Заслуженная артистка России, единственная в мире женщина-дрессировщик медведей, руководитель номера «Веселые медвежата», рассказала «Мираману» о том, как её оставили наедине с шестью мишками, за что она оттаскала за уши своих подопечных и почему хочет, чтобы дочь Алия была лучше неё самой.
Проверка на вшивость: в будке с шестью медведями
— С детства у нас дома всегда были животные. Мы жили на очень бойкой улице, где ходили грузовые машины и часто сбивали собак и кошек. Мы с мамой подбирали их, лечили, а потом отпускали. Собственно, эта любовь к животным сохранилась у меня и по сей день.
В те давние добрые времена цирк был в большом фаворе. Чтобы туда попасть, нужно было покупать билеты за три месяца, а готовились зрители и вовсе за полгода: подбирали наряды, туфельки, придумывали причёски. Это был настоящий праздник! Я видела там тигров Александра Федотова, слонов Дурова и буквально влюбилась в эту животную мощь! Мне было 13 лет, когда я поспорила с девчонками из школы, что попаду в цирк. И стала бегать туда через забор! Сначала меня выгоняли, а потом я познакомилась и подружилась с цирковой элитой того времени: легендарными джигитами Кантимировыми, Александром Федотовым, Григорием Новаком. И они приняли меня в свою семью. Я была готова делать что угодно, лишь бы остаться в цирке. И меня устроили служащей по уходу за животными: попугайчиками, обезьянками, собачками. Это был конец 65-го года. С тех пор всё и закрутилось!
— А как начали работать с медведями?
— Судьба кидала меня из номера в номер. И вот в 1972 году в московский цирк на Вернадского искали ассистента для дрессировщика медведей в номер на льду. И я туда пришла. Буквально через несколько дней меня «проверили на вшивость». В металлической будке стояли шесть кресел, в них сидели медведи. И их нужно было обуть в коньки. Сначала делала это в присутствии дрессировщика и ассистентов, а потом они переглянулись и вышли «покурить».
И вот я стою одна в обществе шести громил, в зобу дыхание спёрло. Пока находилась с ними одна, казалось, вечность прошла, уже сил не хватало выносить это напряжение. А потом медведь Губернатор встал с кресла и обнял меня. Я была ни жива ни мертва, кое-как выскользнула из его пылких объятий. Тут зашёл дрессировщик, который всё это время подглядывал за мной в глазок, и сказал, что испытание я прошла.
Потом получилось, что одного дрессировщика уволили, и я взяла его медвежат. Но ухаживать за животным и делать с ними номера - совсем разные вещи. Когда ты его кормишь, ухаживаешь, целуешь через решетку - это одно. Когда становишься его хозяином, заставляешь что-то делать — совсем другое. Но у меня получилось.
В 90-ом году я купила двух медвежат — Дашу с Яшей, они и сейчас выступают вместе со мной. Получается, я им, как артистам, дала дорогу в жизнь, а они — мне. Перед кем мы только не выступали! Знакомы были с Юрием Никулиным, Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Филиппом Киркоровым, Надеждой Бабкиной…
«Взяла медведей за уши и рассадила по клеткам»
— Яша, несмотря на свои внушительные размеры, очень покладистый и послушный. Конечно, бывают нюансы. Медведь остаётся медведем в любом случае и животные инстинкты ещё никто не поборол. При этом он настолько высокоразвитое существо, что человек рядом с ним просто отдыхает! Бывало всякое — и катал меня, и подминал, Даша губу рвала.
Но при этом какого-то страшного случая вспомнить не могу. Острые углы обхожу. Дилетанты говорят, что медведь непредсказуем. Я с этим не соглашусь. Я знаю каждую его шерстинку, каждое дыхание и взгляд. Я за несколько дней понимаю, когда он нападёт. Медведь всегда заранее предупреждает об этом, и я эти предупреждения замечаю.
— Если вернуться к рекордам — знаю, что вы единственная в мире дрессировщица, у которой в цирке медведи стали родителями! Можно сказать, вы даже медвежью цирковую династию вырастили.
— Да, медведи в неволе детёнышей не рожают, для цирка наша история пока уникальна. У меня были два медведя — Филипп и Жанна. Случайно они открыли перегородку между клетками и сошлись. Прихожу в цирк, а ассистент, весь бледный, говорит: «Фёдоровна, там Жанна с Филиппом любовью занимаются!». Когда у них всё закончилось, я взяла их за уши и рассадила по клеткам. А потом подумала — зачем им мешать? У нас как раз выдался период, когда мы не работали, и была возможность медведице выносить малыша. Мы поместили их в одну клетку и в декабре 80-го года Жанна родила!
Помню, встретила Олега Чипикова, у которого был шикарный аттракцион — медведи на лошадях. Говорю, что у меня медведица родила. Он в шоке: «Я шесть лет вожу фуру, оформленную под берлогу, ничего не получается! А у тебя в обычной клетке!». На следующий год Жанна снова родила, уже двоих. Но один из них появился на свет недоношенным и вскоре умер.
— Знаю, что вы этих медвежат тоже выводили на сцену.
— Первый медвежонок был агрессивным, и я сдала его на киностудию, а второй, Фома, 8 лет проработал. Очень талантливый был медведь!
— С какого возраста начинаете дрессировать медведей? И легко ли отбирать артистов?
— Стараемся брать ещё полуслепых, чтобы, открыв глазки, они первым делом увидели людей, и мы стали для них и папой и мамой. К великому сожалению, в последние 10 лет пошла деградация среди животных, равно как и среди людей. Раньше из десяти, которых приносили в цирк, девять шли в работу. Сейчас — в лучшем случае один подойдёт! Агрессивные – жуть! Не знаю, с чем это связано. Может, экологические нарушения — то потоп, то пожар, может, гонения. Всё это влияет на психику взрослых животных и потом отражается на их потомстве.
Вот сейчас у меня один медвежонок — ей три месяца, а она очень агрессивная. Живого места на мне нет от неё. Вторая - ручная совершенно, ей лишь бы лизаться-целоваться. Но в клетке находиться не может, на замкнутое пространство проявляет агрессию.
«Когда люди умирают, они становятся медведями!»
— Вы сторонница жёсткого или мягкого метода дрессировки?
— Я наказываю жесткость только тогда, когда животные на меня бросаются. У меня переломаны все руки и все ноги! Например, Жанна на меня бросилась, я её пнула за это по попе. Ей хоть бы что, а у меня перелом!
Повторюсь, у медведей всё, как у людей. Бывает, они могут кого-то невзлюбить, бывает, настроения нет… Знаете, единственный раз в жизни была на вскрытии медведя — у одного дрессировщика он умер. И когда с него сняли шкуру, я была в шоке! Передо мной лежал человек! Всё идентично: кости, череп… Есть легенда, что когда человек умирает, он превращается в медведя. Как знать…
Помню, работала в Прибалтике, и на представление пришел мужчина, знаменитый в Эстонии писатель. После программы он подошёл ко мне и со слезами на глазах подарил свою книгу «Большое сердце маленькой медведицы». Рассказал, что родился в Сибири, его отец был профессиональным охотником, и они вместе ходили на охоту. И этот писатель был под таким впечатлением от моего номера, что сказал: «Я только сейчас понял, что все эти годы убивал людей! У вас такой с ними контакт, вы как родственные души! И чтобы я теперь взял ружьё? Да никогда в жизни!». Я и сама эту историю без слёз до сих пор вспоминать не могу.
— Ваш муж и ваша дочь сегодня тоже на арене! Мечтаете о том, чтобы цирковая династия Такштантовых процветала?
— Я очень внимательно за ней наблюдаю. В первое время она брала медвежат, и говорила: «Мама, я сама!». Я отвечала: «Не надо ломать копья, всему своё время. Давай хотя бы до полуготовности номер отрепетируем, потом будешь сама»!
Прошло время, стала признаваться, что где-то у неё не получается. Сейчас малышей — у нас два медвежонка, — в основном отдаю ей. Но когда что-то серьёзное, например, надо надеть намордник, она просит помочь. Сегодня дочь выступает в номерах с медведями и гусями. Я смотрю на неё и любуюсь. Сейчас есть много династий, но, по сути, от них остались только фамилии. Не про кого сказать: «Какой был отец! Но сын - лучше!». Я хочу, чтобы Алия стала лучше Надежды.
Досье
Надежда Такшантова, заслуженная артистка России, дрессировщица медведей. Работает в цирке больше 40 лет.
Руководитель номера «Веселые медвежата».
Беседовала Наталья Тюменцева
Фото: Предоставлено Новосибирским государственным цирком и из личного архива Надежды Такшантовой.