Журнал
поделиться

В долине ледников: путешествие на Актру

#Отдых и путешествия

Итак, мы попрощались с плато Укок, и едем на Актру - одну из самых высоких вершин Северо-Чуйского хребта.

Пять ледников

В переводе с алтайского «Актру» означает «белый дом» или «белое жилище». Дело в том, что в ее ущелье находятся ледники, из которых берет начало река с одноименным названием. Всего ледников здесь пять. Самый низкий из них — Малый Актру, площадью до 3 км², высотой до 3200 метров над уровнем моря. Здесь тренируются группы начинающих альпинистов.

Чуть выше — 3600 метров над уровнем море, на северной стороне горы Кара-Таш расположен висячий ледник, который неофициально называют «Троновы Штаны». Толщина его достигает 170 метров. Но передвигаться по нему можно только ранней весной — летом здесь бывают камнепады.

На этой же высоте, недалеко от Малого Актру, находится еще один ледник-Купол. Название он получил из-за своей формы. Площадь его примерно такая же, как у Малого Актру — около 3 км².

Еще один ледник — Водопадный — можно увидеть с морены Малого Актру. Как и Купол, он является плоским. А называется он так потому, что из ледника вытекает ручей, который образует внизу водопад.

Самый крупный ледник — Большой Актру. Его площадь — 10 км², а протяженность — около 8 километров. Это самый мощный ледник на Алтае, в некоторых местах его толщина достигает 360 метров!

Нижняя часть ледника малоснежная и по ней можно передвигаться без специального снаряжения и подготовки. На высоте 2840 метров находится красивое Голубое озеро, в районе которого расположен домик гляциологов. Это место служит отправной точкой для альпинистов, которые собираются на восхождение многих вершин.

У подножия гор находится старейший альплагерь Актру, который работает с 1938 года. Основан он был ученым-гляциологом Михаилом Владимировичем Троновым, домик которого здесь находится до сих пор. В лагере могут остановиться все желающие, а также пройти курс альпинисткой подготовки.

Итак, ледники нас ждут! Поехали!

Через брод — к цивилизации

До нижнего Альплагеря (перевалки) мы добрались очень быстро и без сложностей — дорога к нему ведет полевая и очень хорошая. На перевалке люди оставляют свои легковые автомобили и добираются до верхнего альплагеря пешком или на внедорожниках, которые снуют туда и обратно с утра до вечера. Внедорожник у нас был свой, поэтому мы сразу направились к лагерю. И снова нам предстояло преодолеть внушительный брод!

В долине ледников: путешествие на Актру Описание фотографии

Исследовав глубину, мы без проблем пересекаем его, и начинаем подъем по уже полюбившимся нам камням. Дорога здесь оказалась более тяжелой и утомительной, чем на перевале «Теплый ключ», к тому же камни, действительно, уже поднадоели.

В долине ледников: путешествие на Актру В долине ледников: путешествие на Актру

Тем не менее, без особых усилий, проходим этот сложный участок дороги и оказываемся в огромной долине реки Актру, с которой уже хорошо просматривается вершина горы. Река расходится на множество рукавов, которые затем снова соединяются. Все эти притоки мы преодолели с веселыми брызгами. А дальше река оказалась глубокой и очень бурной.  Мы сделали несколько попыток спуститься в воду, но машину начинало сносить, поэтому решили подождать того, кто знает,где же здесь брод.

Ожидание затянулось. Мы уже решили, что придется здесь ночевать, но вдруг появился «УАЗ» и очень ловко пересек реку в совсем неожиданном для нас, месте. Мы мысленно поблагодарили его за подсказку и тут же последовали его примеру.

Местность здесь резко отличалась от плато Укок. Во-первых, тут был лес, настоящий, из могучих кедров и нежных лиственниц. Во-вторых, здесь было очень много людей. Палатки разбиты буквально на каждом метре! На деревьях сохнут вещи, горят костры, оборудованы деревянные туалеты… В общем, полная цивилизация.

Мы доехали до моста, который ведет ко второй части альплагеря, где расположены двухэтажные домики и баня. Дальше ехать было некуда, дальше только горы. Не долго думая, надеваем удобную обувь и отправляемся на осмотр достопримечательностей.

Вечерело, идти далеко было страшно, решили побродить поблизости. Перешли мост, за которым находится небольшое озеро Сачки, и стали подниматься к водопаду. На камнях красной краской были помечены направления — «К водопаду», «Тропа на Купол».

Увидев тропу на Купол, я долго не могла успокоиться: «Неужели нормальный человек может подняться по этой тропе»? Ох, наивная я… Думала, что если подняться по этой почти вертикальной каменной скале, то тут же окажешься у Купола! Как я узнала позже, путь к леднику занимает около 6 часов, и преодолевать его советуют только людям с хорошей физической подготовкой, к которым я себя не отношу. В общем, хорошо, что к Куполу мы решили не идти, а прогулялись до водопада, который вблизи тоже показался очень небольшим. Потом осмотрели ближайшие окрестности и поторопились вниз — темнело быстро, а спускаться по камням очень опасно. На завтра у нас был запланирован поход на Большой Актру. А на сегодня все — спать.

