Художник, путешественница, тату-мастер — это всё с легкостью сочетает в себе Марина Хальченко. Она не из тех, кто стремится посетить как можно больше стран, для неё путешествия сродни университетам. В каждой новой стране Марина встречает людей, готовых поделиться с ней секретами своего мастерства. Ее история похожа на сказку, где герой идёт искать «то - не знаю что», но в то же время современна и понятна всем беспокойным умам, ищущим дело всей своей жизни.
Неслучайные удачи
— Марина, расскажи с чего все начиналось? Ты сразу родилась такой творческой и талантливой?
— Я родилась во Владивостоке. Там же окончила факультет по специальности «дизайн одежды». Уже тогда я понимала, что оставаться в родном городе бессмысленно — своего развития там я не видела, поэтому после окончания учёбы отправилась в путешествия. Тогда не знала, чего ищу и чему хочу научиться, просто поехала за новыми впечатлениями. А дальше череда случайностей приводила меня к исполнению моих желаний.
Несколько месяцев я жила в Турции. Часто гуляла по рынкам и магазинчикам с этническими товарами, разглядывала вещи и однажды поняла, что хочу научиться резать по кости. У меня не было никакого представления о том, что для этого нужно и где взять материалы, но я рассказала о своём желании турецкой семье, с которой подружилась, и каким-то волшебным образом у них в хозяйстве нашелся станок и инструменты. Тогда я очень увлеклась этим новым ремеслом и сделала множество украшений, которые потом продала в России.
Там же, в Турции, у меня появилась маловероятная, на первый взгляд, идея устроиться на местную фабрику разрабатывать узоры для тканей. Несколько дней спустя меня познакомили с человеком, который сказал, что на его фабрике есть вакантное место и я могу приступить к работе. К сожалению, той возможностью так и не воспользовалась, потому что вскоре уезжала из страны.
— Как ты начала заниматься татуировками?
— Татуировки интересовали меня всегда, а к профессиональному увлечению привело моё любопытство. Уже несколько лет я жила в Китае и однажды познакомилась с ребятами из тату-студии, именно они зародили в моей голове идею научиться делать татуировки. Я знала, что мне нужен учитель, которого буду уважать и следовать ему. Таким человеком оказался мастер Донг Донг, чьи работы мне сразу понравились. Он взял меня в ученики, наверное, потому, что сам когда-то попросился на обучение к мастеру в Японии.
Наши истории во многом схожи. Мы оба страстно любим наше дело и полностью поглощены им. Учитель Донг Донга долгое время не разрешал ему практиковаться на людях, и заставлял оттачивать мастерство рисунка, совершенствуя детали. Мой учитель хотел поступить со мной также, как и его японский мастер, но ему не удалось! :-)
Восточное терпение и русское упрямство
— Как проходило твоё обучение? Татуировки — это не урок правописания, неудачную тату корректором не замажешь… Обучалась на «подопытных» клиентах?
— Я просто рисовала. Время от времени учитель делал замечания, например, говорил: «На твоих рисунках слишком много деталей». Я никогда не была прилежной ученицей и начинала бунтовать, отвечать, что это мой стиль. Донг всегда реагировал спокойно и говорил одно и тоже: «Попробуешь — поймешь!».
Набравшись опыта, часто замечала, что учитель был прав — мелкие детали плохо смотрятся в татуировках. Еще в своих эскизах я часто рисовала длинные прямые линии, учитель говорил мне: «У моего друга ушло 10 лет жизни, чтобы научиться набивать прямые линии». Я не верила. И только после того, как начала делать татуировки на коже поняла, насколько это сложно и почему этот навык приходит только после десяти лет постоянной практики.
Так и шло моё обучение — я рисовала эскизы на бумаге, получала от учителя замечания, переделывала и экспериментировала на себе.
Донг хотел, чтобы я рисовала эскизы на бумаге ещё пару лет, как и он много лет назад, но я понимала, что готова к практике. Свои первые тату начала делать на фестивале уже через одну-две недели после начала обучения, купив одну татуировочную машинку и получив вторую от учителя в подарок. В конце прошлого года Донг Донг сказал мне: «Лети, птичка, я закончил твое обучение». Тогда я и решила отправиться в Таиланд и продолжать делать татуировки.
Деревня художников
— Расскажи о том, чему учишься в Таиланде и как попала в деревню художников?
— Во время первой поездки в Таиланд я познакомилась с художником Пуи. Он рассказал об арт-пространстве, которое создал вместе со своими друзьями на Пхукете, и пригласил их навестить. Я вернулась в Пекин, но мысль о возвращении в Таиланд зрела в моей голове. В итоге решила приехать в Тай и начать рисовать.
События сложились в общую картину очень неожиданно. Я увидела объявление, что Пуи ищет человека, который присмотрит за его студией пока он в отъезде. Мы списались и договорились, что я приеду в начале августа.
Деревня художников на Пхукете — арт-пространство, созданное группой тайских художников-авангардистов. Все дома и студии деревни построены руками творческих людей и почти всегда открыты для посещения. В деревне поводятся выставки, концерты, мастер-классы и благотворительные занятия живописью с детьми.
Сразу после приезда соседи по арт-пространству предложили провести у них выставку. Деревня художников — очень необычное место, каждый дом и студия созданы руками живущих здесь авторов. Дом-студия, за которым я сейчас присматриваю, построил Пуи. Он пять лет собирал выброшенные морем дощечки, красил их и сколотил это симпатичное жилище. В деревне художников всё наполнено духом творчества и любви.
— Как изменилось твое творчество в Таиланде? И изменилось ли?
— Раньше я занималась только графикой, но в Таиланде мне захотелось писать на холсте. Мои работы стали яркими и многоцветными, наверное, тропическая природа так меня вдохновила. Как раньше, так и сейчас, хочу, чтобы мои картины подталкивали к фантазированию. Зачастую я рисую нечто, чему сама не могу дать определение, и мне нравится наблюдать на выставках за реакцией людей, слушать как они спорят о том, что хотел сказать автор этой картиной.
— Марина, ты упомянула, что в процессе обучения искусству татуировок экспериментировала на себе. Расскажи о своих тату, что они символизируют и когда были сделаны?
— На руке у меня набито море. Я — Марина, родившаяся во Владивостоке, чувствую крепкую связь с морем и хочу, чтобы оно всегда было рядом. Эту тату сделал по моему эскизу мой напарник в Китае. Учитель Донг не узнал в моём эскизе волн и наотрез отказался набивать «лапшу» — так он назвал моё море :-). Он китаец, для него везде лапша.
На ноге у меня изображён тибетский кинжал пхурба. Пхурба символизирует разрушение всех концепций и привязанностей к иллюзорному миру, борется с демонами. У этой татуировки есть интересная история.
Я два года упрашивала учителя сделать мне татуировку с изображением японского божества, лисы-кицунэ с шестью хвостами. Донг не отказывался, но все время откладывал это дело на потом. И вот, когда до моего отъезда осталось совсем немного времени, я внезапно поняла, что хочу тату с изображением кинжала, и мой учитель начал делать эту татуировку буквально на следующий же день.
Мои экспериментальные тату также остались на мне, но они совсем маленькие и дороги мне как память.
— Какого учителя ты ищешь сейчас?
— Сейчас мне не нужен учитель. Чувствую, что моё развитие идёт так, как должно. Я бы хотела погрузиться в изучение структуры тату-студий, легально поработать в большой компании и посмотреть, как организован бизнес и работа с клиентами.
Художественная жизнь в Китае бурлит и бурно развивается - между идеей проекта и его реализацией проходит очень мало времени. Я хочу посмотреть, как это происходит в Европе. Думаю, что в скором времени отправлюсь туда, чтобы обучиться инфраструктуре, а потом открыть свой тату-салон.
Текст и фото: Елена Дубровина