Рисовать будем один из основных традиционных сюжетов суми-э — бамбук — символ долголетия, стойкости духа, удачи и богатства.
Наталья Мясникова, художник:
— Японией я интересуюсь давно. А вот любовь к живописи Страны восходящего солнца проснулась после того, как я прочитала книгу на эту тему. Потом я изучила всю доступную мне литературу на эту тему и начала пробовать писать тушью самостоятельно. Решила найти мастера, который работает в технике суми-э. Отыскала только в Москве. И у нас началось обучение по скайпу. Наложившись на классическое европейское художественное образование, обучение дало свои плоды. Но для занятий суми-э диплом живописца совсем не обязателен. Одна из особенностей техники суми-э в том, что, если следовать рекомендациям мастера, уже после первого урока есть результат. Это делает процесс обучения еще более увлекательным.
Композиция продуманная, рука — свободная
— Первый этап освоения суми-э — копирование: ученик берет работу известного мастера, анализирует, старается понять, как она сделана, и пытается воспроизвести, — говорит Наталья Мясникова. — Постепенно художник отрабатывает приемы и обретает свой индивидуальный почерк.
Несмотря на уровень владения техникой, работа в технике суми-э создается без какой-либо предварительной подготовки, нанесения контуров.
— Всю композицию художник должен держать в голове, — поясняет Наталья. — Для новичков это большая сложность. Но со временем этот навык нарабатывается.
Расположение кисти в руке не так важно, как в каллиграфии. Главное, чтобы рука была свободной и гибкой. Работать нужно от плеча: чем шире и свободнее движение, тем изящнее будет получаться рисунок.
Работа с цветом и кистью
В японской живописи много белого. Это цвет, который не воспринимается как пустота, а является равнозначным черному.
— Благодаря богатой палитре оттенков разбавленной туши создается объем, — поясняет наш эксперт. — Но сначала контур намечаем темным, а детали добавляем более светлым. Такой последовательности нужно придерживаться для того, чтобы тушь не растекалась.
Работать стоит мокрой или полусухой кистью. Если влаги слишком много, ее нужно удалить салфеткой, иначе тушь на бумаге может неконтролируемо растечься. Ведя кисть по бумаге, не стоит надолго задерживаться на одном месте, чтобы тушь не успела чрезмерно впитаться.
— Все, что нужно для освоения техники суми-э, — просто взять в руки кисть и начать рисовать, — уверена Наталья. — А то, где кисть нужно вести плавно, где — резко — станет понятно с опытом.
Потребуется: рисовая бумага (для начинающих подойдет обычная серая писчая), газеты (их нужно подложить под бумагу, чтобы впитывалась лишняя влага), салфетки (необходимы для того, чтобы удалять лишнюю влагу с кисти), каллиграфические кисти разной ширины, тушь.
Рисуем стволы бамбука
Для этого на кончик кисти набираем тушь. Располагаем кисть внизу листа (ворс — горизонтально). Сильным, уверенным движением проводим прямую вверх.
Расставляем акценты
На несколько секунд задерживаем кисть в двух-трех местах — ставим акценты, тем самым создавая узлы бамбука. Рисуем таким образом два ствола. Еще один — по диагонали. Стараемся, чтобы все три ствола отличались друг от друга. Начинающие художники могут рисовать обычной плоской кистью.
Рисуем листья
Для этого обмакиваем кончик кисти в тушь и резкими движениями, чтобы тушь не успела растечься, делаем мазки. Сколько именно листьев будет на бамбуке — автор определяет сам, в соответствии со своей композиционной задумкой. Кстати, благодаря листьям можно передать состояние природы. Например, листья, расположенные горизонтально в одном направлении, создадут эффект ветра.
После того как рисунок готов, его нужно просушить — для этого достаточно 5–10 минут.
Легенда о нарисованных мышах
Давным-давно, в XIV веке, один молодой японский художник по имени Сешу прогневал монастырское начальство. За то, что на уроках религии занимался рисованием, его привязали к дереву и заставили медитировать. Но Сешу и тут решил заняться любимым делом: на песке пальцем ноги он нарисовал мышат. Да настолько мастерски, что те тут же ожили, перегрызли веревки, которыми Сешу был привязан к дереву, и освободили своего создателя.