Журнал
поделиться

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

#Дети
Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

Известный художник-иллюстратор, автор книги «Карты России», серии озорных рисовалок-разукрашек: «Прятки-загадки», "Хвостатая АБВГД-ейка", «Дурилки-Юморилки» и других, рассказал «Мираману» о том, как придумывает хитроумные сюжеты с миллионом деталей, что такое «пасхалки» и почему книг много не бывает.

«Кризис дал толчок двигаться к новым вершинам»

Александр, знаю, что рисовать вы начали ещё с детства. Потом, учась в институте иностранных языков, своё увлечение не бросили, а даже наоборот - рисовали карикатуры на преподавателей и одногруппников. Когда же поняли, что это и есть ваше призвание и этим можно зарабатывать?

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

— Да, я рисую всю свою сознательную жизнь, сколько себя помню: и в детском саду, и в школе, и в институте. И всегда рисовал для души, потому что «рисовалось». В конце 90-х мне на глаза попалась одна рисованная поздравительная открытка, где был изображён забавный персонаж-зверёк и написан какой-то смешной текст. До этого момента я никогда не обращал внимания на открытки, как правило, это были скучные «цветочные» поздравления. А тут для меня произошел некий «переворот»: ведь я могу рисовать так же и даже лучше! Я обратился в компанию-производителя открыток и к своему большому удивлению получил ответ. Мне позвонил директор издательства и предложил нарисовать им несколько открыток. Моему счастью не было предела: до этого момента я уже успел нарисовать несколько десятков карикатур и несколько раз меня даже печатали в газетах. Но это скорее было тоже для души.

Потихоньку начал рисовать юмористические открытки, параллельно работая дизайнером в рекламном агентстве. Со временем заказов на открытки набралось столько, что мне стало ясно: пора полностью посвятить себя любимому делу и рисовать, рисовать, рисовать. Несколько лет я занимался исключительно открытками, пока не грянул кризис 2008 года, заказов становилось все меньше, к тому же рынок уже насытился юмористическими открытками. Нужно было двигаться дальше, к тому же жанр открытки стал для меня тесен, хотелось что-то более масштабного. Так что можно сказать, кризис дал мне своего рода толчок двигаться к новым вершинам. Так я обратился к книжной иллюстрации.

Помните свой первый опыт в книжной иллюстрации? Что это была за книга и какое впечатление работа над ней подарила?

— Конечно, помню: это была книжка «Нота и Контрабас» про приключения двух лягушек. Книжку написал один бизнесмен для своих детей и предложил мне ее проиллюстрировать. Это был мой первый серьезный опыт иллюстрирования и верстки книги. По-моему, там было около 200 страниц и иллюстрации на каждом развороте. К сожалению, книжка так и не нашла своего издателя, но опыт я получил колоссальный.

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!» Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»А первой моей книгой, которая была напечатана, стали «Приключения в лабиринтах» для издательства Махаон.

Это был по-настоящему большой для меня в тот момент проект: более 60 полос с детализированными лабиринтами. На эту книгу ушло около 6 месяцев. Параллельно я учился грамотно планировать рабочий процесс, чтобы делать все в срок и чтобы при этом это не сказывалось на качестве работы. Редактор-составитель книги подготовила для меня сюжеты заданий, и я, взяв их за основу, стал наполнять своими деталями, фишками, шутками - всем тем, что научился придумывать, рисуя карикатуры и открытки. Получилось весело, заказчик был доволен и заказал мне ещё две книжки с заданиями. Дальше, уже имея определенный опыт, работать было и проще, и быстрее. А главное, это было увлекательно.

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!» Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

«Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге»

Сегодня вы мега-популярны среди родителей и детей благодаря своей серией озорных рисовалок-разукрашек. Как пришла идея этой серии?

— Изначально я нарисовал сказку-раскраску «Тридевятое королевство» и принёс её в издательство «Речь». Книжка им понравилась, и они её сразу взяли и напечатали. Так состоялось наше знакомство. Дальше они предложили мне придумать какую-нибудь тематическую раскраску. На тот момент у меня уже был опыт иллюстрации с большим количеством деталей. Так родилась идея моей первой раскраски-рисовалки «Прятки-загадки».

Каждая из рисовалок-разукрашек это тысячи мелких деталей, персонажей… Как придумываются все эти сюжеты? В голове изначально есть готовая картинка, или она вырисовывается постепенно?

— Сначала в голове рождается тема иллюстрации, а её наполнение деталями происходит уже в процессе работы. Я почти никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в конечном итоге. Для меня всегда это как процесс открытия новых земель. Картинка выстраивается постепенно, как дом из кирпичиков, с той разницей, что у меня нет четкого чертежа дома.

Вообще, должен сказать, что процесс рождения идеи может протекать по-разному: иногда идея может прийти сразу, а порой ходишь-вынашиваешь её несколько дней или даже недель. Конечно же, определенную роль играют дополнительные источники вдохновения в работах коллег-иллюстраторов. Что-то где-то берется за основу, за отправную точку, от которой отталкиваешься и делаешь уже что-то своё.

Вы не просто иллюстратор, но и автор своих раскрасок-рисовалок. Что сложнее – нарисовать или придумать задания, подписи к рисункам?

— Для меня словотворчество всегда было сложнее. Мне всегда было проще нарисовать поздравительную открытку, чем подписать её адресату. Но многолетний опыт придумывания сюжетов для карикатур и открыток опять же сделал своё дело. К тому же здесь не идет речи о каких-то замысловатых литературных текстах. Они рождаются сами собой, где-то по ходу вставляю шутки-прибаутки, цитаты и прочая.

У вас есть двое сыновей сколько им лет? Они помогают идеями, советами, пожеланиями?)

— Старшему — Ване – 5 лет, младшему – Степе – 3. Поскольку я работаю дома, то весь процесс создания книг протекает у них перед глазами. Они уже привыкли к тому, что папа постоянно придумывает разные задания в книжках. Поэтому периодически подходят и спрашивают:

«А это что за задание?» Если это лабиринт, то тут же начинают его тестировать, водя пальцем перед экраном. Ваня уже начинает потихоньку сам рисовать книжки: берет листы, склеивает их вместе и придумывает в них задания! Не зря говорят, что дети копируют своих родителей.

Вы рисуете карандашом видела фото ваших работ «в процессе». Не признаете новые технологии или все-таки рисуете и на компьютере?

— Ну почему же не признаю, наоборот. Раньше я как раз рисовал эскизы карандашом, потом обводил капиллярной ручкой, стирал карандаш, сканировал и раскрашивал полностью в Фотошопе. Но когда у тебя книжка состоит из 30 листов формата А3 с миллионом мелких деталей, то можете себе представить, какие нужно приложить усилия, чтобы все стереть! У меня буквально руки отваливались. Сейчас я оптимизировал работу, и все эскизы уже делаю напрямую в компьютере.

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

«Взорвал Яндексу мозг своими запросами»

У вас есть и книга, в которой рисовать совсем нежелательно - «Карты России», где вы наглядно показали Россия это не только медведи, балалайки и матрешки. Расскажите, как шла работа над ней? Довольны ли результатом?

— Идея книги родилась у директора издательства «Речь» после того, как вышла моя очередная раскраска-рисовалка «Вокруг света за 80 штрихов». Мы решили продолжить географическое направление и обратиться к теме российских городов. И тут стало понятно, что нужно сделать книгу не просто про города, а про страну целиком. И не раскраску, а настоящий большой иллюстрированный атлас, где были бы наглядно показаны достопримечательности абсолютно ВСЕХ областей, республик и краёв России. Нам показалось, что на отечественном рынке детской литературы катастрофически не хватало такого атласа и именно отечественного. Все переводные западные атласы мира изображают Россию довольно стереотипно и шаблонно. В одном из них половину России вообще занимал кратер от Тунгусского метеорита — такое примерно о нас представление. Нужно было срочно это как-то исправлять, и, по-моему, нам это удалось. Говоря «нам», я имею в виду почти весь коллектив издательства. Наверное, самым сложным лично для меня было правильно выстроить и организовать рабочий процесс. На первых порах мы, конечно, буксовали, очень многое менялось в процессе работы, но как только встали на правильные рельсы, все пошло как по маслу.

Ну и, конечно же, я получил огромное удовольствие от работы. Во-первых, узнал просто какое-то немыслимое количество новой информации обо всех уголках страны. Можно сказать, прокачал свою эрудицию по страноведению до 80 уровня. Только представьте: каждые несколько дней нужно было изучать новый регион. Замечу что на каждом развороте, посвященном отдельному субъекту, как минимум 40 объектов. А субъектов у нас — 85. Думаю, что я просто взорвал мозг Яндексу своими поисковыми запросами, что он просто не знал, что мне потом рекламировать.

Мало кто знает, но в книге есть несколько «пасхалок» — это такая скрытая информация, которую иногда создатели фильма или книги, помещают в свое произведение. Например, на развороте с Санкт-Петербургом есть Дом Зингера, в котором находится Дом книги. В него заходит еле заметный маленький человечек, с сумкой наперевес. Я редко упускаю возможности заглянуть туда, полистать новые детские книжки. Каюсь, не устоял перед соблазном - и поместил себя любимого в книгу.

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

Или, если вы знакомы с моими раскрасками, то у меня есть фирменная фишка: в некоторых книгах нужно искать маленького зайчика. В Картах России он тоже есть, но найти его не просто сложно, а очень сложно. Но он там есть!

Результатом я доволен и даже горжусь. Конечно, я по натуре перфекционист, и мог бы еще долго сидеть и оттачивать результат, но в издательском деле есть свои сроки, которые нужно соблюдать и это тоже нужно учитывать.

«Открываю для себя новые имена, которые вдохновляют!»

— Сегодня все больше отходят от стереотипа, что книжка нужна для того, чтобы ее читать. Все больше появляется книжек гляделок, искалок, «игралок» — Ротраут Сузанна Бернер, Эрве Тюлле и другие авторы книжек «без слов» своё место на детских книжных полках. А вы как относитесь и к этому сложившемуся стереотипу (мол, картинок много, читать нечего — надоест за 2 раза)

— Я бы не сказал, что это стереотип, это просто определенный жанр, который стал популярен в последние годы. Лично мне нравятся все эти книжки-гляделки (или виммельбухи, как их еще называют), мы с удовольствием дома их разглядываем с детьми. Ну и, конечно же, для меня это ещё и дополнительный источник вдохновения.

Читала, что вы коллекционируете книжки с иллюстрациями Анатолия Елисеева! Расскажите о своей коллекции. Чем же вам так нравится этот художник? И, несмотря на то, что вы с ним творите совершенно в разных стилях, - чему хотели бы у него научиться?

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

- Анатолий Елисеев – это мастер с большой буквы. В его арсенале, если не ошибаюсь, более 100 проиллюстрированных книг. Ему уже 85 лет, и он продолжает рисовать! Собирать его книги я начал относительно недавно, всего у меня их наверно с десяток, это сложно назвать коллекцией. Не знаю, откуда у меня возникла любовь к его творчеству: просто чувствуется какая-то душевность и теплота в его работах. Кстати, у Анатолия Елисеева есть несколько книжек о русских пословицах и поговорках, которые вдохновили меня на создание раскраски-рисовалки о поговорках «Я дрессирую карандаш».

А еще кто из иллюстраторов вам ещё нравится?

— Из зарубежных очень люблю аргентинского художника Поли Бернатене. Еще нравятся французы: Дельфина Дюран, Фредерик Пийо. Вот еще несколько художников, чьи работы меня вдохновляют: Стив Симпсон, Фред Блант, Маттиас Адольфссон, Кость Лавро.

Из отечественных тоже много, кто нравится. Помимо Елисеева, буквально недавно открыл для себя художника Евгения Монина, хотя книжки его у меня были еще в детстве. Но тогда я не оценил всей прелести. Еще я фанатею от безбашенного стиля Насти Мошиной. Можно долго перечислять, скажу лишь, что постоянно открываю для себя новые имена, которые меня вдохновляют.

Вы проводите МК по рисованию. Какие советы можете дать тем, кто хочет, но не умеет рисовать? С чего начать?

— Открою вам секрет: на своих рисовальных мастер-классах я не учу рисовать! Я стараюсь научить нестандартно мыслить, чтобы выходить за рамки привычного и фантазировать, придумывать. Самое главное — это идея. А технике рисования при желании можно научиться, благо, что сейчас много литературы и видео на эту тему. Посоветовать могу лишь рисовать и рисовать, копируя любимых авторов, пока не родится что-то свое неповторимое.

В каких проектах заняты сегодня?

Только что завершил работу над двумя раскрасками-рисовалками «Города России» (Это как раз та книга, которую мы в «Речи» собирались делать до Карт России) и еще «Города Европы». Это уже такой своего рода новый жанр, который я называю «рисовалки-познавалки», в которых стараюсь комбинировать помимо развлекательно-творческой составляющей еще и познавательную.

В работе еще много интересных проектов, карты раскрывать, конечно же, не буду — вы скоро и сами все увидите и узнаете. Обещаю одно: будет интересно, и главное – весело!

Общаясь с писателями, поэтами, иллюстраторами, я всегда задаю вопрос (конечно же, из собственных корыстных родительских побуждений) какие книжки обязательно должны быть на полке у каждого ребёнка?

— Вообще, если честно, мне не совсем нравится формулировка «должны». Тут самое главное, это привить у ребёнка любовь к книгам и чтению с самого начала. Мы в семье читаем своим детям книжки практически с рождения. У нас в семье принцип, что книг много не бывает. Ну и как вы понимаете, у каждой в зависимости от возраста ребёнка, есть совершенно разные задачи. И в каждом конкретном случае, каждый родитель руководствуется своими личными художественными и прочими предпочтениями. Главное, читать.

Александр Голубев: «Никогда не знаю, как иллюстрация будет выглядеть в итоге!»

Досье

Александр Голубев

40 лет, Санкт-Петербург

Художник-иллюстратор, автор книги Карты России и раскрасок-рисовалок «Прятки-загадки», «Вокруг света за 80 штрихов», "Хвостатая АБВГД-ейка", «Города России» и многих других.

Беседовала Наталья ТЮМЕНЦЕВА

Фото: личный архив Александра ГОЛУБЕВА

Что еще почитать на тему «Дети»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно