Драматург, актер, режиссер Первого театра и просто открытый и интересный парень рассказал о человеческих страхах, пользе «Маленького принца» и позитивном настрое в жизни.
Учитесь у детей
— Я сам пошел в театральный именно поэтому. Почему появляются страхи? Из-за неведения. А для того, чтобы понять, на самом ли деле все так страшно, нужно просто сходить к своим страхам и узнать их в лицо.
Многие говорят: «Мне страшно выступать перед публикой». А ты пробовал? И что в этом страшного? Узнавай себя, пробуй. Конечно, есть те, кому это не надо — кто-то прекрасно себя чувствует в роли созерцателя всего происходящего, и этого достаточно. Но мне кажется, надо постоянно искать новые грани, делать открытия о себе, для себя. Пожалуйста, прочитайте сказку Экзюпери «Маленький принц». Эта книга напомнит о том, какими мы были раньше и кем должны быть. Детьми. Дети намного радостнее взрослых, они постоянно совершают открытия. И артист — тот же ребенок. Он умеет удивляться.
— Как актерское мастерство помогает в жизни?
— Когда я поступил в театральный институт, то понял, что это замечательная школа для каждого. Даже если не станешь артистом, все равно получишь хороший опыт. Обучаясь, начинаешь задумываться о более тонких, интересных вещах, расширять кругозор, много читать, заниматься творчеством — и находить общий язык с разными людьми становится легче. Окружение становится намного интереснее.
Блицопрос
— Любимая книга?
— «Путешествие домой» Радханатха Свами, «Граф Монте Кристо» Дюма, «Маленький принц» Экзюпери.
— Любимая музыка?
— Нет. Люблю качественную, хорошую музыку. Не ценитель рэпа, но если понадобится для спектакля — он там будет.
— Любимая фраза, афоризм?
— Скорее, антиафоризм. Я как-то был на кладбище — не то чтобы я там часто бываю, просто пришлось… На одной могиле прочитал: «Если хочешь в жизни стоять на месте — беги. Если хочешь идти вперед — беги еще быстрее». И это написано на могиле, где лежит человек, который вообще никуда не бежит! Считаю, это глупость. Когда мы все бежим, боимся чего-то не успеть, мы действительно пропускаем многие вещи, не успеваем посмотреть на то, что нас окружает. Иногда надо остановиться, сделать выдох, посмотреть, где я нахожусь, кто я и куда иду.
«Убрать внутреннюю конкуренцию»
— Во-первых, уберите внутреннюю конкуренцию: «Сейчас я буду хуже или лучше кого-то». Будьте уверены в своих мыслях — тогда выходить на сцену и делать что-то станет намного легче. Пусть даже кто-то и скажет, что вы несете ерунду. Но это совсем не значит, что так оно и есть.
Во-вторых, улыбайтесь! Человек, у которого естественная улыбка, неизбежно располагает к себе.
В-третьих, не бойтесь открываться людям. Разговаривайте так, будто общаетесь отдельно с каждым. Относитесь к зрительному залу как другу. Вы можете волноваться — это естественно. Даже ошибаться, останавливаться. Но надо доверять людям, к которым выходите. Тогда все получится. Будьте искренни. Если внутри нет правды, то успеха не видать. И не забывайте о позах. Есть, например, поза, когда ты охватываешь всех и каждого, открываешься миру! Это называется «взять во внимание». (Артем разводит руки, словно готов обнять всех и каждого. — Прим. авт.).
В-четвертых, успокойтесь. Профессионал вы в выступлениях или новичок, осмотритесь. Непрофессионалы пытаются сразу что-то делать или создавать видимость деятельности. Не нужно никуда торопиться. Зайдите, оглядитесь, поймите, кто перед вами сидит.
— И если выполнишь эти четыре упражнения, то и настрой будет правильный, и волнение уйдет?
— Плох тот артист, который не волнуется. Каждый выход на сцену — это стрессовая ситуация. Это беспокойство о том, как преподнести свою идею так, чтобы ею все прониклись. Мастер по актерскому мастерству говорил мне: когда волнуешься, нужно начать рассматривать ноготь на пальце. Изучить, как он выглядит, какой формы, где какие «косячки» есть... Тогда начинаешь погружаться в одну точку, и постепенно все лишнее уходит.
— В жизни и помимо выхода на сцену хватает стрессовых ситуаций. Из них как выходишь?
— Я иногда задумываюсь: мало ли, что будет завтра? На самолете разобьюсь, война, не дай бог, начнется… Вообще, всякое может случиться. И стоит ли драгоценные секунды тратить на переживания, которые в итоге все равно исчерпают себя? Я сейчас переживаю о чем-то? Буду ли тревожиться по этому поводу, если окажусь в своем любимом месте где-нибудь на Бали? То-то же!
Нужно стараться проживать жизнь, насыщая ее позитивом. Отрицательная энергия — легкая, первобытная, она всегда есть. А вот стараться быть позитивным, находить хорошее во всем — непростая работа. Это как в спорте — тяжело на первой, второй, пятой тренировке, а потом становится легче, легче… А через какое-то время уже жить не можешь без этого.
У нас очень много стереотипов. Это плохо — это хорошо. После выступления многие актеры мучаются: «Я ужасно показал себя, и обо мне теперь плохо думают». Если несешь что-то настоящее, искреннее — какая разница, кто что думает! Это глупо. Пусть для этого человека я буду такой, для этого — другой… Главное — найди самого себя!
— Ты, видимо, нашел себя в моноспектаклях…
— Да, у меня есть моноспектакли. Этакие удлиненные роли, в которых больше общения между актером и зрителем.
— Да во всем! Лето, солнце, цветочки… Чтобы написать, в голове должна заполниться некая папочка. Так копишь, копишь… А потом — щелчок, и идешь творить.
Мы вообще забываем важную истину: в жизни нужно не только потреблять, но и что-то создавать! А ведь если каждый из нас сделает счастливым хотя бы одного человека, счастливы будут все!
— В моноспектаклях удерживать внимание зрителей сложнее, чем в обычных постановках?
— В каком-то смысле даже проще. Когда на сцене много народу — на тебя постоянно смотреть не будут. А если серьезно, конечно, важно заинтересовать зрителя — юмором, душевностью, откровенностью. Вообще, я на любых спектаклях работаю по формуле: «Полюби всех, и к тебе вернется такая же энергия».
— В будущем видишь себя в большей степени драматургом или актером?
— Не знаю. Сегодня я делаю это, а чем займусь завтра — будет видно. Надо уметь выбирать дороги. Когда мы с коллегами организовывали Первый театр, кто-то сказал: «Господи, ну будет у вас первый театр, потом второй, потом третий». А я не понимал, как это возможно! Я ведь горю этим делом, живу им. Но прошло время, и я понял, что действительно — есть Первый театр, но есть и множество других интересных занятий. Тренинги, телевидение, спорт, творческие проекты…
«Не тратить энергию на преодоление других людей»
— Один из них — «Ха!Мы!» — удивительный проект. Там играют актеры разных новосибирских театров — «Красного факела», Первого театра, «Глобуса»… Получается, конкуренции нет? Только дружба?
— А какой смысл конкурировать, если все разные? Только одинаковые люди могут стараться доказать, кто из них лучше. А когда знаешь, что кто-то делает лучше одно, кто-то — другое, понимаешь: конкурировать бессмысленно. Не стоит тратить свою энергию на то, чтобы преодолеть какого-то человека. Разумнее делать лучше себя. Ревность, козни, зависть — это энергия, которой сам себя же убиваешь.
— «Она еще впереди», — любят отвечать коллеги. Для меня любые роли — любимые. Если их не любить, то их не будет. Нельзя относиться к ним как к конечному этапу. Мол, я наконец-то сыграл эту роль, я шел к ней всю жизнь. Да я к ней шел неделю! Сегодня я ее сыграл, потому что думал: это именно то, что надо мне и людям вокруг. Через месяц, через год в голове уже совершенно другие мысли, и я хочу играть другие роли. Белку, например!
— В детском спектакле? Ты ведь в них тоже играешь?
— Да, это благодатная тема. Дети — хорошие зрители: чистые, наивные, честные. Их не обманешь. Взрослый может простить плохую игру, посмотреть на декорации в этот момент. А детям очень важно, что ты несешь каждую минуту.
текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
фото: Игорь МАЗУТСКИЙ и личный архив Артема НАХОДКИНА