В долине ледников: путешествие на Актру В долине ледников: путешествие на Актру В долине ледников: путешествие на Актру

Покорение «бараньих лбов», ледника и собственного страха

Рано утром, провожая завистливыми и восторженными взглядами альпинистов с веревками и ледорубами, мы тоже стали собираться в поход. Я немного волновалась, потому что не знала, какая дорога нас ждет. Все, что мы знали — по карте расстояние до вершины Актру составляет около 7 километров. Но мы не знали, где на самом деле заканчивается тропа для дилетантов, поэтому приготовились к долгой дороге.

Вышли из лагеря одними из первых. Пересекли реку, снова намочив ноги, и направились по натоптанной тропе, которая шла сначала пол лесу, потом вывела на открытую местность. Вскоре на пути попался камень с табличками, в память о погибших на склонах гор альпинистов и разбившихся на вертолете новосибирских сноубордистах.

В долине ледников: путешествие на Актру В долине ледников: путешествие на Актру

Поразмышляв о коварности гор, отправились дальше. Чем выше мы поднимались, тем красивее открывался вид. Река с шумом бурными потоками устремлялась вниз и от нее исходил приятный холодок. Ходить по горам мы не привыкли, поэтому вскоре начали уставать, останавливаться приходилось все чаще и чаще.

В долине ледников: путешествие на Актру Описание фотографии

Да и тропа становилась не такой безобидной — мы приближались к «бараньим лбам». Здесь нам предстоял крутой подъем по сыпучему кулуару. Наверное, для опытных туристов этот подъем кажется простым, но мне было очень тяжело и страшно: ноги постоянно скользили по осыпающемуся песку, и одно неверное движение могло стоить мне если не жизни, то здоровья точно.

Кое-как, с пятью остановки, я взобралась наверх. Не смотря на то, что не привыкла ныть, сказала, что идти еще 5 километров не смогу. Немного отдохнув на камнях,  мы решили, что дойдем только до Голубого озера, до которого оставалось чуть меньше двух километров.

Отправляемся дальше. Почти сразу перед нами показался язык Левого Актру. Около ледника погода изменилась: стало очень холодно и ветрено. Но мы, как зомби, не обращая внимания ни на что, задыхаясь и запинаясь, шли к намеченной цели.

Тропа стала еще более опасной — она шла по обрыву среди огромных камней, я уже не разбирала дороги и просто карабкалась наверх, где придется.

Тут меня догнал какой-то молодой человек. В разговоре с ним я выяснила, что Голубое озеро — это предельная точка для таких неподготовленных туристов, как мы. Дальше проходит маршрут со сложностью категории 2. Я не разбираюсь в категориях сложности. Но то, что дальше идти нам не надо, меня обрадовало, и с новой силой я рванула вверх.

Еще немного и показалось долгожданное озеро, у которого были разбиты палатки тех самых альпинистов, которых с утра мы провожали в лагере. Они, по всей вероятности, собирались на восхождение и уже надевали «кошки». Без сил мы рухнули на камни у озера.

Вид отсюда открывался завораживающий: многометровый ледник нависал над поверхностью гор, в какой-то момент часть его с грохотом обрушилась. А вдалеке на чистейшем белом склоне, я заметила три крохотные точки-это альпинисты покоряли очередную вершину.

Полежав на солнышке около часа и построив версии о толщине ледника, решили, что пора спускаться. Это оказалось намного легче и веселее. Спустившись к леднику, мы увидели, что здесь уже достаточно много туристов, которые даже не планируют подниматься выше. Мы, конечно же, тоже взобрались на ледник и сначала очень осторожно, а потом уже посмелее стали разгуливать по нему и делать многочисленные фото на память. Путь назад прошел гораздо быстрее, идти было легко и приятно — мы просто прогуливались и наслаждались чудесными видами снежных макушек, бурлящей реки Актру и все тем же водопадом, который, оказывается, берет свое начало очень высоко в горах.

Уставшие и обгоревшие, но очень довольные тем, что покорили, пусть не вершину, но свои страх и лень, и смогли увидеть всю красоту величавых снежных гор, мы вернулись в лагерь. Совсем немного отдохнув и пообедав, отправились в сторону дома.

Весь следующий день мы провели на берегу Катуни, ничего не делая. Это был первый и последний день отдыха. Было очень грустно. Так не хотелось уезжать из той сказки, в которой мы провели неделю, а многочисленные толпы орущих и слушающих музыку туристов, не дающих насладиться шумом реки, очень сильно раздражали. Нет, это был уже не Алтай. Вернее, не настоящий Алтай… Домой вернулись уже за полночь.

Засыпая в непривычном горизонтальном положении, я думала о том, что у меня появилась новая болезнь — «горная». Теперь я уже не смогу без этого жить, и как же хочется подняться на «Купол трех озер», а то и взойти на какую-нибудь вершину с альпинистским снаряжением. Пока я только об этом мечтаю и вот уже вторую неделю во сне вижу снежные макушки гор. Но, как известно, мечты сбываются, и очень часто. Так что, до новых встреч на высоте!

Текст и фото: Наталья Бушмакина

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»

Дарья Головань: «Хочу разбудить в людях желание увидеть Алтай вживую!»

Как путешествовать вдвоем и не ссориться: 8 важных качеств

Текст: Наталья Бушмакина

Что еще почитать на тему «Отдых и путешествия»

Легенды Алтая

Этот край овеян легендами и преданиями. Сегодня поделимся несколькими из них.

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.