Журнал
поделиться

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»

#Отдых и путешествия

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»… Эти слова песни Владимира Высоцкого не переставая крутились в моей голове, когда я возвращалась из своего путешествия по горному Алтаю и не могла оторвать прощального взгляда от заснеженных вершин Северо-Чуйского хребта. Так не хотелось возвращаться из этого царства спящих снежных великанов, царства тишины и покоя, царства свободы и природной красоты в городскую суету. Мысленно я уже строила планы новых маршрутов и покорения новых вершин. Но обо всем по порядку.

Путешествие на плато УКОК

О плато Укок весь мир узнал после того, как в 1993 году в одном из курганов с вечной мерзлотой была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой девушки, которую прозвали «Принцессой Укока». Принцесса была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Кроме нее на плато было найдено множество захоронений и, вероятно, еще множество, не найдено, просто раскопки там сейчас запрещены.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Для местных жителей Укок означает «конец всего». По их поверьям пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Здесь древние люди хоронили своих предков и просили богов о милости. Поэтому плато Укок считается самым сакральным местом на Алтае, «священным местом силы».

Предания говорят, что плато Укок хранит золото скифов и именно здесь находятся ворота в легендарную Шамбалу.

Расположено плато на стыке границ четырех государств: России, Монголии, Казахстана и Китая. С южной стороны плоскогорье обрамлено хребтом Табын-Богдо-Ола, что переводится, как «пять божественных гор». Самая высокая гора его системы - Найрамдал - достигает 4374 метров (это чуть меньше горы Белуха). Чтобы сохранить курганные захоронения, смежные государства запретили на плато любые перемещения людей и назвали эти места «зона покоя Укока». Но попасть на плато все-таки можно. Для этого нужно лишь получить пропуск и иметь довольно проходимый автомобиль.

Поехали!

Жажда приключений, «подготовленный» автомобиль и пропуск, который мы довольно быстро получили в комендатуре ФСБ Кош-Агача - все, что нужно для путешествия! Уже к вечеру мы с моим спутником добрались до перевала «Теплый ключ». Вблизи него, на правом берегу реки Джумалы, расположены Джумалинские ключи с радоновыми источниками. Алтайцы это место считают святым: здесь нельзя шуметь, ругаться, сорить, употреблять алкоголь, «осквернять огонь». В древности охотники и скотоводы в знак поклонения горным духам сооружали здесь пирамиды из камней, сейчас их достаточно много и на некоторых повязаны жертвенные ленточки.

На территории Джумалинских ключей расположено несколько изб, в которых есть ванны с проточной радоновой водой. В каждой из них лечат разные болезни. Также есть открытый бассейн с источником, в котором множество маленьких рыбок приятно щекочут пятки. А еще - несколько родников с чистой водичкой. Многие люди живут на источниках по нескольку дней, а то и недель, проходя «курс лечения» радоном и просто свежим воздухом.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Не доезжая до ключей несколько метров, мы остановились, чтобы устранить небольшую поломку автомобиля. Тут же к нам подбежал молодой человек и намекнул, что это место имеет своего хозяина и если мы хотим здесь заночевать, то должны заплатить. После этого отпало всякое желание даже просто прогуляться по территории, к тому же к радону я отношусь настороженно. Под сочувствующие взгляды туристов, мы отправились к перевалу «Теплый ключ».

Он относится к протяженным и труднопроходимым, высота его 2900 метра. Сама дорога - это каменистая тропа, которая местами превращается в сплошной курумник. Идет по краю обрыва, откуда открывается невероятно красивый вид, от которого кружится голова в прямом и переносном смысле. Смотреть вниз очень страшно. Но как же там красиво!

На вершине перевала есть небольшое озеро, дальше дорога идет вниз и выходит к долине реки Калгуты, за которой и начинается плато Укок. Мы спустились с перевала уже по темноте и решили заночевать на берегу реки, встретив тут «земляков» из Новосибирска. Было очень холодно. Хорошо, что я запаслась теплой одеждой.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Утром я отправилась осмотреть местность. День, на удивление, был жарким, а так как солнцезащитный крем взять с собой мне и в голову не пришло, ожоги не заставили себя долго ждать. Не повторяйте моей ошибки!

По небольшим лужицам и горным рекам

...А мы сверяем карты и движемся к загадочной долине. Дорога все такая же каменистая, как на перевале, но пока она не утомляет, взор не устает любоваться природным великолепием, с высоты открываются необъятные просторы плато Укок.

По пути преодолеваем небольшие лужицы, к счастью дождей тут, видимо, давно не было. Броды рек не очень глубокие, все доступные для прохождения машины. Так, рассекая водную гладь реки Аргамджи, потихоньку приближаемся к озеру Гусиное. По пути нам встречается ледовая переправа - это небольшой ледник, который в некоторых местах образует настоящий туннель.

Идти по переправе оказалось страшновато - лед был достаточно тонкий, а солнце очень ярким. Но любопытство взяло верх и мы осмотрели ее со всех сторон.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Дальше дорога выводит нас на равнину, на которой мы замечаем два столба с нанесенным на них изображением. Как мы узнали позже, называются они «оленные столбы». Делаем фото и движемся к следующему пункту назначения.  И тут же встречаем первых жителей плато - огромных монгольских сурков тарбаганов. Их здесь великое множество! Совершенно никого не боясь, они бегают по всему плато из норки в норку, в одиночку и парами, иногда стоят на задних лапках и громким свистом дают понять, что нас здесь не ждали. Сурки, кстати, занесены в Красную книгу. Но не смотря на это,  на них охотятся и даже употребляют в пищу.

Вот мы уже и у Гусиного озера! Из-за глинистого дна вода в нем молочного цвета, но в ней отражаются великолепные вершины Табын-Богдо-Ола. Мы останавливаемся, чтобы отдохнуть и пообедать. Но не тут-то было!  В гости к нам нагрянули полчища каких-то гигантских надоедливых мух, комаров и прочих насекомых. Поэтому наскоро перекусив, отправляемся дальше.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Следующим местом для остановки нами было намечено озеро Кальджин-КольПо пути к нему встречаем стенд с надписью о том, что здесь найдена принцесса Укока.

Место совершенно не примечательное — просто груда камней. Но туристы здесь уже «отметились», оставив на камнях монетки.

Дорога к озеру, а вернее —  накатанная тропа,  хорошая. Она то поднимается круто вверх, то резко обрывается вниз. Сверху вид на горы еще более сказочный: хочется смотреть и смотреть, не отводя глаз.

Добравшись наконец до Кальджин-Коль (кстати, одного из самых крупных озер плато), мы удивились его размерами. А спустившись к нему, еще и  чистотой и прозрачностью его воды. Захотелось немедленно искупаться! И я даже попыталась это сделать, но вода оказалась такой холодной, что окунуться я так и не смогла. Немного побродив вдоль берега, мы отправляемся к следующему озеру - «Кальджин-Коль-Бас».

И тут начинаются самые настоящие приключения! Мы видим удобный песчаный бережок и решаем остановится там. Подъезжаем. И в этот момент замечаем, что даже гуляющие здесь птицы проваливаются! Что уж говорить о машине. В общем, мы застряли.  Сначала решили, что беспокоиться не стоит - машина у нас к такого рода приключениям подготовленная, есть лебедка. Но вот незадача - по близости ни единого дерева, а значит цеплять лебедку не за что. Пришлось искать подходящий камень. И, далеко не с первой попытки, мы все же выбрались! Гулять по песочку желание пропало и мы отправились к следующему озеру-Кольджин-Коль-Бас. Спускаться к нему не стали, просто полюбовались сверху и решили двигаться к пограничной заставе и искать место для ночлега.

Итак, судя по карте, дальше небольшая речушка Кара-Булак. Подъезжаем к ней - в самом деле небольшая, но выезд сильно заболечен, и колеи, накатанные автомобилями типа «ГАЗ-66», говорят о многом. Конечно, мы понимаем, что снова застрянем, но выбора нет - ехать надо. Естественно, застреваем! В арсенале у нас много разных штук, которые должны помочь выбраться. Например, якорь. Но он оказывается бесполезен - торф мягкий, углубиться не получается, поэтому каждая попытка выбраться из болота вырывала его из земли. Тогда я решаю помочь лебедке всеми своими 54 килограммами. Не выходит! Пробуем уже проверенный способ - камень. И снова неудача.  Вся конструкция, изготовленная из тросов, кувалды и монтировки, не годится.  К тому же, напряжение во всей этой конструкции такое, что кувалда взлетела в воздух и разломилась пополам.

Время шло, начинало темнеть, шансов на то, что кто-то нам поможет в ближайшие дни, не было. Пришлось экспериментировать дальше. Нашли мы еще один камень, уже побольше и подальше, и снова конструкция из трех тросов оказалась бесполезной, - камень был треугольный и трос просто соскальзывал. Что делать? Окопать камень!  Приступили и - на тебе - сломали лопату. А трос продолжал соскальзывать... Тогда мне было поручено ответственное задание-держать трос трубой, надетой на монтировку. Я держала изо всех сил, но в какой-то момент всю эту конструкцию лебедка вырвала из моих рук и отбросила метров на 5. Я была, мягко говоря, в шоке, было ощущение, что мне оторвало руку! К счастью, все оказалось в порядке. Но вот улетевшие монтировка и труба оказались здорово погнуты, а машина все никак не могла выбраться. Пришло время испробовать последний вариант - поднимать машину домкратом... В общем, почти три часа спустя мы выбрались!  Да, застревать нам больше было нельзя  все, что могло нам помочь выбраться, мы погнули или сломали. Утомительный был день. Пора было искать место для ночевки.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»«Конец всего» или путешествие на плато «Укок»

Ночевать остановились недалеко от погранзаставы на берегу реки. Даже не выходили из машины и не ужинали. Сразу уснули.

С восходом солнца мы продолжили путь - к озерам Укок и БелоеОзеро Белое находится совсем рядом с ледником, но как туда добраться, мы не знали. Пограничники сказали, что к озеру проехать невозможно - там сплошное болото. Но мы решили попробовать - если не получится проехать, можно пойти пешком! Но сначала - едем на озеро Укок.

Озеро Укок находится на высоте 2432 метров над уровнем моря. С трех сторон оно окружено горами, площадь водоема составляет около 2,4 м2. Купаться здесь мы тоже не отважились. Доехав почти до границы с Казахстаном, решили возвращаться назад, к тому же нас угрожающе приветствовала табличка с надписью о том, что начинается 5-ти километровая зона пограничного контроля. Но, судя по очень старым следам, здесь давно уже никто не ездил и о зоне контроля напоминали лишь поваленные столбы да торчащая отовсюду колючая проволока.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Мы все-таки находим поворот и пытаемся пробраться к озеру «Белое». Почему-то мне казалось, что оно должно быть самым красивым. Дорога оказалась очень приличной, мы даже удивились: и чего это пограничники отговаривали нас ехать сюда? Но вскоре стало ясно: отговаривали не напрасно - дорога превратилась в сплошное болото. Оставляем машину и отправляемся в путь пешком.

Сначала идем очень бодро, иногда проваливаясь в болото и набирая полные кроссовки воды. К счастью, они тут же высыхают, потому что жара стоит неимоверная. Потом находим следы, похоже, от трактора и стараемся идти по ним. И вот показалось озеро! Расположено оно рядом с ледником и само частично покрыто льдом, вода в нем такая же молочно-белая, как в Гусином. Бежим еще быстрее. Но путь к озеру преграждает река Укок, сверху приглядываем камешки, по которым можно перебраться на другую сторону. Но, спустившись вниз, понимаем, что река не такая маленькая, как казалась сверху, а очень даже широкая и бурная, а расстояния между камешками перепрыгнуть вряд ли удастся. Ищем брод. Безрезультатно, вдоль реки сплошное болото, а нам, неопытным туристам очень сложно определить, в каком же месте можно перебраться. К тому же, вода безумно холодная! В итоге решаем вернуться обратно ни с чем.

Путь назад был более утомительным: идти нужно в горку, да еще и солнце палило нещадно. То и дело из травы вылетали рябчики. Птицы здесь вообще очень странные, они не летают, а ходят, и даже не уступают дорогу - просто идут спокойно перед человеком или машиной и ничего не боятся.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Утомленные солнцем и измотанные походом по болотам и горам, возвращаемся на уже полюбившееся место у погранзаставы. Сил почти не было, но делать что-то надо, не сидеть же у костра, который здесь, кстати, разводить запрещено. Решаем, что на плато мы осмотрели все, что хотели. И неожиданно решаем ранним утром отправиться в район горы Белуха. Я отмечаю маршруты и достопримечательности на карте, нахожу дорогу и со спокойной душой мы движемся в обратный путь. Ночь застала нас в районе Гусиного озера, там и решили заночевать. Вдали виднелись огоньки. Неужели! Здесь люди! Еще немного и мы начнем их фотографировать, как редкую достопримечательность. Половину ночи боремся с какими-то комарами, оставшуюся часть — с духотой.

С горы — на «пятой точке»

Как обычно, просыпаемся в 6 утра и сразу же направляемся к перевалу. По пути замечаем автомобиль «Урал» и несколько палаток вдалеке. Решаем подъехать. Поднимаемся все время в гору, затем немного спускаемся и обнаруживаем группу туристов во главе с проводником, которые собираются на ледники. Мы, конечно же, напросились с ними.

Ровно в 9.00 направляемся в сторону ледников. «Урал» движется очень медленно, мы едем за ним, путь занимает примерно минут 40. Группа в основном состояла из не очень молодых людей, поэтому я решила, что маршрут будет не сложным. Но слова туристов: «Нужно ли брать палки, чтобы перейти брод», меня немного насторожили. А когда проводник снял сапоги и перешел реку в очень бурном месте, мне совсем стало не по себе. Но бабушки смело бросались в воду, орудуя треккинговыми или лыжными палками, бодро перебирались на другой берег. Я тоже сняла обувь и смело шагнула в реку. Сказать, что вода была холодной-не сказать ничего. Не смотря на то, что я купалась в проруби, в такой ледяной воде бывать не приходилось. Но это было не самым страшным: я не смогла удержаться в бурных потоках и вода меня понесла. Палка, протянутая мне на помощь, тоже не помогла. Только молодой человек, схватив меня за руку, помог выбраться на берег.

Я уже изрядно промокла до самых «в общем, вам по пояс будет». Не хватало еще заболеть. А реку я так еще и не перешла.

В итоге меня все-таки перевели за руку и вздохнуть бы спокойно, ан нет- метров через 20 еще один брод. Здесь река уже не была такой бурной, поэтому перебрались без происшествий. Все туристы вдруг откуда-то достали запасную сухую обувь и стали переобуваться. Мы не знали, что потребуется сухая одежда и обувь, поэтому пошли мокрыми.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии
Сразу же предстояло взобраться по небольшой, но почти вертикальной каменистой поверхности, а дальше была обычная болотистая дорога в гору.

Проводник останавливался и ждал каждого туриста, я даже обрадовалась тому, что в группе много пожилых, у меня бы была возможность отдыхать, ожидая их. Но не тут то было. Наш новый знакомый, тот самый, который помог мне выбраться на берег, сказал, что ждать всю группу глупо и слишком утомительно. И мы, в составе 5 человек, рванули вперед. Я останавливалась, якобы, чтобы сделать фото, а сама тем временем отдыхала.

Вскоре болотистая местность закончилась. Следующим этапом была каменистая гряда, на которую предстояло как-то взобраться.

«Конец всего» или путешествие на плато «Укок» Описание фотографии

Наш новый знакомый Денис оказался опытным туристом. Он скомандовал, что подниматься будем здесь и указал на очень крутой, почти вертикальный участок горы. Сам он взобрался шустро.

Я карабкалась очень долго, иногда сползая вниз на животе, иногда на пятой точке, обдирая колени и руки.

Скажу честно, я была близка к панике, лишь дух авантюризма и нежелание опозориться перед остальными туристами заставлял меня изо всех подниматься наверх. Подъем был преодолён и я с ужасом представляла, что в этом же месте предстоит спускаться!

Дальше дорога была ровной и прямой, только ветер был настолько сильным, что меня чуть не сдувало с каменной гряды. Дорога вскоре закончилась и начались просто нагромождения больших и маленьких камней, по которым мы скакали, как горные козлики. Еще немного и добрались до снега. Он был рыхлым и немного проваливался, я с опаской и осторожностью ступала по нему, но все-таки не удержалась, поскользнулась и разбила фотоаппарат. Что ж — на сегодня съемка закончена. Но к счастью, глаза у меня были целы, и я могла любоваться вершинами с белым слепящим снегом, ручейками, которые бурная река пробила в леднике и просторами плато, открывающимися с высоты 3180 метров.

Налюбовавшись красотами, созданными матушкой-природой, начинаем двигаться в обратном направлении. К тому времени уже вся группа в полном составе подбиралась к леднику. Мы поприветствовали их и начали спускаться.

Спустились все благополучно: кто-то на ногах, а кто-то, как я, съезжая на пятой точке. Предстояло еще перейти брод. Но в каком месте? Никто не помнил. К тому же, река уже сильно разлилась и стала шире в 2 раза. Но Денис быстро нашел брод и провел всю нашу компанию. На этом сегодняшние приключения были окончены. Наконец-то можно было снять мокрые кроссовки.

Распрощавшись с нашими уже почти друзьями, отправляемся дальше — к перевалу. А по пути мысленно прощаемся с прекрасным плато Укок, которое служило нам домом в последние 4 дня. Как бы хотелось, чтоб этот уголок природы остался в своем первозданном виде и не был осквернен строительством газопровода и просто наплывом многочисленных туристов. Еще прощаемся с веселыми сусликами и тарбаганами, бросаем последние взгляды на равнину и начинаем подъем все по той же каменистой дороге перевала. Сегодня я уже смело смотрела вниз, хотя голова по-прежнему кружилась.

Вы думаете мы поехали домой? Да ни в коем случае! Мы же решили ехать к горе Белуха. А пока держим путь в поселок Кош-Агач, чтобы принять горячий душ и привести себя в порядок. Ближе к ночи догоняем наших новых знакомых и уже вместе движемся в сторону поселка. На ночлег останавливаемся у какой-то горной речки, а с утра отправляемся к пограничной заставе. Там встречаем еще одних знакомых, с которыми ночевали в первую ночь, делимся впечатлениями и тремя машинами продолжаем путь. Наконец-то принимаем душ, обедаем в столовой. Знакомые приглашают поехать вместе с ними на ледник Актру. Мы соглашаемся. Но с утра энтузиазм у ребят куда-то улетучивается, они решают вернуться домой. А мы… Мы едем на ледник Актру!

Текст и фото: Наталья Бушмакина.

Что еще почитать на тему «Отдых и путешествия»

Легенды Алтая

Этот край овеян легендами и преданиями. Сегодня поделимся несколькими из них.

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.