Журнал
поделиться

Путешествие по следам Николая Рериха

#Отдых и путешествия
Путешествие по следам Николая Рериха

Летом 1926 года великий художник и ученый посетил Новосибирск в рамках Центрально-Азиатской экспедиции. Ровно 90 лет спустя мы решили повторить это путь.

В 20-е годы XX века через просторы Внутренней Азии шел большой караван научно-художественной экспедиции, которую вел великий русский художник, ученый, путешественник Николай Константинович Рерих. Эта экспедиция стала важным этапом в общечеловеческой истории и духовной эволюции планеты Земля, назвали ее Центрально-Азиатской. Маршрут отличался повышенной сложностью и необычайной протяженностью: с 1924 по 1928 год он покрыл огромным кольцом область от Гималаев до Алтая, пройдя по территории Индии, Китая, Советской Сибири, Монголии, Тибета.

Ровно 90 лет назад эта экспедиция проходила участок через Новосибирск и Бийск вглубь Алтая. Алтай, по справедливому мнению художника, был одним из важных пунктов в переселении народов в отдаленном прошлом. Позже он запишет: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»

Николай Рерих. Пантелеймон Целитель.

Так мог сказать только художник. Но Рерих был и ученым.

Он отыскивает зримые приметы далекого прошлого: древние курганы, менгиры, каменные изваяния, чьи загадочные лица повернуты на восток. Жадно ловит обрывки легенд и выводит их за пределы Алтая, пытаясь найти отголоски в фольклоре других, далеких народов. Сказание о «курумчинских кузнецах» вызывает у него воспоминание о сказочных Нибелунгах Европы, легенда о «Чуди, ушедшей под землю» связывается с индийским сказанием о подземном народе Агарти. И снова он записывает в дневнике: «В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах»!

Николай Рерих. Чудь.

Через Абай и Кырлык экспедиция двигалась к Усть-Коксе. Оттуда на пароме участники путешествия переправились на противоположный берег Катуни. Село Верхний Уймон, куда прибыли после переправы, было добротным и крепким. Обнесенное со всех сторон массивными изгородями, напоминавшими деревянные укрепления древнерусских поселений, оно привольно раскинулось в речной долине. В селе жили староверы, или, как их называли еще, кержаки. Народ крепкий и замкнутый. Предки верхнеуймонцев, спасая старую веру от новшеств царя Петра, пришли сюда из европейской России еще в XVIII веке. Здесь, в этих глухих благодатных местах, они зажили своей особой жизнью, сохраняя все, что привезли с собой с далекой родины. 

Дом Атаманова стал штаб-квартирой Центрально-Азиатской экспедиции, а село Верхний Уймон тем местом, откуда начались ее радиальные конные маршруты. Катунский хребет, Теректинский хребет, по Катуни до Катанды и Тюнгура, долина Кучерлы, устье реки Ак-Кем и, наконец, Белуха. Постоянным проводником Рерихов стал Вахрамей Атаманов, личность незаурядная. Николай Константинович сравнивал его с Пантелеем Целителем. Тем Пантелеем, чья высокая худощавая фигура изображена на одной из рериховских картин. Вахрамей любил природу и хорошо ее понимал. «Он, но заветам мудрых, — писал о нем Рерих, — ничему не удивляется: он знает и руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и заветное — знает он травки и цветики».

Теректинский хребет.

Около месяца провел Рерих на Алтае. Он собирал минералы, интересовался целебными травами, обследовал древние курганы и наскальные рисунки. Его внимание неизменно приковывали Белуха и легенды, связанные с нею. В них сквозило что-то недосказанное и запретное. Отзвуки необычных событий, намеки на великих странников, неожиданно являвшихся людям, слухи о тайных местах в горах и, наконец, рассказы о чудесной стране Беловодье — все это сплеталось в причудливые узоры народной фантазии и полузабытой реальности.

И Рерих ищет следы этой реальности, которые дают о себе знать самым неожиданным образом. «В светлице рядом на стене написана красная чаша. Откуда? У ворот сидит белый пес. Пришел с нами. Откуда? Белый Бурхан, есть ли он Будда или иной символ? Вода в Ак-Кеме молочно-белая. Чистое беловодье, через Ак-Кем проходит пятидесятая широта». Кажется, что сведения, сообщенные здесь Рерихом, носят отрывочный характер и не связаны друг с другом. Но художник знает больше, чем слышит. И это знание позволяет ему связывать воедино разрозненные факты. Староверческое Беловодье и индийская Шамбала — источник один, извечная мечта человека о стране справедливости. Алтайский Белый Бурхан напоминает индийского Будду.

Может быть, он когда-то проходил по Алтаю? Ведь Алтай и Гималаи — единая горная система. Бесконечны ходы неизведанных пещер. «От Тибета через Куньлунь, через Алтын-Таг, через Турфан; «длинное ухо» знает о тайных ходах. Сколько людей спаслись в этих ходах и пещерах! И явь стала сказкой. Так же как черный аконит Гималаев превратился в жар-цвет». Через месяц радиальных выходов из села Верхний Уймон экспедиция возвращается на Чуйский тракт и следует в Монголию.

90 лет спустя — летом 2016 года стартует Творческая экспедиция по Алтаю "По следам Рериха". Присоединиться к ней может каждый. А здесь мы будем публиковать путевые дневники с этой экспедиции. 

В добрый путь, друзья!

Что еще почитать на тему «Отдых и путешествия»

Легенды Алтая

Этот край овеян легендами и преданиями. Сегодня поделимся несколькими из них.

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно