21 декабря в 19.00 на площадке театра La Pushkin состоится премьера документального спектакля о 90-х годах «До и после сникерса». О постановке — исследовании и размышлении, которая без назиданий и утверждений поможет понять что-то важное о том непростом, но дорогом для многих времени, рассказал актер Артем Свиряков.
Спектакль-размышление
— Артем, чего ждать зрителям?
— Опыт таких постановок в Новосибирске очень редок. А тема 90-х годов вообще мало используется в театре. Сейчас мы хотим к ней вернуться, проанализировать и понять, что же это было за время, почему одни называют его лихим, а другие любят вспоминать. Почему оно такое разнообразное получилось?
Я думаю, что зрителю нужно ждать каких-то новых впечатлений. Но это все общие слова. Точной формулировки нет. Для меня это не спектакль-результат, это размышление… Мы не вспоминаем о том, как это было хорошо, не говорим, что это было плохо. Мы просто анализируем.
Во время работы над постановкой у нас было много разговоров о том, к чему это произведение, для чего мы это делаем. Отвечая на эти вопросы, мы все время касались темы свободы…
— И как она раскрылась?
— Многие говорят, что сейчас нам не хватает свободы, ее закрывают. И, наоборот, в 90-х она цвела. Мы все думали, какая она должна быть для личности, государства, где была та грань. Возможно, свобода как раз и зародилась в то время, а мы там сделали что-то такое, что привело к сегодняшней ситуации.
Для меня эта тема очень значима, часто размышляю. И для себя через этот спектакль понял важные вещи. Это слово и его формулировка перестали быть абстрактным облаком, сделались более конкретными и четкими, многое встало на свои места в осознании структур: человек-общество, общество-государство. Но это личное.
Спектакль-воспоминание
— Какая у вас роль?
— В постановке играют 4 актера, у которых нет конкретных образов. Это 4 личины, личности, человека, размышляющие, что же было в 90-х.
Каждый персонаж надевает множество масок, читает монологи в рамках разных историй. Мы не можем характеризовать их по системе Станиславского: мол, здесь актер начал играть, действие развивается и выходит сюда. Те, кто не сцене — рупоры событий того времени.
— Читала, что спектакль сделан на основе анонимных интервью — личных историй новосибирцев…
— Да, и довольно известных в городе. Какие люди, озвучивать не будем, но это свидетели того времени.
В этом уникальность материала и интерес к нему. Для меня этот аспект был самым важным, когда предложили поучаствовать в спектакле.
— Какое откровение больше всего зацепило?
— Мне больше всего понравилась история с барахолкой. Многие интервьюируемые рассказывали про это явление. Там переплеталось все: люди низших слоев продавали и покупали, богатые и сейчас уже известные, начинали свой бизнес. Для меня именно эта тема очень добрая, милая и атмосферная.
Одежда, которая там была, музыка, играющая из ларьков… В спектакле есть такая фраза из одного интервью: «Когда барахолку убрали, появилось ощущение, будто детство мое закрыли!». Здесь я согласен. Для меня 90-е — одна большая барахолка.
Спектакль-жизнь
— В основном встречаются постановки про события до второй половины ХХ века или о современности. Вам известные другие театральные работы на тему 90-х?
— Я не встречал. Мы покопались, конечно, и, насколько я знаю, это в основном выставки, арт-искусство, перфомансы, инсталляции...
— В чем для вас ценность нового жанра документального театра?
— Как бы странно это ни звучало, я работаю в нем первый раз. Это была еще одна причина, по которой я согласился участвовать. Есть такой стереотип, что театр-док — это когда у нас коленка на голове, мы что-то помычали, водой побрызгались… одним словом, современное искусство. Не скрою, у меня тоже была такая иллюзия.
Теперь воспринимаю этот жанр, как пространство, где можно быть ярче и выразительнее. Здесь я получаю большое удовольствие от работы и профессиональное развитие. Это новая ступень для меня. Она довольно объемная и безумно интересная!
— Артем, спасибо! Хотелось бы еще понять, каких эмоций в спектакле будет больше?
— В нем есть грустные нотки, меланхолия, забавные и серьезные моменты. Если определять жанр: комедия, трагедия или драма, то это просто жизнь, которая бывает всякой. Наша жизнь. Поэтому документальный театр.
Обычно говорят: «Приходите, у нас будет замечательный спектакль, танцы, песни!» Конечно, это все будет, мы не исключаем всех возможностей зрелищного искусства, но самое главное и мой совет, — поймайте этот жанр размышления. Вас не будут веселить, пугать, вам не станут назидать.
Расслабьтесь, погрузитесь в эту атмосферу, вспомните себя, и наверняка вы сделаете очень много выводов из этого произведения...
Текст: Марина Чайка
Фото: личный архив Артема Свирякова, афиша спектакля.