Журнал
поделиться

Иллюстратор Антон Ломаев: «Есть темы, которые меня волнуют и ищут выхода в рисовании»

#Дети
Иллюстратор Антон Ломаев: «Есть темы, которые меня волнуют и ищут выхода в рисовании»

Сегодня сложно представить детскую домашнюю библиотеку без книг с его рисунками — яркими, красивыми, насыщенными деталями и подробностями. Его «взрослые» иллюстрации к произведениям Набокова, Бабеля, Конана Дойля тоже имеют огромный успех. Антон рассказал «Мираману» о том, почему он сначала рисует, а потом ищет издателя, чем для него дороги «Русалочка» и «Одесские рассказы» и каких новинок поклонникам его творчества ждать в следующем году.

«Успех проходит для меня тихо»

— Антон, сегодня книги с вашими иллюстрациями — это уже бренд. Люди покупают не сказки Андерсона или братьев Гримм, они ищут новинки от Ломаева, ежегодно вы получаете премии престижных конкурсов. Ожидали ли такого успеха, когда шесть лет назад взялись за детскую иллюстрацию?

— Спасибо за высокую оценку, но, честно говоря, я сам достаточно скромно оцениваю свою работу. Как бы это точнее описать… Вот я хожу каждый день в мастерскую и рисую там, иногда из этого получаются готовые книжки, каждую из которых я стараюсь наполнить собой и люблю по-своему. Я рад, когда они издаются и покупаются, это дает мне возможность продолжать заниматься любимым делом. Думаю, это можно назвать успехом. Потому что, делай я что-то, что никому кроме меня не было бы интересно, долго бы так продолжаться не могло. При этом успех для меня проходит совсем тихо: даже если и присуждается какая-либо премия или награда, то она тихо появляется в моем доме в виде какой-то фигурки или рамки с напечатанным текстом, и отправляется на дальнюю полку.

— Вы иллюстрируете в основном классиков. Среди современных детских писателей нет тех, чьи книги хотели бы нарисовать?

— Сначала я делаю книгу, а уж потом предлагаю ее издательству. Поэтому я ограничен в выборе текстов — могу использовать только то, что в области авторского права ничем не обременено. А это, прежде всего, «классика». Но так не будет продолжаться всегда. Хочется сделать что-то и на оригинальном материале, возможно, создам что-то совсем свое и в тексте.

— Есть книги, работа над которыми запомнилась особо?

— Самые свежие впечатления от последних книг — сейчас это «Храбрый портняжка» и «Новое платье короля». Обе работы появятся напечатанными лишь в 2016 году. Трудной и дорогой была первая в ряду моих авторских книг — «Русалочка». Делал ее более двух лет, поскольку не бросал работу для издательства — нужно было кормить семью, а время для «Русалочки» с трудом выкраивал в перегруженном рабочем графике. Дальше было проще: деньги, полученные за эту книгу, позволили отвлечься от рутинной работы и полностью переключиться на авторские проекты.

«Вот сделаю книгу, а там и поищем издателя»

— У вас есть своеобразная фокус-группа читателей — собственные дети. Бывало, что они предлагали свои любимые книжки для иллюстрирования? И вообще, насколько тесно ваше взаимодействие на уровне их советов, оценки ваших рисунков?

— Дети — это главные зрители моих работ. У меня три сына, от двух до пятнадцати лет. Предлагать, пожалуй, не предлагали, но я на них сам ориентируюсь. Своего «Моби Дика» адресовал старшему. А для младшего решил сейчас сделать небольшую серию сказок. На первом этапе это будут три книжки — то, что читают первым в этом возрасте. Сейчас рисую «Репку».

— Есть иллюстраторы, которые придерживаются одного стиля. Но у вас даже сказки получаются все по-разному прекрасные, не говоря уже об иллюстрировании взрослых книг.

— На этот счет есть два принципиально разных подхода. Назовет их условно — «российский» и «западный». Первый декларирует подход к иллюстрированию, как растворение художника в литературном материале. Предполагает, что каждый раз он, исходя из текста, заново ищет новый художественно-пластический язык. Так нас учили в Академии. Современные же рыночные механизмы требуют узнаваемого авторского стиля художника, и не приветствуют метания и отступления от найденной и продаваемой формы. Это, конечно, немного упрощение. На практике же чаще всего получается что-то третье. И от себя далеко не убежишь, да и при честном подходе к тексту, с которым работаешь, тоже не избежать поиска новой для себя формы выражения. Но по-человечески мне ближе первый принцип.

— Вы упомянули, что сказки для иллюстрирования выбираете сами, а потом уже готовые работы предлагаете издателю. Но ведь в таком случае всегда есть риск, что книгу могут не напечатать и труды будут затрачены впустую…

— Да, риск всегда есть, но пока получалось. Буду откровенен: не все труды одинаково успешно в финансовом плане, и, вероятно, подписывай я перед началом работы договор — чувствовал бы себя намного спокойнее. Но такая свобода стоит риска. Работа, которую я делаю сейчас, тоже пока не имеет своего издательства. Вот сделаю книгу, а там и посмотрим, поищем.

— Кстати, над чем работаете сейчас? Каких новинок ждать читателям помимо «Храброго портняжки» и «Нового платья короля»?

— Продолжу делать книжки для маленького сына. Рабочее название серии для себя — «Максимкины книжки», по имени младшего сынишки.


Есть еще пара идей, которые требуют много времени для воплощения, поэтому трудны в реализации. Не стану пока говорить об этом подробно.

— Знаю, что книги с вашими иллюстрациями полюбились не только российским читателям! Расскажите про ваше сотрудничество с Китаем!

— Да, скоро там выходит сразу 10 книг с моими рисунками. Всё просто: он заинтересовались, мы заключили договор и вот уже на днях книги появятся в продаже!

— Количество и качество иллюстраций, обилие в них множества деталей и нюансов, как в серии издательства Азбука серии «Золотые сказки в иллюстрациях лучших художников» — нечто невероятное. Сколько времени уходит на создание одной книги? Обывателю может подуматься, что не меньше года!

— В среднем уходит от шести до восьми месяцев, если не тратить время на что-то другое. Только вот не отвлекаться сложно. Например, «Храбрый портняжка» рисовался года полтора, поскольку делал работу для кино.

— А что за работа?

— Подробно рассказать не могу. Но если коротко, то это большое кино, которое продюсирует Первый канал. За основу сюжета и сценария взят один из самых известный романов о Великой отечественной войне. А действие происходит в родной для меня Белоруссии. Я работал со сценарием: герои, стилистка визуального ряда и так далее. Кажется, это называется художник-концептуалист.

«Люблю тексты Бабеля и хорошо чувствую его время»

— Помимо детских книг вы иллюстрировали и взрослые — Конана Дойля, Бунина, Набокова, Булгакова, и, конечно же, Бабеля — это вообще отдельная история! А что приносит больше удовольствия — работать для маленького читателя или для взрослого?

— Мне необходима смена характера материала. С удовольствием погружаюсь в стихию детства — потому что мое детство никуда из меня не делось и потому что я всегда со своими детьми. Но есть темы, которые меня волнуют и ищут выхода в рисовании. Смерть, переживание нашей непростой прошедшей истории, ярость, похоть, восторг борьбы и многое другое. Все это трудно, да и не нужно вмещать в детскую книгу. Вот поэтому появляется что-то вроде моего цикла иллюстраций к Бабелю или «Моби Дик»…

— Мне кажется, «Одесские рассказы» Бабеля имеют для вас особую ценность. Расскажите, почему выбрали этот литературный материал, как работалось, довольны ли тем, какой получилась книга?

— Доволен. Единственное, мне жаль, что материал так и не был до сих пор издан в том виде, который меня бы полностью устроил. А цикл «Конармия» вообще только готовится к изданию. Поэтому можно сказать, что это пока станковая выставочная серия работ. Впрочем, именно такой изначально она и задумывалась. И в этом смысле все с ней в прядке — уже прошло несколько выставок с участием моего Бабелевского цикла. Последняя была в Академии художеств, которую я когда-то окончил.

Тексты Бабеля люблю. Мне кажется, я не только их глубоко ощущаю, но и хорошо чувствую описанное в них время. Каким-то образом через поколения я нахожусь в нем.

Кроме того я сам родом из Витебска. В 70-е в нем еще хорошо ощущался и дух прошедшей войны, и жизнь еврейских местечек, которыми была полна эта земля во времена Бабеля.

Досье

Ломаев Антон Яковлевич, родился 13 марта 1971 г. в городе Витебске, в Белоруссии.
В 1982 г. году переехал в Ленинград.
С 1982 по 1989 гг. учился в СХШ им. Б. В. Иогансона при институте им И. Е. Репина.
С 1989 по 1991 гг. служил в армии.
В 1992 г. году поступил в Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1994 г. специализировался в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова. В 1998 г. окончил институт.
С середины 90-х гг. начал сотрудничать с издательствами как книжный график.
С 2000 г. — член Союза художников России.
В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.
Награды:
Главная премия выставки-конкурса художественных произведений посвященной 100-летию Владимира Набокова (серия иллюстраций к роману В. Набокова «Камера обскура»), Санкт-Петербург,1998 год
Премия Всероссийского конгресса фантастов «Странник» в номинации «Художник-иллюстратор» (цикл иллюстраций к книжной серии «Наследники Толкина», издательство «Азбука»), 2001 год
Премия «Интерпресскон» в номинации «Художник-иллюстратор» (Г. Х. Андерсен «Русалочка»), Санкт-Петербург, 2010 год
COW International Design Festival (Международный Фестиваль дизайна, Днепропетровск, Украина) Победитель в номинации «Иллюстрация» (Шарль Перро «Кот в сапогах»), 2011год
Лауреат Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков» (Шарль Перро «Красная шапочка»), Москва, 2013 год
Лауреат Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы» (Исаак Бабель «Конармия» и «Одесские рассказы»), Москва, 2014 год
«Prix l’esprit de l’engagement» («Приз за дух вовлеченности») Best creator of children’s, ESFS(European Science Fiction Society) Awards 2015, Eurocon in St. Petersburg, Russia.

Автор: Наталья Тюменцева

Что еще почитать на тему «Дети»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно