Актер театра «Красный факел» рассказал о том, почему вместо цветов зрители дарили банки с вареньем, где ему пригодилось умение играть на горне и каким он видит себя через 20 лет.
«Спектакль „Ночной таксист“ вернулся ко мне по иронии судьбы»
— Олег, в театре «Красный факел» вы сыграли более 50 ролей! Как оцениваете — это много или мало?
— Я никогда не оценивал роли количеством. На сайте «Красного факела», если нажать на имя актера, выскакивает вся его театральная биография. Я как-то нажал и схватился за голову: там есть и спектакли, которые идут сейчас, и те, названия которых вспоминаю с трудом, главные роли и эпизодики, любимые персонажи и не очень… Смотришь на этот список и думаешь: «Боже мой, за этим вся моя жизнь!». А еще понимаешь, как время летит…
Кажется, совсем недавно я репетировал свою первую главную роль, а ведь в прошлом году исполнилось ровно 20 лет моей работы в театре «Красный факел».
— Наверняка за эти годы были спектакли и роли, которые невозможно забыть ни через 20, ни через 40 лет…
— За последние 15 лет один из моих любимых спектаклей — «Смертельный номер». Всегда относился к нему с трепетом, готовиться начинал за день-за два. Это был какой-то отдельный мир, театр в театре. К сожалению, на сцене он продержался недолго. Увы, не все, что близко тебе, любимо зрителями.
Спектакль «Смертельный номер».
— Но спектакль «Ночной таксист», наверное, будет идти вечно!
— В нынешнем репертуаре это самый «возрастной» спектакль — ему более 12 лет. Хотя изначально я кастинг на роль Джона Смита не прошел. Но, годы спустя, по иронии судьбы «Ночной таксист» вернулся ко мне.
Мы пробовались на роль вместе с Максимом Битюковым (в прошлом — артист театра «Красный факел»). И утвердили его. Прошло пять лет. Мы поехали на гастроли в Красноярск и Иркутск, Максим искупался в холодном Енисее и с воспалением легких попал в больницу. А гастроли ведь продолжаются… И вводить срочно пришлось меня.
Недавно разговаривали с Максимом по телефону, как раз в этот вечер в «Красном факеле» играли «Ночного таксиста», и мы с ним подсчитали, что я работаю в этом спектакле уже дольше, чем он. Причем играю всегда с удовольствием. Хотя пьеса, конечно, устарела. Потому что в наш век высоких технологий тех ситуаций, которые возникают в спектакле, произойти просто не может — там все завязано на стационарных телефонах.
Спектакль «Ночной таксист».
— В конце прошлого года на сцене театра «Красный факел» состоялась премьера — спектакль «Агенты праздников». В нем вы сыграли вместе с артистами стеб-арт студии «Ха! Мы!». Как работалось?
— Ребят я знаю давно, но на одной площадке мы никогда не пересекались — и вот случилось. Это было познавательно для самого себя, потому что я привык к своей труппе, а здесь — новые люди. Но мне в работе над спектаклем все же было проще — я находился в родном доме, где и стены помогают. Ребятам сложнее, потому что знаю, каково это — прийти в чужой коллектив. Когда Павел Южаков пригласил меня в спектакль «Первого театра» «… Забыть Герострата!», поначалу чувствовал себя не в своей тарелке — другой коллектив, другие методы и подходы… Несколько репетиций притирались друг к другу. Но новые люди, общение с ними — это всегда интересно.
Спектакль «Агенты праздников».
«Вместо цветов зрители дарили соленья-варенья»
— За 20 лет в одном театре не посещали мысли сменить место работы?
— Нет, мне нравятся люди, с которыми работаю, с которыми, можно сказать, вырос. «Красный факел» я полюбил с того момента, как по рекомендации Галины Александровны Алехиной вместе с Максимом Битюковым был сюда принят.
— Я знаю, с Максимом Битюковым вы были знакомы еще до поступления в институт.
— Да, мы оба жили в Казахстане, в городе Павлодар. Я ходил в школу № 16, он — в школу № 11. В какой-то момент стали появляться классы с разными уклонами — гуманитарные, физико-математические… А в школе № 11 открыли еще и театральный класс, на базе студии, в которой занимался Максим. Я тогда окончил восьмой класс в своей школе, и так как всегда участвовал в самодеятельности — пел в хоре, занимался танцами — решил перевестись в этот класс. И принимал меня в него как раз Максим.
У нас был год школьной разницы. Поэтому к моменту, когда я получил аттестат, Максим уже успел поучиться в Новосибирском театральном училище. Но что-то ему не понравилось, и он вернулся в Павлодар. Решил вместе с ребятами из театрального класса поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Я на второй тур не прошел, а Максим прошел, но сказал: «Ребята, я хочу учиться с вами». В московских вузах набор тогда уже закончился, и мы поехали в Екатеринбургский театральный институт — единственный, где еще шли вступительные экзамены. Поступили. Учились на одном курсе, жили вместе в общежитии, потом вместе в театре работали. Да и после того, как Максим переехал в Москву, пути наши не разошлись. Мы созваниваемся, когда есть возможность — встречаемся, играем антрепризный спектакль «Мёртвые души» в Новосибирске.
— И в дебютном спектакле на сцене «Красного факела» вы тоже сыграли вместе с Максимом Битюковым!
— Да, в спектакле по пьесе Алексея Арбузова «Мое загляденье». А до этого целый год были только вводы. Мы долго сидели без ролей, и, чтобы не закиснуть, стали делать капустники на сцене Дома актера. На один из них пришел Алексей Серов, который тогда был главным режиссером театра «Красный факел». После этого он пришел к директору и спросил: «Вы видели, что ребята делают? Сходите, посмотрите». Не знаю, это ли повлияло, но как-то мы пришли в театр, посмотрели распределение ролей и увидели свои имена. С этого момента нас стали везде занимать.
Помню, когда только пришел в театр, люди на спектакли ходили редко. Это был 1995 год. Зарплату не давали по 8 месяцев, денег не было. Помню, однажды играли спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», на сцене людей было больше, чем в зале.
Потом Алексей Серов предложил сделать антизабастовку: часов 12 подряд мы играли спектакли, прерываясь только на смену декораций, и любой человек мог с улицы зайти и посмотреть. В благодарность вместо цветов зрители оставляли нам банки с домашними заготовками, дарили соленья-варенья.
«Родители, когда узнали, что хочу связать жизнь с театром, были против»
— У вас театральная семья. Расскажите, как работается вместе с супругой — актрисой Дарьей Емельяновой?
— Да хорошо нам работается. Бывает, что дома обсуждаем роли, иногда пылко. Но конфронтации нет. Я, вообще, Дашей очень горжусь. Как женой, как актрисой. А Даша говорит, что гордится мной. И сын гордится нами обоими и уже подает знаки, что тоже хочет быть актером.
Спектакль «Только для женщин».
— И вы, конечно, против?
— Нет. А вот мои родители, когда узнали, что я хочу связать свою жизнь с театром, были против. Мама работала на ТЭЦ-3, папа — на химзаводе, театр они не воспринимали всерьез.
Мама думала, что артист — это человек, который выходит на сцену, кривляется, и ему за это еще и деньги платят. А несколько лет назад получилось так, что мы с Дашей оба были заняты в репертуаре, поэтому попросили маму помочь — присмотреть за сыном, ему тогда всего год был. Она приехала. И получилось сводить ее на выездной спектакль в Академгородок «Только для женщин». Не скажу, чтобы она была в восторге… А на следующий день его же мы играли в «Красном факеле», и она посмотрела спектакль из-за кулис — увидела не только обертку, но и механизм. После этого мама сказала: «Да, теперь я понимаю, что у тебя тяжелая работа».
Спектакль «Отцы и сыновья».
— А вы с самого студенчества понимали, что театр — это ваша судьба? Или случались сомнения?
— На втором курсе мы, опять же с Максимом Битюковым, готовили к экзамену отрывок «Вечный муж». И репетиция не шла. Мы стояли друг напротив друга, и мастер спросила, что я хочу сделать в эту секунду? Я сказал: «Вылить ему в лицо стакан воды». А она ответила: «А чего ты тогда стоишь? Делай!». Это был переломный момент, в который я начал понимать, какую профессию и ради чего выбрал, когда стало интересно в этом вариться, а не просто произносить слова какого-то чужого автора. И с этого момента поперло!
Вообще, у нас были очень хорошие педагоги, строгие. Рядом находилась Свердловская киностудия, и меня даже звали сниматься в кино, но мастера не отпустили. А фильм интересный был, двухсерийный триллер. Про мальчика, который убил своих родителей. Жуть полная, но мне почему-то сценарий понравился.
— Но в кино ведь все равно снялись! Правда, намного позже.
— В местном кино снимался много раз, а в большом — только один, в эпизоде. Это был фильм «Елки-3», сцена в автосалоне. 1 января пошел в кинотеатр «Победа», купил билеты и повел на премьеру всю семью. И вот мы сидим в зале, смотрим, и в момент, когда я появляюсь на экране, сын на весь зал кричит: «Папа, это ты?». В этот момент мне хотелось сквозь землю провалиться, было очень неловко. Слава Богу, эпизод короткий и про меня быстро забыли.
Кадр из фильма «Елки-3».
Я люблю смотреть на коллег в кино. Недавно у нас случилось печальное событие — из жизни ушел актер Михаил Александрович Стрелков, и после его смерти на экраны вышел сериал «Тихий Дон», в котором он играл. Было очень приятно его видеть.
К сожалению, ушло много замечательных артистов, которые многому научили. Например, я часто вспоминаю Владлена Егоровича Бирюкова. Этот человек очень много дал мне в творческом плане. У актеров «Красного факела» всегда есть чему поучиться.
— А какие именно навыки помог приобрести театр?
— Здесь, скорее, наоборот: что было накоплено до театра, то и помогает. В детстве я занимался в балетной студии — просто шел мимо, увидел, как люди танцуют, и записался, несколько лет ходил. Еще пел в хоре. Посещал уроки игры на трубе, играл на горне… И никогда не думал, что все это может мне пригодиться.
Спектакль «Все о мужчинах».
— Даже игра на горне?
— Да. Когда начали работать над спектаклем «История города Глупова», режиссер постановки Митя Егоров спросил: «Ты на чем-нибудь играешь?». Нет, говорю, только на горне. А Митя в ответ: «О, дайте ему горн!». Все пригодилось.
«Хочу сыграть Сирано де Бержерака»
— Недавно вы приступили к репетиции спектакля «Чай с мятой или лимоном?». Уже можно что-то о нем рассказать?
— Раскрывать все карты не принято. Тем более работа над спектаклем только началась. Могу сказать лишь то, что спектакль будет о театре и об актерах, о закулисной жизни и коллизиях, которые происходят во время работы.
— Понятно, ничего о предстоящей премьере мне у вас не выпытать… Тогда давайте вернемся в год минувший — какие события в профессиональной жизни считаете самыми важными?
— В 2015 году появилось много близких по духу людей. Меня стали приглашать в проекты вне стен театра «Красный факел», за что отдельное спасибо хочу сказать Анастасии Журавлевой. Сейчас я участвую во многих ее проектах, например, спектакле «Тестостерон», проекте «Читаем детектив». Я стал выходить за рамки театра, чего давно не делал, и это пошло в плюс. Даже супруга сказала, что я изменился, стал иначе смотреть на многие вещи.
Еще одним важным событием прошлого года, несмотря на то, что премьера состоялась в 2014 году, стал спектакль «Довлатов. Анекдоты». По значимости для себя я его ставлю наравне со «Смертельным номером». Постановку эту очень люблю. Во многом потому, что поставил его Митя Егоров — режиссер, которого я уважаю. Даже не могу вспомнить, как рождался этот спектакль: был определенный набор рассказов, план, а потом — бах — и все сложилось!
Думаю, эта постановка будет идти еще много лет. Хотя тут загадывать сложно — зрители приходят разные. Молодежь, например, мало знает о времени, о котором идет речь в спектакле. А я в эти годы рос! Был пионером, комсомольцем, знаю, что такое партсобрания. Благодаря маме, которая отправляла меня на каникулы в летние лагеря, у меня было счастливое детство! Конечно, не без абсурда, о котором писал Довлатов. Но вспоминаю я о тех временах с какой-то радостью. Может, потому что был тогда ребенком и не понимал многих вещей. Но если бы не развал Союза, думаю, пошел бы по партийной линии. Кстати, комсомольский билет храню до сих пор — как память.
Спектакль «Довлатов. Анекдоты».
— А теперь давайте перенесемся лет на 20 вперед. Каким вы видите себя в творческом плане?
— Не люблю загадывать, живу здесь и сейчас. Но, как минимум, вижу себя в профессии. Есть такой распространенный вопрос: какую роль вы мечтаете сыграть? У меня одна такая есть. Как-то еще в школе мне попалась пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Я когда ее прочел, просто обалдел! И с тех пор грежу Сирано. Хотя за все, что мне дают, берусь с удовольствием.
Что посмотреть, почитать и послушать
Посмотреть
Фильм «Выживший» Алехандро Г. Иньяритту.
Почитать
«Парфюмер» Патрика Зюскинда.
Послушать
Стинг.
Досье:
Олег Викторович Майборода
Окончил Екатеринбургский театральный институт в 1995 году. С того же года — актёр театра «Красный факел».
Работы в нынешнем репертуаре «Красного факела»:
Рей Куни «Ночной таксист» / Джон Смит;
А. МакКартен, С. Синклэр, Ж. Коллар «Только для женщин» / Кевин;
Вадим Бочанов «Сильвестр» / Король;
Григорий Горин «Поминальная молитва» / Перчик;
по мотивам пьесы Юлия Кима «Три Ивана» / Царь Агей;
Брайен Фрил (по мотивам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») «Отцы и сыновья» / Кирсанов Николай Петрович;
Миро Гавран «Все о мужчинах» / Павел, Томо, Руди, Денис;
Сергей Довлатов «Довлатов. Анекдоты» / Заключенный Гурин, Второй заместитель главного редактора Хуберт;
Александр Островский / «Невольницы» / Мирон Ипатыч;
Павел Поляков, Артем Находкин, Павел Южаков, Анастасия Журавлева «Агенты праздников» / Борис Иннокентьевич, директор агентства;
Д. Наварро, П. Одекер «Чай с мятой или с лимоном?» / Робер (спектакль готовится к постановке).
Текст: Татьяна Бушмакина.
Фото: Фрол Подлесный и из личного архива Олега Майбороды.
Заглавное фото: спектакль «Невольницы».