Публикации в «Муризлке», «Трамвае», «Кукумбере», собственные сборники детских стихов, а еще больше – взрослых, но не опубликованных; авторство «Смешариков», участие в проекте «Фиксики»… Поэт-абсурдист из Петербурга рассказал о том, на что потратил премию имени Чуковского и почему «Педалей от огурца» обязательно должно быть две.
Кто всегда во всем серьезен
Как педаль от огурца,
Ни за что читать не будет
Эту глупость до конца.
автор: Игорь Шевчук
Писатель, поэт, сценарист, автор текстов песен.
Член Союза Писателей, член Союза Журналистов.
Лауреат премии имени Чуковского 2014 г.
Папа Смешариков, дядя Фиксиков
Автор книг стихов «Шагалочка», «Бесконечный караван», а также детской прозы «Приключения Шерлока Гавса и доктора Кваксона».
1987 – 1999 г.г. – составитель, член редколлегии и постоянный автор детских журналов «Хрюша и компания» (редактор отдела игр и головоломок), «Искорка», «Пионер», «Мурзилка» «Трамвай», «Баламут», «Куча мала», «Веселые картинки», «Костер», «Шаровая молния», «Кукумбер» и др.
«Довел художника до сердечного приступа»
- Игорь, в отзывах к вашим детским книгам пишут, что вы не столько автор, сколько художник-режиссер книжного спектакля, где изобретательность и остроумие помножается на достоинство литературного текста! Как к такой оценке относитесь?
- На самом деле, я с этим ужасные страдания испытываю. Когда входил в рынок сценарного дела, драматургии, писал ремарки режиссерам типа: «Герой идет, и тут неожиданно он отклоняется, и в этот самый момент…». А они мне говорили: «Ты сценарист! Пиши слова, а что герои будут делать – мы сами придумаем!».
Но я, видя картинку глазами художника, не мог отделить одно от другого. И в издании книг это часто становится проблемой. Представьте, от меня все художники бегут! Они - люди свободные, им нужна фантазия! А я разрабатывал одну книгу, где не то, что говорил, где чего рисовать, но своей рукой прикидывал макет. Например, где-то часть изображения должна уйти на другую страницу, и это для меня принципиально – вот здесь у нас дверь, из нее торчит попа, а на следующей странице из такой же двери выглядывает лицо. И текст разбиваю соответственно… Вот такой комиксный подход к литературе.
Одна художница очень поверила в эту мою фантазию. Но, начав двигаться по книге, попала с сердечным приступом в больницу. Ее муж позвонил мне и сказал, что Наташа больше в этом проекте работать не сможет.
Или еще была в задумке книга, где я просил художника накладывать иллюстрации на специальную миллиметровую сетку и рисовать определенный рисунки там, где укажу. По книге были разбросаны загадки и подсказки, например, «Чей это шарф? – узнаешь на страницы 47». И нужно взять иголку, проткнуть несколько листов книги, и иголочка в итоге выходила на 47-ой странице и указывала на нужного персонажа. Художники не «въезжали» в это, и, даже уже нарисовав эскизы, удивлялись, как так получается. В итоге я узнал, что издательство отдало рисовать эту книгу другому человеку, теперь и за книгу ее не считаю… Если мне не нравится стиль художника, то и книга в целом тоже.
- А есть иллюстраторы, которые вам нравятся?
- У меня недавно вышла книга «На краю детства», она очень необычная, экспериментальная. Принято, что иллюстраторы рисуют под текст, тут все было наоборот. Я взял картины московской художницы Саши Ивойловой и по ним написал стихи. Саша сегодня нарасхват! И я очень хотел ее руку… Понимал, что если возьму ее готовые выставочные картины и сочиню по ним стихи, то можно сказать, что макет книги уже готов. А если приходишь в издательство с почти готовым макетом, шанс на то, что книгу возьмут, очень велик. Художнику остается лишь адаптировать свои картины под формат книги.
Кстати, эту идею мне подсказала барнаульская писательница Анна Никольская, и мы втроем уже делали совместную книгу «В яблочко» - брали картины Саши, и Аня писала по ним прозаическую часть, а я – поэтическую.
Для «На краю детства» я выбрал ее «карандашные» картины. Книга произвела фурор – люди, даже мои коллеги писатели, не верили, что это стихи сочинены под иллюстрации. На недавней литературной встрече в доме Ахматовой мне говорили: «Видно же, что картина иллюстрирует твой тонкий стих!», я отвечал: «Нет, это я так тонко зарифмовал картину!».
Смешарики и Фиксики
- Игорь, расскажите, как родились любимые детьми «Смешарики»?
- Одна питерская студия трехмерной графики просила придумать историю для 3D-проекта. С точки зрения отрисовки оптимальной фигурой для персонажей был шар. Я придумал название «Смешарики», отдельно герои должны были называться производными от этого слова – лягушарик, индюшарик и так далее. Но дальше задумки этот проект не пошел.
В это же время я работал в организованной мной компании «Фангейм», занимавшейся разработкой настольных, а в последствии и компьютерных игр. Собственно, вся смешариковская команда вышла именно оттуда. Когда мы поняли, что уже насытили рынок играми, стали думать, что же дальше. И наш главный художник Салават Швйхинуров предложил делать мультфильм. Как раз в это время мы создавали игру для Бабаевского комбината, и героями у нас были круглые, пушистые зверушки-сластены. Изначально прототипами хотели сделать их. Название никак не шло, и меня уговорили забрать свою заявку из 3D-студии. Вместе с названием «Смешарики». Затем полгода мы продумывали мир героев, создавали контрастные, узнаваемые маски персонажей, в общем, «рожали» идеологию мультсериала. В основу легла моя идея о том, что когда от нас улетают воздушные шарики, они превращаются там, за радугой, в живых существ, обретают свою жизнь. В сериале эта идея никак не фигурировала, в документах же она есть.
(автор сценария Игорь Шевчук)
- После «Смешариков» были «Фиксики»! Расскажите про эту часть вашей биографии-)
- А это часть не моей биографии. Просто познакомился с руководителем «Фиксиков» Георгием Васильевым, у нас с ним сложились теплые отношения. Я написал несколько песенок, пару серий для мультфильма, а так же книжку – «Фикси-Азбука».
(автор сценария Игорь Шевчук)
Последние три года прорабатывал Парк аттракционов для этого бренда. В обозримом будущем, он должен появиться во всех городах-500-тысячниках.
Когда эта моя идея о создании Фикси-парков нашла горячий отклик в инвестициях, я полностью переключился на их разработку. Планируется, что это будет большая зона для интеллектуально-двигательного досуга. Все аттракционы будут представлять собой огромные бытовые приборы, а дети, словно Алиса в Стране Чудес или Фиксики в нашем мире, станут чувствовать себя там крошечными существами. Это не просто парк развлечений – это площадка для командных фикси-олимпиад с насыщенной интеллектуальной составляющей. Среди школьников-геймеров будет выставляться рейтинг, и по результатам отчетного периода команды отправятся на финальные соревнования в центральный московский Фикси-парк.
Не могу сказать, когда все это удастся воплотить в жизнь. После нового года проект заморозили. Но, думаю, когда человек уже потратил 100 миллионов на проект, то когда-нибудь, да и потратит на него еще 100 недостающих миллионов.
- В прошлом году на Московском фестивале детской литературы имени Корнея Чуковского («Чукфест-2014») вы получили премию в номинации «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе». Диплом получили, кстати, из рук Эдуарда Успенского и Григория Кружкова. Обязывает такой статус новатора что-то новое выдумывать и дальше? Дорожите премией?
- Слова-то это высокие, но внутри себя я давным-давно считал себя достойным. Там уже наградили всех, кого можно, и рано или поздно эта премия до меня все равно бы добралась.
А вообще, читателю известна лишь малая часть того, что я насочинял… Так что, если смотреть с этой точки зрения, - наличие премии к мотивации ничего не прибавляет. Мотивация должна быть внутри человека, и тут не важно, дали тебе премию или нет.
Победа в номинации принесла мне деньги, на которые я смог выкупить тираж своей книги «На краю детства». Кстати, интересную историю вспомнил. Лифта у меня нет, и я таскал все эти многочисленные пачки с книгами сам, а потом долго рассовывал их по полкам и шкафам. И вот лежу ночью, подсчитываю в уме прибыль, которую получу от книг, и тут все они как полетели с полок прямо на меня. Погребли под собой телевизор, планшет… В общем, это книга, которая чуть не убила автора-))
Две педали от огурца
- А сейчас над чем работаете?
- У меня уже больше двадцати лет лежит макет одной книжки - «Педаль от огурца». Она выполнена в виде единого ландшафтного пространства, где одна картинка плавно переходит в другую. Это тот случай, когда художнику понравилось слушать мои советы, и он сделал все так, как нужно. У этой книги очень грустно-интересная судьба. 25 лет назад в Питере одна издательская контора собиралась раскручивать мое имя, и посадила художников рисовать штук 20 моих книг. Но там случились криминальные разборки, и им затопили подвал, где хранилась документация, в том числе, мои готовые к печати макеты.
А у меня сохранился карандашный макет одной из этих книжек. Я тогда пришел к художнику Вадиму Васильеву и говорю: «Вадя, денег нет, только карандашные эскизы – нарисуй!». И он пообещал, что когда будет время, нарисует. Совсем недавно он звонит и говорит: «Слушай, я на антресолях нашел рисунки к твоей книге! Даже забыл, когда нарисовал!».
И вот сегодня мы готовы запустить «Педаль от огурца», эту книгу, восставшую из мёртвых, в тираж! Надеюсь, второй раз мы не дадим ей умереть!
- Но книга с одноименным названием уже издавалась!
- Да, дело в том, что в издательстве «Азбука» работает мой друг Антон Соя. Когда-то я показывал ему макет и рассказывал про эту книгу. Видимо, название отложилось у него в подсознании, и как-то он решил издать мой сборник. Мне позвонил художник Коля Воронцов и сказал, что по просьбе Антона рисует по моим стихам. Сказал, что «пошарится» на моем сайте, чтобы подобрать материал. Так что, к этой «Педали от огурца» я не имел никакого отношения. И хорошо, что мне показали черновой вариант книги, когда она уже была собрана! Коля нарисовал штук десять стихов других поэтов! Дело в том, что на сайте я не только публиковал собственное творчество, но и делал подборки, где объединял разных авторов. А он брал оттуда все, что ему понравилось. Так мне чуть не приписали стихи Усачева, например! Хорошо, во время увидели и поправили. Эта книга уже давно разошлась и контракт с издательством закончился.
- И скоро у огурца будет вторая педаль!
- Можно и так сказать!
- Я знаю, что как раз эту книгу вы хотите выпустить благодаря сбору средств на сайте boomstarter.ru!
- Мне предложили запустить свой проект на этом сайте, и я согласился. Суть в том, что ты размещаешь заявку на сайте, предлагая пользователям интернета помочь собрать деньги на свой проект. В свою очередь, ты обещаешь каждому спонсору какой-то ответный презент. Думаю, все вместе мы дадим жизнь этой книге!
текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
фото: из личного архива Игоря ШЕВЧУКА