Известный новосибирский фотограф рассказал «Мираману» о том, как хотел стать учёным, но взял в руки камеру, может ли коммерческая съёмка приносить творческое удовлетворение и что нужно знать тем, кто мечтает об успешной карьере в любой сфере.
«Важно, чтобы завтра ты показывал больший уровень, чем сегодня»
— Антон, расскажи, как ты увлёкся фотографией?
— У меня никогда не было осознанного желания заниматься фотографией, тем более профессионально. Я хотел стать ученым, поэтому поступил в НГУ на физфак. И где-то на 2–3-м курсе чисто с утилитарной целью, чтобы переснимать лекции, которые пропустил, обзавелся фотоаппаратом. На физфаке очень большая нагрузка, сложно успеть всё. Поэтому, чтобы найти время для подготовки к семинарам, иногда приходилось пропускать лекции.
Тогда цифровые фотоаппараты только появлялись, у меня был Casio c тремя мегапикселями, и это считалось очень круто. Постепенно помимо лекций стал снимать то, что происходит вокруг, и складывать снимки в отдельную папочку.
Ещё был период, когда делал скриншоты с компьютерных игр. Сейчас понимаю, что уже тогда исследовал те же самые законы композиции, что и в фотографии. Ведь 3D-графика позволяет, вращая камеру, находить интересные ракурсы. Тогда, конечно, об этом не думал, просто нравилось делать красивые картинки.
Потом как-то мои фотоработы показали директору музея НГУ. В то время я не позиционировал себя как фотограф, но мне предложили выставиться. Согласился.
Конечно, как и многие первые выставки, она была избыточна и сейчас смотреть на неё довольно смешно. С другой стороны, главное не то, какой уровень ты демонстрируешь прямо сейчас, важно, чтобы завтра ты стал хотя бы чуточку лучше, чем был сегодня.
Такая позиция позволяет мотивировать себя и эффективно расти.
— Учился где-то фотографии или постигал всё сам? Когда камеру в 3 мегапикселя сменил на зеркальную?
— После моей первой выставки родители увидели, что я увлечен фото, и решили меня поддержать — подарили зеркальную камеру. С этого началось более осознанное изучение фотографии. Как минимум я признал её среди собственных интересов, но уже по факту. Получился чисто эмпирический путь: сначала начал заниматься, и только потом понял, что фотография мне действительно интересна. Как физик, решил сначала во всем разобраться. Год добивался такого же качества на режимах ручной съёмки, какое «мыльница» делала на автомате. Тогда, в 2006 году, не было такого количества фотошкол, как сейчас, и интернет ещё не был переполнен обучающим материалом.
Кстати, первая профессиональная цифровая камера — Nikon D1 — в мире появилась только в 1998 году и далеко не сразу пришла в российские регионы. К тому же «цифра» долгое время была весьма примитивной по цвету и качеству и проигрывала пленке. По этой причине сначала на неё «пересаживались» репортажные, спортивные фотографы, для кого была важна в первую очередь оперативность. Ведь «цифра» позволяла избежать процесса проявки, который занимал много времени.
К 2006 году в Новосибирске многие профессиональные фотографы снимали ещё на плёнку, а те, кто брал «цифру», часто учились всему сами. Допускаю, что в это время уже были те, кто овладел полностью цифровым процессом обработки снимков, но я с такими специалистами знаком не был, поэтому постигал всё сам.
Не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, с помощью педагогов мог бы быстрее достичь результатов. С другой стороны, когда учишься сам, получаешь более глубокие и уникальные знания. Это помогает создать творческую индивидуальность, что очень важно в фотографии.
«Репортаж — это настоящая, непридуманная жизнь, неподдельные эмоции…»
— Когда понял, что фотографией можно зарабатывать?
— Я продолжал учиться в НГУ, получил бакалавра, затем магистра, пошёл в аспирантуру. И где-то на второй год обучения в ней, когда возникла необходимость зарабатывать деньги, принял решение, что учёным не буду, а стану фотографом. К тому времени я уже получал за свои снимки какие-то деньги. Первый опыт коммерческой съёмки случился совершенно случайно на самой заре моего знакомства с фотографией, в 2006 году. На детской площадке я фотографировал детей, и ко мне подошла одна из мам и предложила выкупить снимки. Я продал ей диск за целых 100 рублей.
В 2009 году закончил работу над моим первым документальным фотопроектом «Студенческая жизнь», после которого в какой-то степени состоялось мое знакомство с профессиональным сообществом, а профессионального сообщества со мной. С этой серией снимков я участвовал в студенческом конкурсе «Аргонавты», где было очень уважаемое жюри. После этого постепенно стал знакомиться с фотографами Новосибирска и развиваться в своём увлечении дальше, выбрав для себя жанр репортажа.
— Почему именно репортаж?
— Во время знакомства с фотографией ты начинаешь снимать всё подряд, но потом выбираешь самую интересную для себя стезю. У меня ею оказался репортаж — настоящая, непридуманная жизнь, неподдельные эмоции…
Этот жанр — очень глубокая штука, в которой множество мелких направлений. Есть, например, событийная фотожурналистика — фотоотчёты, которые требуют очень прямого подхода. Выражаясь фразой шеф-редактора Reuters в СНГ Григория Дукора, «нужно снимать так, чтобы поняла домохозяйка». Мне такая фотография не очень интересна. Я занимаюсь документальной фотографией — это стык репортажа и арта. Перед этим направлением стоит задача с помощью визуального языка выразить отношение автора к данной проблеме, к объекту исследования. Его единица — не отдельный снимок, а серия, фотоистория, где важен порядок фотографий. Это как в рассказе — переставь предложение, и весь смысл потеряется.
Когда работаешь над документальным проектом, важно, что ты хочешь им сказать. Здесь, как правило, снимается не место, а идея. При этом в одном и том же месте (например, в школе) можно найти огромное количество совершенно разных тем. Важно не только то, что будет изображено в кадре, но и то, что это будет изображать. Хороший пример: пару лет назад был интересный проект Союза художников России. Они отбирали 10 авторов со всей страны, повезло попасть в их число и мне. Нас отправили в город Заречный Пензенской области, каждому «дали» по школе, внутри неё автору нужно было найти свою тему. И все сделали совершенно разные серии.
Мне досталась школа, в которой были кадетские классы: первоклашки, второклашки, третьеклашки в форме, которых заставляли маршировать, строиться, линейки-поверки… У меня возникало интересное ощущение — от них требуют строгой военной дисциплины, но внутри они остаются детьми.
Я снимал серию на этом контрасте — хотел показать их как взрослых детей: какими они становятся под воздействием внешней среды, и что при этом происходит на самом деле у них внутри. Выстраивая серию, постоянно держал это в голове.
Недавно участвовал еще в одном проекте, благодаря которому выиграл конкурс «Молодые фотографы России». Я ездил в Сольвычегодск — очень интересный город в Архангельской области с множеством разных исторических переплетений. Существует он с XVI века, а создавался как соляная столица Севера — Строгоновы там добывали соль, на чём сказочно разбогатели, и в благодарность отстроили огромное количество церквей.
Само название города происходит от двух слов — «соль» и «вычегда». Вычегда — это название реки, на которой стоит город. После прихода советской власти осталось всего три церкви: одна — действующая, одна — закрытая и еще одна, которую превратили в музей. Кроме того, Сольвычегодск какое-то время был местом ссылки, где в разные годы находились, например, дедушка Пушкина и Иосиф Сталин. А сейчас единственное крупное градообразующее предприятие там — санаторий, в котором лечат уникальными грязями. Это какое-то сказочное место.
Интересно было посмотреть, как там живут люди, как из этого прошлого там формируется настоящее. Фразу одного из местных жителей о том, что «Сольвычегодск — это город с богатым прошлым и тихим настоящим», я взял в качестве лейтмотива своего проекта.
Фотографический проект — всегда какое-то исследование. В голове может быть одно представление о том, что тебе предстоит снять, но начинаешь общаться с людьми, и всё разворачивается на 90 градусов.
Например, в этом проекте у меня была тема «Портрет города, его место в истории», но в итоге нашёл ещё минимум три — познакомился с интересной семьёй, снимал службу скорой помощи и священника.
— Очень нравится твой подход к фотографии — вдумчивый, глубокий, подход учёного!
— Это не мой подход, это в принципе подход людей, которые хотят что-то сказать фотографией. Тут уже начинается кино. Мы же не можем пойти и просто снять фильм: пишется сценарий, потом съёмки, затем — монтаж. В думающей фотографии то же самое, только всё делает один человек. Он сам себе режиссёр, сценарист, оператор… Это документальное кино, где нет постановки.
«Если снимок не имеет названия, то он сделан не вами, а вашим фотоаппаратом» (Владимир Вяткин).
— У тебя в соцсетях в статусе интересная фраза: «Хорошую фотографию может сделать каждый, не каждый может понять, что он её сделал». Получается, мастерство фотографа не только в том, чтобы хорошо и вдумчиво снять…
— Это некий лейтмотив, который я сам для себя вывел. Конечно, в фотографии возможны случайности. Но всегда важны два творческих момента: съёмка и отбор. Московский фотограф Дима Макаров провёл интересный эксперимент. Он дал камеру одному воспитаннику детского дома, абсолютно не знакомому с фотографией. Тот на автоматическом режиме снимал насколько дней. В итоге получилась профессиональная серия. Но не потому, что воспитанник снимал профессионально, а потому что Дима, как редактор, из множества фотографий с помощью отбора, кадрирования, обработки сделал историю, которая действительно оказалась сильной, говорящей. У многих фотографов в архивах лежат прекрасные работы, о которых они не знают.
Но что считается авторством фотографии? Снял ты её, но если потом не выбрал, не увидел, являешься ли ты автором? Как сказал выдающийся фотограф Владимир Вяткин, «Если снимок не имеет названия, то он сделан не вами, а вашим фотоаппаратом». Если вы закладывали в снимок что-то, то волей-неволей знаете, как его назвать, потому что понимаете, про что он.
В живописи не бывает случайно написанных гениальных картин. Когда смотрим на полотно, понимаем, что автор его написал не просто так. Это заставляет нас задуматься, искать смыслы, глубже смотреть в живопись.
В фотографии же люди часто щёлкают бездумно, и это мешает им в работах других видеть что-то большее, нежели случайные красивые картинки.
С другой стороны, если смотреть на то, что сейчас происходит в фотографии, можно порадоваться — количество рано или поздно всегда переходит в качество.
«Фотография может менять мир»
— Бывают ли среди коммерческих проектов интересные? Или творчество отдельно, деньги — отдельно?
— Самая классная коммерческая работа, которая у меня была, — это совместный проект со Сбербанком и компанией Frog, международным лидером в сфере промышленного дизайна. Они проводили маркетинговое исследование московского среднего класса. Я ездил в столицу, много снимал. Причём мне дали абсолютную свободу творчества, а потом за это ещё и деньги заплатили. Но в основном самые интересные проекты — творческие, которые делаю без заказчика. Хотя иногда и они публикуются, и мне за них выплачивают гонорары.
— Твои работы публиковались во множестве престижных изданий, каждый год побеждают во многих конкурсах. Какая из них для тебя наиболее дорога?
— Самый важный конкурс, в котором я участвовал и добился результата на текущий момент, — «Молодые фотографы России». В нём очень серьёзная конкуренция. Несколько лет я просто входил в шорт-лист и вот, наконец, удалось победить. Выставка в этом году получилась очень сильная, действительно много хороших работ. Я не ожидал победы, хотя определённый бонус в мою пользу был — мою фотографию выбрали для афиши. Конечно, это ничего мне не обещало, потому что афишу делает дизайнер, а не жюри, но было приятно. Рано или поздно выставка приедет и в Новосибирск, там можно будет увидеть серию про Сольвычегодск и другие работы.
— Ты преподаёшь в НГУ «Технические основы фотографии» и «Основы фотожурналистики». Что отвечаешь своим студентам на закономерный вопрос, в чём секрет хорошего фотографа?
— Для того чтобы достичь любого значимого результата, необходимо затратить много энергии. Чтобы её найти, нужно найти в себе сильную мотивацию. Деньги и слава — слабая мотивация, как правило, её не хватает, чтобы добиться успеха. Самая лучшая движущая сила — самовыражение, желание сказать что-то миру, изменить что-то в себе, и через это — в окружающих тебя людях.
У меня есть хороший пример. Я участвую в благотворительном проекте «Ищу семью» фонда «Солнечный город». По всей Новосибирской области мы снимаем детей для базы усыновителей. Как-то фотографировал четырёх братьев-сестёр, которые оказались в детском доме. Шанс их на усыновление был минимален, потому что их четверо, а в их возрасте родственников уже не разделяют. Мы сделали серию фотографий, много работы по поиску усыновителей провел фонд «Солнечный город», и в итоге это выстрелило! Дети обрели семью. Потом была ещё одна съёмка, но уже о том, как они живут с новыми родителями. Мне кажется, что даже один такой случай стоит того, чтобы заниматься фотографией.
Фотография на самом деле способна менять мир. Когда она правдивая, настоящая, когда ею можно сказать то, чего нельзя объяснить словами. В этом и заключается её сила.
Досье:
Антон Уницын, российский фотограф-документалист, член Союза фотохудожников России, член Русского географического общества, преподаватель курса «Фотожурналистика» в Новосибирском государственном университете.
Победитель Всероссийского фотоконкурса «Молодые фотографы России — 2015».
Лауреат государственной стипендии в области культуры и искусства за 2012 и 2015 годы.
В 2009, 2011, 2012, 2013, 2015 годах вошел в число ста лучших молодых фотографов России.
Лауреат проекта Best of Russia в 2012, 2013, 2015 годах.
Первое место в номинации «Серия фотографий» Всероссийского конкурса «Точка на карте — 2015».
Почетное упоминание жюри в номинации «Федеральный Репортаж» конкурса репортажной фотографии имени Александра Ефремова 2015 года.
Шорт-лист Всероссийского конкурса «Лучший фотограф» в номинации «Репортаж» в 2014 года.
Шорт-лист Всероссийской премии свадебной фотографии MyWed Award в номинации «Фотограф года» в 2013 и 2015 годах.
В качестве фрилансера публиковался в изданиях «Русский Репортер», «Эксперт», «Большой Город», «Неизвестная Сибирь», Forbes, Conde Nast Traveler, Calvert, New Scientist, New Times. В числе его клиентов — Coca-Cola, Toyota, Сберабанк, Газпром, Google, Caterpillar, P&G, РЖД, БиЛайн, Microsoft.
Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Антон Уницын