Журнал
поделиться

Анна Протоковило: «Я режиссер-дрессировщик. Люблю, чтобы все было идеально…»

#Архив 2014-2020 годы
Анна Протоковило: «Я режиссер-дрессировщик. Люблю, чтобы все было идеально…»

В начале января в «Первом театре» состоится премьера спектакля-сказки «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился». Режиссер постановки Анны Протоковило рассказала о том, как все будет сказочно и неоднозначно в этой работе, какие важные сообщения найдут там взрослые. Кстати, Анна поставила свой первый спектакль в 6 лет и мечтала стать дрессировщиком.

«Подписала себя: «режЫссер»

— Аня, как судьба привела в театр, то есть в театральный институт?

— У меня все просто: родители артисты. Мама — певица, папа — музыкант. Я, можно сказать, за кулисами выросла. Помню все эти репетиции дома до 3 утра, когда они оттачивали одну и ту же песню, как постоянно ездили на гастроли и привозили домой букеты. Эта жизнь мне знакома.

— Некоторых детей артистов это отталкивает…

— Да, и сначала я хотела быть собаководом и дрессировщиком. Очень хорошо разбираюсь в породах собак. Но однажды прочла стихи в школе, и меня стали приглашать на разные конкурсы. Потом учительница отправила в театральную студию, настаивая, что у меня есть талант и это точно мое. Там я и начала готовиться для поступления в театральный институт. Зачислили со второй попытки через год.

— А почему решила получить второе высшее в щукинском театральном институте на режиссерском факультете?

— Я долго к этому шла. И нужно сказать моему преподавателю Павлу Валентиновичу Южакову за это спасибо. Когда училась на актерском, меня всегда ругали: «Аня, ты занимаешься режиссурой, это не имеет отношения к твоей будущей профессии! Это все придумки от твоей режиссерской головы!». А мне всегда было очень обидно — я же пришла на актрису учиться… Тогда дала себе слово: ни за что не буду режиссером. И, как видишь, нарушила.

В какой-то момент на 3-ем курсе я разочаровалась в актерской профессии, была готова бросить учебу, но Павел Валентинович своими занятиями вновь сумел зажечь во мне угасший интерес и, сам того не зная, подготовил к решению стать режиссером.

Но на самом деле я этим уже в детстве занималась. Свой первый спектакль поставила в 6 лет. Собрала всех детей во дворе и сделала самую настоящую постановку. Были билеты, программка, в которой подписала себя:«режЫссер».

Мастера в «Щуке» всегда говорили, что актером быть очень просто: приходишь, за тебя все придумывают, решают, только иди и играй, а режиссер должен следить за всеми, видеть всю картинку в целом.

— Зато он демиург в театре!

— Видишь ли, для девочек эта профессия сложновата. Она — мужская. Мужчины, конечно, в этом боги. Я ими восхищаюсь и, наверное, никогда не допрыгну до их взгляда и видения. А хотелось бы.

— У тебя, как и у твоих родителей, получилась творческая семья (муж — актер Никита Бурячёк, — прим. автора). Каково это?

— Это невыносимо)). На время выпуска спектакля нам, наверное, нужно разъезжаться на два разных дома. Он приходит домой и не учит текст, а я это вижу. Так нельзя, но я хочу, чтобы он занимался только моим спектаклем!

Я ведь даже во сне ставлю, когда остается немного до премьеры. Всю ночь «пилю» какую-нибудь сложную сцену.

«Я дотошный режиссер»

— Какие режиссеры тебе интересны своими работами и близки по стилю?

— Во-первых, Марк Захаров. Люблю сказочность его спектаклей. Он совмещает чудо с действительностью. На каждом спектакле отдыхаешь, смотришь действо, затаив дыхание, как ребенок. Там, с одной стороны, драма — все плохо, все рыдают. И вдруг, раз, герои резко переключаются и уже в совершенно ином настроении. 

Во-вторых, Алманис Херманис. Мне нравится, что он работает очень подробно. У него есть такие мелочи, что диву даешься, как он это заметил. 

В-третьих, Виктор Рыжаков. Его спектакли очень современные, хлесткие и трогательные до слез. 

В-четвертых, мой учитель — Павел Южаков. Он делает постановки в духе Вахтанговского театра. Мне очень близок его стиль. Мы с ним, кстати, отлично работаем вместе. В этом году с Павлом Валентиновичем выпускаем курс в театральном институте. В НГТИ же поставила с ним как второй режиссер «Двенадцатую ночь» и как педагог поучаствовала в спектакле «Фронтовичка», который уже взяли в репертуар «Первого театра».

— Какой режиссер ты?

— Дотошный. Если я придумала какую-то сцену, то могу биться над ней очень долго, бесконечно репетируя мелочи, пока актеры не сделают именно то, что я хочу.

— Это сказывается несостоявшаяся профессия дрессировщика))?

— Да (смеется — прим. авт.). Я режиссер-дрессировщик. Люблю, чтобы все было идеально. Так, как я вижу. Если я хочу, чтобы актеры входили именно в эту секунду и говорили именно так, я буду этого добиваться.

— Какая постановка для тебя сложнее: детский или взрослый спектакль?

— Это неважно. Любая требует затрат, нужно вложиться на все 100% душой. Некоторые считают, что детский легче, это халтура. Ничего подобного!

Сказки построены на ритме — ребятишки же чуть что, сразу отвлекаются, поэтому нужно постоянно держать их внимание. Если взрослый еще может усилием воли сконцентрироваться и посмотреть какую-то скучную сцену, то ребенок — нет.

— Почему вдруг Кощей влюбляется в Василису. Это уже не отрицательный персонаж?

— В сказке объяснено очень логично: не очень-то он и влюблен, больше в своих корыстных целях хочет Василису использовать. Хотя сначала мы попробовали сделать так, будто злодей влюбился искренне, но материал сопротивлялся.

В конце Кощей все же кается: никаких добрых дел не сделал, дерево не посадил, сына не вырастил… Такая взрослая тема идет. Папы-зрители будут смотреть на своих детей, и думать: «Но я-то вырастил!» 

В постановке заложено очень много сообщений для взрослых...

«Ужин» в Каннах

— Хочу еще спросить про твою короткометражку «Ужин», которую оценили в Каннах. Почему выбрала такой необычный стиль — покадровой съемки?

— Все просто: чтобы все выглядело органично, несмотря на мои технические возможности. У меня есть еще один фильм — «36500 дней». Он по России какое-то место занял. Однажды меня спросили: «Вы специально сделали его черно-белым, знали, что из-за этого он будет сильнее воздействовать на зрителя?». На самом деле, когда он был цветным, качество бросалось в глаза, было видно, что он снят на какую-то ерунду, а не навороченную технику.

Хотя сам прием «покадровый споп-моушн» позволяет делать те вещи, которые на видео не получаются, глубже показать эмоции. У меня есть много идей в таком стиле.

— Какие были отзывы?

— Очень хорошие, смотрели разные режиссеры, хвалили, предлагали идеи для новых проектов. Но в основном удивлялись, что такая молодая девушка поднимает эти темы.

Американский продюсер тогда сказала: «Я думала, этот фильм сняла женщина в возрасте за 40–50». И спросила: «У тебя такой болезненный опыт?» Но я ничего не смогла ответить, так как мне все это само приходит! Может, из прошлой жизни…

Досье

День рождения: 23 ноября.

Образование: 2008—2012 гг. Новосибирский государственный театральный институт (НГТИ). Специальность: актер драматического театра и кино (мастера курса Е. С. Жданова, П. В. Южаков, С. В. Галкина)
Второе высшее образование Анна получает в Театральном институте имени Бориса Щукина на режиссерском факультете.

Опыт работы:
2012 г. — настоящее время «Первый театр».
Режиссерские работы:
«Снежный цветок, или приключение Ежика», С. Козлов
«Пришел мужчина к женщине», С. Злотников
«Как Кощей бессмертный на Василисе женился», Ю. Боганов
Актерские работы:
Дэзи — «Билокси-блюз», Н. Саймон (реж. П. Южаков);
Начальник королевской охраны, Лесная разбойница — «Бременские музыканты», Г. Гладков, Ю. Энтин, В. Ливанов (реж. П. Владимиров);
Душегуб, Стонотовна — «Врун из Тридевятого царства», Д. Салимзянов (реж. П. Южаков);
Маргарита Ивановна Пересветова — «Самоубийца», Н. Эрдман (реж. П. Южаков);
Вдова — «Золотая лавина», В. Красногоров (реж. П. Южаков);
Исполнители — «Вздрогнем!» (реж. А. Находкин);
Смерть — «Сказ о русском богатыре Илье Муромце и Яшке Стрельце удалом молодце», М. Непряхин (реж. А. Находкин);
Леля Комелькова — «Фабричная девчонка», А. Володин (реж. П. Южаков);
Помреж — «Шум за сценой», М. Фрейн (реж. П. Южаков).

Ближайшие премьеры:

29, 30 декабря — комедийный спектакль «Чудеса случаются или праздник будет» в «Доме Актера»

8, 16, 23 января  — спектакль-сказка «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» в «Первом театре» (группа в соц.сети)

Текст: Марина Чайка
Фото: Юлия Баркина

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно