Журнал
поделиться

Писатель Катя Матюшкина: «Каждый ребенок может почувствовать себя героем»

#Дети
Писатель Катя Матюшкина: «Каждый ребенок может почувствовать себя героем»

Персонажи ее книг выглядят необычно и знают массу полезных вещей. Трикси-Фиксики, Снумрики, Бенуарики взрослым могут быть и не знакомы, но детьми от 4 лет и старше по-настоящему любимы. Известная детская писательница на встрече в книжном магазине КапиталЪ, рассказала о том, как читатели реагируют на издания с дополненной реальностью, о современной миссии книг и своих первых шагах в мир литературы.

«Дети должны переживать как положительные эмоции, так и отрицательные»

— Катя, есть мнение, что хорошие детские писатели и художники получаются из тех взрослых, которые сохранили в себе ребенка. Согласны ли вы с этим?

— Мне нравится такое утверждение. Когда создаешь книги для ребят младшего возраста, возникает желание окунуться в детство, создать уютный мир, особую Вселенную, в которой живется весело и интересно.

— Вы не только пишете книги, но и являетесь художником-иллюстратором. А что бывает чаще: персонаж сначала появляется в виде рисунка или создается его словесный образ?

— С 19 лет я как художник сотрудничала с крупными издательствами, иллюстрировала детских авторов. После выхода первой книги я делаю рисунки только к своим произведениям. Можно что-то нарисовать и придумать текст или сначала придумать, а потом нарисовать. Сейчас чаще выступают на первый план навыки писателя, формируется изначально что-то интересное в голове, как идея, потом уже перевод в текст и — рисунки.

— «Прикольный детектив» — как бы вы охарактеризовали этот жанр, в котором выходят ваши книги?

— Это волшебные сказки, в которых присутствует элементы детектива. Таким образом получается заинтересовать ребят и удержать внимание до окончания истории.

— А почему, на ваш взгляд, дети обожают тайны, загадки и «страшилки»?

— Дело в том, что все люди нуждаются в эмоциональной разрядке, в том числе и дети. И если такой разрядки нет в обычной жизни, то человек стремится получить ее другими способами. Комплексы, мечты, желания — о них нужно говорить, обсуждать. Дети должны переживать как положительные эмоции, так и отрицательные. Сделать это через книги легче, интереснее и безопаснее, чем в реальности.
Мотивация к чтению включает в себя много факторов. Один из них — переживание событий, которые волнуют человека на данный момент. Самый распространенный невроз — любовь, поэтому ей и посвящено так много произведений искусства. Для детей же востребованы приключения, таинственные миры, загадки — пространства, где ребенок может не побояться стать героем, найти клад и так далее.

— Первые детективные истории вы выпустили в соавторстве с Екатериной Оковитой, как происходило «посвящение» в писатели?

— Мы с Катей учились в одном институте и решили, что обязательно должны сделать совместный проект, создать что-то необычное. Долго спорили, будет ли это фильм, постановка или что-то другое — остановились на книге. Так как мы обе художницы, то решили отталкиваться от иллюстраций. Они нравятся читателям, про нарисованных забавных героев придумываются интересные истории. В книге «Лапы вверх!» у каждого персонажа есть свой прототип. И поэтому она для нас значит намного больше и выглядит смешнее, чем для читателей.
У нас с Катей похожая стилистика, мы на одной волне, и когда придумывали сюжет, делали это весело и задорно. Это было одно из счастливых времен, когда у нас была огромная мечта: «Мы это сделаем!», и у нас получилось. После «Лапы вверх!» продолжили выпускать книги — и в соавторстве, и отдельно.

— Ваш совместный проект «Лапы вверх!» имеет большую популярность у детей и даже назван журналом «Forbes» одним из лучших детских детективов последнего времени. Есть ли планы на продолжение серии?

— Да, сейчас мы готовим продолжение серии «Лапы Вверх!» о приключениях сыщиков Фу-Фу и Кис-Киса — дети его очень ждут. Также пишу продолжение о снумриках, бенуариках. И очень хочется добраться до подросткового фэнтези. Читатели стали взрослее и хотят увидеть новые книги. Существует небольшое издание моего авторства в жанре подросткового фэнтези — «Аквадар» — хотелось бы продолжить работу в данном направлении.

«От бенуариков отказаться не смогла»

— Ваши книги — это не просто развлечение. Чему вы стремитесь научить детей, в первую очередь?

— Когда пишешь книгу, естественно хочется сделать ее такой, чтобы самой хотелось держать в руках. Детская литература имеет свои особенности в техническом плане. Если во взрослой литературе можно отвести порой несколько страниц на описание природы, какие-то философские отвлечения, то в детской всё это нужно дать через особые приемы.

Книга пишется на эмоциональной волне, творческом подъеме и, конечно, потом еще долго дорабатывается, чтобы даже маленький, еще плохо читающий ребенок, для которого прочитать одну страницу — это труд, в этой конкретной странице что-то для себя узнал и почувствовал интерес к книге.

Детские истории добрые, в них нет абсолютного зла, даже отрицательные персонажи перевоспитываются. И каждая глава строится по принципу: захватывающее начало — интересное развитие сюжета — смысловое окончание. Главы сами по себе небольшие, потому что чаще всего дети читают их самостоятельно, перед сном, и нет смысла предлагать им абстракцию.

— Вы упомянули про снумриков, продолжение которых пишете — а какие ещё недавние ваши книги успели завоевать любовь читателя?

— Недавно была сделана небольшая серия «Триксики-Фиксики» — про симпатичных куколок и их город. В книге — пять главных героинь с различными характерами: куколки дружат, спасают друг друга, борются со злыми волшебниками. В каждой книге обязательно есть детективная история и обучающая деталь. Например, есть история, как призрак не выпускал никого из театра, пока куколки не поставят представление. А на полях выведены персонажи, которые предлагают разные советы: как вести себя в театре, что это вообще такое — театр и так далее. Это ненавязчивый способ запоминания информации и дополнение к книге.
Также недавно вышли «Снумрики» — это история про маленьких существ, живущих на Великой пуговице. Я придумала, что пуговицы могут быть волшебными, например, есть Пуговица Счастья или Пуговица Удачи — с их помощью можно летать, проходить сквозь стены, находить клады. Такие книги развивают воображение у детей.

— Еще одна недавно выпущенная книга — «Бенуарики» — имеет пометку «дополненная реальность». Расскажите подробнее об этом проекте и реакции на него ваших маленьких читателей?

— Реакция у аудитории феноменальная: дети в восторге и многие взрослые тоже. На встречах с читателями всем очень хочется посмотреть на дополненную реальность, ребята живо интересуются тем, где можно скачать приложение, сколько оно весит и так далее.
Бенуарики и культурное пространство «Бенуа 1890» — проект строительной компании «БестЪ». Это замечательные люди, которые решили отреставрировать заброшенные здания на бывшей ферме знаменитого архитектора Юлия Бенуа в Санкт-Петербурге, многое восстанавливали буквально по кирпичикам. Это по-настоящему добрая история. Поэтому я с удовольствием приняла участие в проекте. Горожане были очень рады, что парк и здания возродят.


Бенуарики — это семейство слономышей, обитатели волшебной страны Бенуарии и, конечно, сада Бенуа. Их придумал и нарисовал художник Николай Копейкин, меня пригласили написать о приключениях бенуариков книгу. Технология «дополненной реальности» сделана компанией за свой счет, а приложение можно скачать бесплатно. При наведении на страницу книги смартфон с приложением покажет на экране трехмерные фигурки персонажей. Несмотря на множество проектов в работе, от бенуариков я не смогла отказаться. С этими героями было проведено много мероприятий. Кстати, в самом парке расставили таблички, на которые тоже можно наводить свои телефоны и видеть Бенуариков в объеме. Скачать приложение можно для iOS и Android перейдя по ссылкам с сайта проекта.

— Выходит, что с помощью современных технологий можно вновь повысить популярность традиционной книги? Вы не согласны с утверждением, что бумажные книги «умрут» в ближайшие 50–100 лет?

— Бумажные книги будут существовать. Когда появилось телевидение, многие боялись, что театр не выживет. Я думаю, то же самое происходит и с книгами. В детской литературе в этом плане немного легче.

Здесь меньше «пиратства», родители стараются купить бумажную книгу, чтобы дети полистали, подержали в руках ее, а не гаджеты. Дети много читают, иногда я приезжаю на встречи в библиотеки, и чаще всего мои книги находятся на руках.

— Есть ли у вас какие-то особые пожелания для маленьких читателей?

— Перед ребятами — большое поле непрочитанных книг, их ожидает множество новых произведений. И я желаю им, чтобы у них было больше времени для путешествий в удивительный литературный мир.

Досье
Екатерина Матюшкина (Тимофеева) — родилась в Ленинграде, в семье известных петербуржских художников Александра Тимофеева и Тамары Тетеровской. В 1990 году победила на конкурсе юных писателей. Также в юности работала в одном из петербургских театров, совмещая должности помощника режиссёра, декоратора, художника по куклам, режиссёра праздников. В дальнейшем сотрудничала с театрами как художник по костюмам, с ростовыми куклами и декоратор.
Окончила в Санкт-Петербурге Колледж культуры и искусств, отделение режиссуры, и Академию культуры. В 1997 году начала сотрудничать с крупными издательствами как художник, проиллюстрировала более 70 книг, около 150 открыток, множество раскрасок. Первая книга «Лапы вверх!» и серия книг «Прикольный детектив» стали известными по всей России. На сегодняшний момент общий тираж книг Кати Матюшкиной превысил 3 млн. экз.

Автор: Александра Мжачих
фото: Из личного архива Кати Матюшкиной

Что еще почитать на тему «Дети»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно