательное дело, мы вели семинары по разным аспектам коммуникации, а параллельно с этим я вел приём в частной клинике.

— Когда ты начал путешествовать?

— Я путешествовал всегда: ходил в лыжные походы, занимался туристическим многоборьем. Путешествия для меня — это концентрат жизни. Мне это напоминает работу с фобиями — их можно лечить 10 лет, а можно полчаса, и результат будет одинаковым. Так же и с путешествиями — это та же жизнь, только насыщеннее и интереснее. Раньше я проводил 10 месяцев в дороге, сейчас гораздо более оседлый, но путешествовать не перестану никогда... ну, может, масштабы и направления будут иными.

— Как решил переехать из города в поселение?

— Идея жизни в экопоселении появилась у меня в 2007 году во время путешествия на Курилы — там я познакомился с человеком, который много лет живёт один на острове. А вообще робинзонские затеи, вроде того, как сварить мыло из золы, меня всегда интересовали. Поэтому после возвращения с Курил я начал присматривать себе поселение. Изучил их множество: от европейской части России, включая Кавказ, до Дальнего Востока. Присматривал разные варианты, знакомился с людьми. Большинство были такими, что я сразу понимал: жить с ними не хочу. Не потому что они люди плохие, а потому что многие поселения «идейные», «тусовки по интересам» — в европейской части России, например, очень много «анастасиевцев». Не подходили и природные условия. Например, приехал смотреть участок под поселение в Тюменской области — места красивые: лес, озеро… Но не успел выйти из машины, как с криком «ааааа!» залез обратно — комары меня чуть заживо не съели. После этого стал искать место без комаров. Так появился Алтай.

— Сколько ты уже живёшь в Чачжаевке?

— Официально Чачжаевка появилась 6 мая 2011 года, тогда мы оформили документы на землю, я фактически с того времени и живу. Первую зиму один жил, потом с женой Натальей. Дома у нас тогда не было, мы его только-только начинали строить и жили в бане, там же у нас родилась дочка Агафья. Сын Тихон появился на свет тоже в Чачжаевке.

— Были домашние роды? Дети появились на свет без помощи врачей?

— Да. Но мы серьёзно готовились, много информации изучали, и не забывай, что я врач. У нас была с собой огромная аптечка, но, к счастью, она не особенно понадобилась. Это вообще интересный вопрос. Люди думают, что живя в обычной деревне можно рассчитывать на официальную медицину. Это далеко не так. У нас есть знакомые в одной из окрестных деревень, которые пытались вызвать скорую помощь по поводу серьёзного кровотечения. Им это удалось с третьей попытки… Благо, они неплохо знали законодательство и смогли этим правильно воспользоваться. Пошумели, попугали, скорая-таки согласилась приехать. И это не единственный пример. В городах тоже разные чудеса бывают. Поэтому вообще неплохо учиться быть самостоятельными в этих вопросах. Всем, а не только «жителям леса».

— Как ваши соседи из Кыркылы (ближайшее к Чачжаевке село – прим. авт.) восприняли тот факт, что вы выбрали домашние роды?

— Соседка наша тётя Люда начала причитать: мол, как так, рожайте в больнице, как же вы сами там на горе без врачей будете? Я её спросил: «Тёть Люд, а сами-то вы где родились?» Она ответила: «Вот тут на печке!» И после этого она как-то успокоилась.

В любом поселении должна быть миссия

— Как вы в Чачжаевке выбираете поселенцев? Любой человек может купить землю в селении?

— Выбрать соседа — это, может быть, даже более ответственно, чем выбрать себе супругу-супруга. Потому что жена и муж люди близкие, а сосед, вроде, совсем чужой.

В любом поселении, или же другом сообществе, должна быть миссия. Мало того, она должна быть ясно осознана и прописана. Например, мы объединены одной целью — создать устойчивое сообщество, в котором люди живут в гармонии друг с другом и окружающей природой. Так вот — новый член сообщества должен разделять эту миссию, быть готовым ей следовать, а также подписаться под внутренними «правилами дорожного движения», которые чаще всего оформляются в виде устава. Например, нашим законодательным органом является совет поселения, туда входит по человеку от каждой постоянно проживающей здесь семьи, есть круг поселения, где каждый может высказаться.

Для нас поселение — это, прежде всего, место постоянного проживания, а не дача или место для фестивалей. Поэтому, когда мы ищем себе новых соседей, то ищем людей, готовых постоянно жить в непростых горных условиях.

 — Часто приезжают к вам гости посмотреть село, приглядеть его как место для жизни?

— Поначалу много людей приезжало. Тогда о Чачжаевке только слухи ходили, мы сами жили в палатках и начинали строиться, атмосфера здесь была фестивальная. Сейчас первый поток прошел, можно сформировать мнение по фото и видео в Интернете и решить, стоит ли сюда ехать. Изменился и состав гостей, цели у них другие: приезжают только те, кто имеет представление о Чачжаевке. Случайных людей мало.

— Как у вас складываются отношения с соседями?

— Местные у нас очень хорошие, мы дружим, без них ничего бы не получилось. Самый большой страх у людей — это страх неизвестного. Вот, например, секта сатанистов — это страшно? Вроде, страшно. Но если ты знаешь, что у тебя за горой живет секта сатанистов, которые раз в неделю режут кошку в знак жертвоприношения, деталей становится больше, ты знаешь, чего от них ожидать, и уже не так страшно. А вот если у тебя за горой живет неизвестно кто, и что они там делают, никто не знает — это страшнее. Чтобы людям было проще, нужно уметь объяснить деревенскими тётечкам и дядечкам, что ты здесь делаешь. Без нормальных отношений с местными ничего не получится, на этой почве множество поселений развалились. Вот, представь, я говорю: «Мы создаем ноосферное, экологическое, устойчивое сообщество по детерминированной концепции Вернадского и Махатмы Ганди». «Да ну нафиг! — скажет мужик, хватаясь за дробовик. — Они нас детерминировать хотят!» Поэтому мы говорим, что жили в городе, потом нам стало там невкусно воздух нюхать, и суета надоела, вот мы и уехали.

Здесь есть свой местный «интернет»: приезжаешь в соседнюю деревню, которая от тебя в 7 км, а к тебе подходит человек и объясняет, что ты неправильно грядку сделал. А он её точно не видел. Откуда узнал? Ты думаешь, что сидишь здесь за горой и никто тебя не видит, а новости по сарафанному радио быстро распространяются и все всё про тебя тут же узнают.

— Как находишь подход к разным людям?

— Если в двух словах, то с ними нужно общаться на их языке. Это звучит просто, но это и самое сложное. Одного мужика в деревне мы позвали помочь грузить бревна, сказали, что денег дадим, ему, вроде, и хочется заработать, но с «сектантами» связываться нет желания. В итоге он согласился, но был очень напряженным всю дорогу, и тут бревно с машины падает, мы материмся, мужик выдыхает и говорит: «Фух, вы оказывается нормальные, материтесь, я уж думал сектанты какие!» И всё, дальше мы уже нормально общаемся.

Им тоже хочется общения. Когда соседи видят впервые наши купольные дома, они удивляются: «Что за ерунду вы тут построили?» А потом смотрят, внутрь заходят и говорят: «Прикольно, а можно мне такую беседку построить?» Я понимаю, наше поселение для них непривычно: круглые дома, дома из глины, грядки какие-то странные. Постепенно мы рассказываем соседям о принципах пермакультуры и устойчивого развития простыми словами, и они начинают этим интересоваться, спрашивать, как наш урожай: что получилось, что нет.

«Если можешь не только купить, но и сделать сам — значит, ты устойчив»

— Расскажи и нам, пожалуйста, что такое «устойчивое развитие»?

— Принципы устойчивого развития были впервые сформулированы на съезде ООН в 1980-е годы. Там обозначили такой способ существования на планете, который обеспечит жизнь не только нашему поколению, но и последующим. Устойчивое развитие — это не лучший перевод на русский, вроде как устойчивость — это что-то статичное, а развитие — движение. Лучше звучит «способный к самоподдержанию». Об этом могу говорить очень долго, так как это очень большая тема, многоплановая. Она касается разных аспектов жизни: социальных, экономических, экологических, психологических.

Давайте для примера возьмем одну из тем в экологическом аспекте. Строительство дома. Чем более он энергоэффективен, тем более устойчив. Дом должен накапливать и хранить тепло зимой, а летом сохранять прохладу, у него должны быть теплые стены — это понятно, но хорошо, когда вокруг дома есть ещё, к примеру, теплица. Это как бы второй контур. Хорошо, когда есть не только печное тепло, но и солнечное, то есть окна, направленные на юг, и тепловые аккумуляторы. Чем больше источников соединяются, тем устойчивее система. Хорошо, когда есть вода с ручья, из скважины и дождевая. Если мы качаем воду, то хорошо иметь разные насосы. Это лишь маленькие частные примеры.

Когда все аспекты жизни реализованы, должно появляться устойчивое, постоянное развитие. Этот принцип принят всемирными организациями в теории, но на практике ему стараются следовать только несколько маленьких  государств. От безысходности. Например, Куба, после того как слезла с нефтяной иглы.

Кризис хорош тем, что показывает: на самом деле у нас не всё так классно, как кажется — и помогает развиваться. Кризис — это эволюционный фактор.

Концепции устойчивого развития — это по сути рекомендации ООН: люди послушают, скажут, что всё хорошо, но что им лично с этим делать не поймут, поэтому важен еще один аспект — психологический. Человек должен воплощать в себе эти 3 принципа устойчивости. Как я могу сделать свою экономику устойчивой? Обмен, дарение, бартеры — это то, что приведёт к уменьшению количества долгов и отказу от банковских кредитов. Им на смену придёт система микроодалживания внутри сообщества и развитие местного производства. Я не выступаю против денег, деньги — это хорошо и удобно. Я против того, чтобы они становились религией, а в городах это очень часто происходит.

— Где берут деньги жители деревень и поселений? Как там можно зарабатывать на жизнь?

— В деревнях часто бывает, что денег нет, но есть ресурсы — например, еда. У жителей полный холодильник мяса, овощей, фруктов, почти бесплатное жилье, но они говорят, мол, вот в Москве у людей много денег, забывая, что у тех, кто живет в столице, все средства уходят на обеспечение жизни, оплату еды и жилья. Эти принципы также распространяются шире: местное супротив привезённого, маленькое производство супротив корпораций. Это не значит, что мы против корпораций в принципе, дома у нас также есть мебель из «Икеи», здесь нет противоречия. Но если у меня есть возможность купить еду у товарища, который её делает, я лучше куплю у него, потому что она лучше. Или мы можем, например, обменяться.

Когда речь заходит о том, чем заняться в деревне после города, возникает вопрос, где взять денег, ведь уже нет той городской работы. Жизнь в поселении означает, что мы выстраиваем вокруг своё личное экономическое пространство.

— Чем отличается деревня от экопоселения?

— Современные экопоселения — это попытка вернуть традиционное устройство сельской жизни, которое было ещё до индустриальных реформ. Но кроме возвращения к истокам, есть ещё попытка включить в систему то, что создано человеком в современности. Глупо же отрицать то, что есть? Лучший путь — срединный.

Экопоселение — это, прежде всего, сообщество. Современная деревня давно не эко, у людей нет понимания принципов экологичности. Нормальное явление — скинуть мусор под откос. Или вот момент: люди забыли, как делать многие вещи — сани, черенки от лопат, топорища. Все решается просто: пошёл и купил. В деревнях многое стало по-городскому. Возвращаясь к вопросу об устойчивости: современные деревни неустойчивы.

Что это ещё? Это возможность существовать долгое время без каких-то других влияний: не купить лопату, а сделать её самому. Поэтому мы стремимся к автономности, но пока многое покупаем. Если можешь не только купить, но и сделать сам — значит, ты устойчив.

Здесь ещё важен вопрос энергообмена: на что мы тратим наше время, освободившееся от тяжёлого труда? Автоматизация убила ремёсла и культуру праздников. Сейчас сельские жители вместо того, чтобы вышить рубаху, идут и покупают готовую. Из деревенской жизни ушло творчество. Поэтому люди часто заливают водкой своё беспокойство о тех вопросах, которые каждый человек себе ставит: о жизни, о предназначении, о реализации. В городе вместо водки есть торговые и развлекательные центры. Современному обществу говорят: «Чувак, расслабься, будь классным потребителем! Что ты паришься о смерти?» Я не парюсь, я знаю, что она есть и поэтому я о ней задумываюсь. Был у меня период в жизни, когда я работал в реанимации и пациенты в нашем отделении постоянно менялись, но не потому что они выписывались, а потому что умирали. Лежали они там все вместе: молодые, старые, богатые, бедные. Вот ты смотришь на них и думаешь: в чём разница? Вот этот парень ещё моложе меня, бац, умер. С кем-то разговоришься, уйдешь на выходной, вернёшься, а его уже нет. Богатые умирают так же как бедные. Вот там понимаешь, что живешь не вечно. Для меня это стало мерилом всего: я постоянно задаю себе вопрос, что я буду делать сейчас, если завтра помру? 

— И что ты будешь делать?

— Вот так интервью давать.

Текст и фото: Елена Дубровина.

Что еще почитать на тему «Дом»

Хочу жить в Мира Деревне!

По статистике, эту фразу произносит каждый третий наш гость. Вы можете сегодня впервые услышать о на...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно