Известный актер прошел долгий путь к профессии: занимался греко-римской борьбой, осваивал виолончель, участвовал в танцевальном шоу, был ведущим сценических и ТВ-проектов, учился в вузе на экономиста. А познакомившись однажды с российскими актерами Голливуда, решил идти к новой цели. С новыми принципами.
География: Россия, Москва
Призвание — проповедовать любовь
— Алексей, как после получения диплома экономиста решились поступать в ГИТИС?
— Начало этого пути — в детстве. Еще в подростковом возрасте появилось желание творить, разбираться в философии и психологии человеческих поступков, искать ответы на вечные вопросы. Они возникали не только из-за любопытства, но и из-за сострадания: было непонятно, как сверстники могут издеваться над животными и птицами, обижать глухого мальчика из соседнего дома… Читал мудрые книги, уделял время физическому и духовному развитию, пробовал некоторые практики — обливание водой, голодание, «сила мысли»... Радовало и искусство: 3 года проучился по классу виолончели во Дворце Пионеров Санкт-Петербурга.
Пришло время выбирать профессию. Хотелось что-то придумывать, сочинять, креативить и, конечно, достойно зарабатывать. В итоге поступил в университет и стал обучаться маркетингу и рекламе. Однако интерес к этой сфере пропал очень быстро.
— Ответили самому себе?
— Да, и жизнь развернулась на 180 градусов. Открылись глаза на то, что по неведению делаю много дурного, считаю это нормой жизни и оправдываюсь, будто нельзя никак иначе. Поставил себе новые духовные задачи.
Про призвание понял, что смысл актерского и режиссерского ремесла — проповедовать любовь и добро с помощью творчества. Должна быть достойная сверхзадача, и, как говорил Константин Сергеевич Станиславский, это главная цель, ради которой создается пьеса, образ или ставится спектакль. А подходить к любому делу нужно, начав с вопроса: «Что это даст людям?»
Если мы хотим просто развлечь аудиторию, показать себя, удивить какими-то находками, откровенными сценами или нецензурщиной, то в этом лишь гибель искусства как процесса, призванного направлять на созидание и развитие лучших качеств.
Сила театра и кино в том, что они дают вкус жизни, который человек затем стремится найти и воспроизвести в реальности. Можно перефразировать известную фразу так: скажи, что ты смотришь, читаешь, и я скажу, кто ты.
Главный труд — борьба с собой
— Почему вы стали вегетарианцем?
— Из-за сострадания к живым существам. Не хочу, чтобы из-за моего удовольствия кто-то погибал, не хочу прикрываться рассуждениями, что это жизненно необходимо.
— Что в современном мире может помочь «прибраться» в своей душе? Какие практики используете вы?
— Пост и молитва. Так же делали и в старину. Это и есть духовные подвиги, аскезы. Еще один способ — служение ближнему. Как сказал один из старцев, любовь — это глагол. Значит, нужны поступки: помогать, заботиться, прощать, уступать, делиться, жертвовать. Существует много возможностей послужить людям.
В писании от Матфея есть глубокие слова на эту тему: «Они тоже спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?» Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».
Также важно научиться дисциплине. Приезжая на Афон, большую часть времени провожу в Ватопедском монастыре. Однажды на трапезе настоятель Ефрем сказал: «Если у вас беспорядок в келье, то и в остальном тоже будет бардак». Смысл в том, что мы должны дисциплинировать себя, если хотим чего-то достичь.
— Приведите пример. В чем еще, кроме порядка в доме, может заключаться самодисциплина?
— В распорядке дня. Утро — настрой на весь день, вечер — возможность сделать выводы о себе и вспомнить о главном в жизни. Начинать и заканчивать день важно с молитвы. Хотя для человека неверующего это может быть какой-нибудь свой настрой на добро и любовь. Он поможет убрать себя из центра собственных эгоистических желаний и найти радость в счастье других.
Пример тому для меня афонские старцы. В их лучезарных глазах вижу бесконечное желание выслушать, искренне помочь, молиться за всех долгими часами… Вроде бы все просто, но идти этой дорогой трудно. Много жадности, зависти и эгоизма накопилось в наших «сумах».
Мы трудимся в поте лица над амбициозными планами, стремимся к комфорту, но главный труд — это каждодневная борьба с самим собой, искушениями и слабостями. Это основное поле боя в жизни, где происходят победы и поражения за душу, сердце, совесть и честь.
— Опишите свой стандартный день…
— Подъем в 6.00 (если не было поздней работы), зарядка, одновременно в аудио-записях слушаю старцев, жития святых, писания. Затем перехожу к тому, что запланировано. В течение дня стараюсь больше общаться с семьей. Надеюсь, когда маленький Серафим немного подрастет, у меня будет достаточно времени для этого.
Вечером — молитвенное правило, и если остается время, чтение духовной литературы. Спать ложусь примерно в 23.00.
Соблюдаем с женой посты. И главное, конечно, поститься не брюхом, а духом. Это самое сложное в посте. Но нужно стараться. У меня пока плохо получается — много искушений, часто ловлю себя на неправильных мыслях и желаниях. Только учусь быть православным.
В машине у меня всегда звучат аудио-книги: духовная и художественная литература. Через слух информация лучше воспринимается разумом.
— Кто для вас был примером по-христиански бескорыстного служения?
— Вспоминается история. В детстве ходил на секцию греко-римской борьбы, где осознал, что такое дисциплина, воля к победе. Наш тренер Валерий Палыч положил на развитие клуба около 20 лет, поднял его своими руками и делал все от чистого сердца: занимался с нами, приходя после работы, организовал походы, экскурсии, соревнования. Когда администрация района обязала брать с нас деньги за тренировки, он отказался и уволился. Потом у него умерла мама, он запил и остался один. Я уже жил в Москве.
Однажды поздно вечером шел на вокзал и встретил его у палатки с арбузами, которую он охранял. Я знал, что ему нужны деньги, и мысленно уже достал их, но затем подумал, что оскорблю этим жестом, покажу его поражение. С такими мучительными мыслями я провел весь наш короткий разговор.
Нужно учиться поступкам, мы должны были приложить больше усилий, чтобы вытащить его из этого состояния. И только когда он умер, будто опомнились. Ребята организовали похороны, мы все собрались, заказали памятник... но человека уже нет, и теперь только наши молитвы могут стать нашей невысказанной благодарностью.
Роли, которые меняют
— Читала, что в свободное от съемок время вы работаете в воскресной школе…
— Преподаю в театральной студии при храме. Мои подопечные — в основном подростки. Мне нравится с ними работать, получается полезный диалог. Ребята любознательны, быстро все впитывают, а я стараюсь учить их трудиться вместе, брать на себя ответственность.
Делаем небольшие театральные постановки к праздникам. Иногда — спектакли по сюжетам художественных, нравоучительных произведений, жития старцев. Силами прихожан у нас оборудована очень хорошая сцена, настроены профессиональный звук и свет.
— Расскажите о вашей основной работе. Какие из ролей можете назвать любимыми и почему?
— Самая любимая и ответственная — Юрий Алексеевич Гагарин в фильме «12 апреля 1961 года». Это настоящий айсберг. Невидимая и самая большая его часть касалась разбора роли. Так я узнавал человека, на долю которого выпали трудности тренировок, риски для жизни и мировая слава.
Представляете, каково это: пиарить нашу страну, выдерживать бесконечные встречи и поездки, мириться с отстранением от любимого дела всей жизни?.. И все это он пережил без гордыни и высокомерия, оставаясь настоящим и добрым сердцем человеком.
Верхушка айсберга — съемки. Вспомнился, кстати, забавный случай. Работали над эпизодом в Музее космической техники. Я — в костюме космонавта. Процесс был очень увлекательным, на площадке царила дружеская атмосфера, но съемки приходилось периодически прерывать из-за школьных групп.
Чтобы не скучать в ожидании, решили устроить розыгрыши. Я вставал среди экспонатов, замирал, как бы превращаясь в манекен космонавта. Когда девушка-экскурсовод рассказывала о развитии технологий, дети обступали экспозицию кольцом, подходили ко мне вплотную, рассматривали и комментировали. В этот момент я начинал двигаться в сторону учеников, проходя сквозь строй изумленных слушателей. Это надо было видеть! Море позитива и смеха! А наша группа вовсю снимала это шоу на телефоны и камеры с верхнего этажа.
— Представляю лица ребят! Какие работы еще можете отметить?
— Другие по-настоящему глубокие роли попадались больше в театральных постановках. Например, Алексей из романа Достоевского «Игрок» или Алеша из романа того же автора «Братья Карамазовы».
Да, были некоторые киношные роли, в которых сейчас уже не стал бы сниматься. К сожалению, отечественный кинематограф грешит низкопробными сценариями, где не гнушаются никакими средствами для привлечения зрителя. Но это проблема общества: создают именно то, что желаем смотреть. Здесь наша с вами ответственность за то, какой выбор сделать, а спрос создаст правильное предложение.
— Способны ли роли менять актера?
— Да, если он не поверхностно подходит к работе и проникает в глубины размышлений, мотивов и выбора персонажа. Можно вдохновиться и перенять некоторые качества героя как ориентиры, но это, конечно, если мы рассматриваем положительного персонажа и есть желание к развитию себя не только как профессионала, но и как человека.
Отрицательные герои могут быть полезны, только если помогают высветить и раскрыть благородную сверхзадачу положительных. В противном случае лучше просто отказываться от таких ролей.
— Как вас изменили такие важные жизненные роли, как муж и отец?
— Сменили вектор «к себе» на «от себя». Появилось больше смысла в жизни, радостных минут. Именно здесь, в семье, начинается любовь и можно «собрать» себя полностью. Для мужчины есть два верных пути: либо семья, либо монастырь. Остальное — растрачивание жизни на себя любимого.
Поэтому будем стараться, как сказал старец Амвросий Оптинский: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Досье
Алексей СВИРИДОВ, актер, педагог по актерскому мастерству, музыкант.
Родился: 30 августа 1977 года в Ленинграде.
Образование: Петербургский государственный университет путей сообщения им. императора Александра I, факультет экономики и менеджмента (2004); РАТИ-ГИТИС, актерский факультет — мастерская народного артиста Е.Ю. Стеблова (2009).
Фильмография: более 30 ролей. Славу принес фильм «Курортный роман». Самая весомая роль — Юрий Гагарин в картине режиссера В. Девятилова.
Театральные работы: Крогстед (Г. Ибсен. «Кукольный дом»), Фауст (А. Пушкин. «Фауст» — по одноименной трагедии Гете), Шипучин (А. Чехов. «Юбилей»), Алексей (Ф. Достоевский. «Игрок»), Алеша (Ф. Достоевский. «Братья Карамазовы»), Кон (Э. Хемингуэй. «Фиеста»).
Профессиональные навыки: акробатика, фехтование, вождение авто- и мототранспорта, боевые единоборства, конный спорт, современный танец, вокал, гитара, флейта, виолончель.
Философия: Каждый человек рождается для какого-то дела. Актер — адвокат своей роли.
Любимая книга: Библия.
Высказывание: Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» (Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).
Семейное положение: женат, воспитывает сына.
текст: Марина ЧАЙКА
фото: архив Алексея СВИРИДОВА