Журнал
поделиться

Дарья Емельянова:«Я чувствую себя бесконечно счастливым и бесконечно неудовлетворенным человеком»

#Архив 2014-2020 годы
Дарья Емельянова:«Я чувствую себя бесконечно счастливым и бесконечно неудовлетворенным человеком»

Актриса театра «Красный факел» рассказала о том, как родилась идея организовать ежегодный благотворительный проект «Будьте добры», что привело ее в театр и какой из сыгранных персонажей остается самым спорным.

«В моем окружении неравнодушные и отзывчивые люди»

— Даша, в этом году исполнилось пять лет благотворительному проекту «Будьте добры». А с чего все началось?

— С того, что я родила сына и прямо в роддоме столкнулась с таким эпизодом — цитирую врача: «На одного отказника стало больше». А ведь ничто не предвещало этого — с той молодой мамой мы лежали в одной палате, все вместе провожали ее на роды.

Не буду скрывать, в тот момент я ее осудила. И до сих пор продолжаю осуждать, хотя, конечно, не вправе этого делать. Обратись она за помощью, может, все было бы иначе… 

Вот тогда у меня и возникло желание организовать проект, который будет помогать малышам, по каким-то причинам оставшимся без родителей. В нашем обществе есть необходимость говорить об этой проблеме, привлекать к ней как можно больше внимания.

— И с тех самых пор перед Новым годом любой может помочь собрать мешок Деда Мороза.

— Да, вот уже пять лет в зрительском фойе театра вместе с коллегами мы выставляем атрибуты акции и предлагаем всем желающим оставить для воспитанников Дома ребенка № 1 подарки и необходимые вещи. В этом году пункт сбора открыли в кафе театра, а еще, чтобы людям было удобнее, на служебном входе театра можно было оставить презенты в любое время суток. И надо сказать, с каждым годом желающих поучаствовать в акции становится все больше.

В благотворительном концерте акции «Будьте добры» поучаствовали актеры «Красного факела», «Глобуса» и театра под руководством Сергея Афанасьева.

— Среди них много и ваших коллег. Это отчетливо показал благотворительный концерт, которым вы завершили акцию в этом году.

— Да, пятилетие мы решили отметить благотворительным концертом. Надеюсь, что теперь он станет ежегодным. Поучаствовать пригласили артистов не только «Красного факела», но и «Глобуса», и драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Приятно, что коллеги откликнулись. Хотя не скажу, что меня это удивило. Я знала, что в моем окружении такие неравнодушные и отзывчивые люди.

Скажу вам больше: только этим концертом наше сотрудничество не ограничивается. Раз в месяц, в зависимости от занятости в театрах, вместе с коллегами участвуем в организации Дня именинника в Колыванском доме ребенка.

Сначала сотрудничали с Мошковским домом ребенка. Потом его расформировали, и большинство детей оттуда попали в Колыванский интернат, теперь навещаем их там. Приглашаем артистов — там уже побывали шоу мыльных пузырей, песочное шоу, Екатерина Жирова (актриса театра «Красный факел») и многие другие. И конечно, дарим подарки. 

Каждый месяц на своей страничке ВКонтакте и Instagram я предлагаю всем желающим поучаствовать в сборе подарков для именинников. Кроме этого, наш театр приглашает маленьких ребятишек на сказки, а выпускников — на постановки для взрослых.

— Получается, что вы являетесь куратором Колыванского интерната?

— Нет, я всего лишь помощник. Есть основной куратор Олеся Волкова, которая занимается не только с воспитанниками, но и с выпускниками интерната. Например, в прошлом году у одной из выпускниц родился ребенок. Олеся курирует маму и малыша, помогает советом, необходимыми вещами.

Кстати, куратор — это не назначенный сверху человек. Все на добровольных началах. И от этого я прихожу в шок, в хорошем смысле слова. Например, куратор Колыванского интерната Олеся — сама молодая мамочка со всеми вытекающими отсюда обязанности и заботами. Однако она находит время, чтобы организовать детям культпоход, устроить мастер-класс или фотосессию, выслушать каждого…

Конечно, всегда есть куда приложить свои сердце, руки и душу. Но иногда я задумываюсь: а в том ли направлении мы идем? Безусловно, тема сиротства очень важна. Но ведь есть еще, например, больные дети и взрослые, которым помощь нужна не меньше, для которых тоже нужно собирать деньги…

Как-то одна знакомая сказала: «Невозможно помогать всем. В этом есть тщеславие». Поэтому мы выбрали свое направление. У каждого свой путь.

«Проще опустить руки, чем продолжать что-то делать»

— Вы играете в театре, занимаетесь благотворительностью, а еще являетесь женой и мамой. Как вам удается совмещать все эти роли?

— В выходной день у меня иногда возникает вопрос: провести ли мне его с ребенком, который меня, как маму, видит очень редко? Конечно, он сыт, одет, всегда спрашиваю, как прошел день. Но я могла бы давать ему больше. И меня мучает совесть. Меня постоянно мучает совесть. Но надеюсь, что однажды, когда Сережа вырастет, он поймет, что все было не зря. Я и сейчас стараюсь рассказывать ему обо всем, чем занимаюсь. Но он пока не может осознать многих вещей. Например, как у ребенка может не быть мамы и папы.

— А что нужно осознать взрослым, которые только начинают заниматься благотворительными проектами?

— Во-первых, что помощь нужна всегда. Главное — начать. Во-вторых, не стоит обижаться на директоров детских домов и интернатов, которые по сто раз все перепроверяют, узнают, что и кого вы привезете, регулярно ли планируете помогать, приезжать в гости. Есть определенные нормативы. Даже подарки необходимо согласовывать. Кроме того, сейчас появилось много мошенников, готовых присвоить собранные деньги. Для таких людей, к сожалению, не существует табу.

Еще один момент, о котором необходимо знать. Дети не сразу идут на контакт. Надо понимать, что эти ребята уже достаточно настрадались, наиспытывались, навстречались с разными проявлениями со стороны взрослых. И если ты приехал к ним с воздушными шариками, это вовсе не означает, что тебя полюбят и будут тепло вспоминать. Бывает, что приезжаешь регулярно, но какая-то часть детей все равно держится в стороне, кто-то может даже не здороваться. Иногда кажется, что проще опустить руки, чем продолжать. Но важно проявлять терпение и понимание. На то мы и взрослые — прежде всего от нас зависит качество общения.

— И театр, и благотворительность — это работа на отдачу. А как восполняете силы?

— Силы восполняются театром и общением с ребятами! В этом отношении с театром проще. Потому что на спектакли люди приходят, зная материал, артиста, понимая, зачем они здесь. Возникает диалог, отдача. С детьми иначе. В силу возраста и жизненных обстоятельств они мало кому доверяют, мало с кем готовы делиться. В этом и заключается главный смысл. Не в подарках или мыльных пузырях, хотя это тоже очень важно, а в общении. Мы должны открыть им новые возможности — рассказать что-то новое, увлекательное, познакомить с разными людьми, показать, что в этом мире им рады... И давайте будем откровенны! Разве со своими детьми у нас всегда все гладко? Разве нет периодов недопонимания? Мы же учимся, работаем над отношениями каждый день. Маленькие победы дорогого стоят. Часто вспоминаю четырехлетнего мальчика в Доме ребенка № 1, который долго присматривался к Деду Морозу и Снегурочке, даже за руку Снегурку трогал. А потом выдал: «Вы настоящие». Что тут скажешь! Отдача — 100 процентов!

«Меня зовут Даша. Я приду к вам, помогите мне»

— Получается, что заняться благотворительным проектом вас побудило рождение сына. А что привело в театр?

— В подростковом возрасте я была замкнутым, стеснительным, не способным выражать свое мнение ребенком. Однажды к нам в школу пришла преподаватель дополнительного образования и предложила заниматься в театральной студии. А я в то время совершенно отчаялась от того, что меня не слышно и не видно, не получается формулировать свои желания и мысли, поэтому подошла к ней и сказала: «Меня зовут Даша. У меня очень много комплексов, я сильно переживаю по этому поводу. Знаю, что театр способствует раскрепощению. Хочу у вас заниматься, помогите».

Людмила Федоровна Дудырева, с которой мы общаемся до сих пор, очень близкий мне человек, потом рассказала, что была чрезвычайно удивлена! Представьте, к молодому педагогу, светлому, счастливому, готовому сеять разумное, доброе, вечное, подходит ребенок с большими глазами и говорит: «Помогите». Она, видимо, ощутила за меня такую ответственность! Держала за руку все время, пока я находилась в театральной студии, готовила к вступительным экзаменам.

Причем, как мне казалось, как-то все нескладно получилось. Это я сейчас понимаю, что произошло так, как должно было быть. Я окончила 9-й класс, перешла в 10-й, впереди маячил 11-й. Но решила забрать документы и отнесла их в театральное училище. И поступила. Причем мои родственники как-то не особенно были в курсе. Мама отнеслась к этому несерьезно, думала — не поступлю, вернусь обратно. А классная руководительница говорила: «Вот некоторые забирают документы и уходят, а я так надеялась, что с хорошими аттестатами будут заканчивать!» Училась я хорошо.

Нескладно получалось и с работой. Кого-то приглашали в разные театры, не только новосибирские, меня никуда не звали. Даже в маленькие, никому не известные областные. Поступило только одно приглашение — в «Красный факел». Здесь меня встретила Галина Александровна Алехина — мой первый педагог в профессиональном театре, и я поняла, что служить в «Красном факеле» мне сам Бог велел.

— И создать театральную семью! Скажите, легко ли работать вместе с супругом?

— Очень непросто. Мы оба — люди импульсивные. К тому же сложно быть вместе постоянно, круглосуточно. Если говорить о театре, то, например, когда у кого-то из нас премьера и удается услышать или увидеть фрагмент репетиции, стараемся друг другу ничего не советовать. Только после выпуска. И то — очень аккуратно. А перед премьерой — никогда, потому что актер на сдаче — это не совсем адекватный человек.

Дом, работа настолько переплетаются… Иногда ловлю себя на мысли, что на свою жизнь начинаю проецировать какие-то ситуации из роли. И это немного пугает, потому что все мои героини несчастны в личной жизни, многие погибают. Но, даже понимая это, ничего не можешь с собой поделать, потому что ты в материале. Надо искать компромиссы.

— Сын уже бывал на ваших спектаклях?

— Да. Первый спектакль, который Сережа посмотрел от начала и до конца, — «Без слов». Ему тогда было два года. Можно предположить, что его внимание привлекло то, что на сцене яркие цвета, громкая музыка… Ничего подобного. Я удивлена, какие выводы он делает из увиденного. Например, о моих ролях в спектакле «Декамерон» он говорит, что там я плохая женщина. Спрашиваю: «Почему?» Отвечает: «Не знаю, по лицу вижу».

У Сережи какое-то свое восприятие, своя оценочная шкала. Он очень любит краснофакельские сказки, потом мне на ночь их пересказывает. Причем в своей трактовке. Главный герой — мальчик Сережа, который сходил в «Красный факел» и после этого начал себя хорошо вести.

— В спектакле «История города Глупова» играли дети ваших коллег — Саша Кузнецова и Миша Телегин. Хотите, чтобы и ваш сын попробовал свои силы в роли актера?

— Тут все по желанию ребенка. Была попытка участия Сережи в спектакле «Довлатов. Анекдоты». Потом этот фрагмент не вошел. И Сергей, немного походив на репетиции, сказал: «Я не хочу». На этом все закончилось. Но если вдруг у него появится желание играть в театре, а театру будет требоваться такой красивый, талантливый, умный мальчик, как мой сын, то почему бы и нет.

«Рядом с сыном я всегда счастлива»

— Уже второй год подряд вы номинированы на «Золотую Маску» за лучшую женскую роль. В прошлом году — за роль Татьяны в спектакле «Онегин», в этом — за роль Луизы в постановке KILL. Что это значит для вас?

— И тогда, и сейчас для меня это удивительно. Правда. Помню, как мне позвонил муж и сказал: «Даша, ты сейчас сидишь или стоишь? Сядь. Тебя номинировали за роль Татьяны в «Онегине». Тогда это казалось чем-то невероятным! Столько впечатлений от показа спектакля, от встречи с известными актерами, режиссерами. Сам факт близко увидеть человека, которого ты бесконечно уважаешь, — это уже повод, чтобы сердце билось чаще.

Спектакль «Онегин». 

Номинация во второй раз — еще более удивительно. Не то чтобы я себя недооцениваю, переоцениваю или мне в принципе по барабану все эти условности и признания. Случилось — слава Богу! Поедем, сыграем, покажем наш замечательный спектакль. Но для меня не менее важен и тот репетиционный процесс, в котором я задействована сейчас. Работа не останавливается. Каждый день рядом многоуважаемые и горячо любимые коллеги. И это не громкие слова, для меня это действительно так. Я работаю с людьми, которые каждый раз чем-то удивляют, дают множество поводов для восхищения, замирания сердца и учащенного сердцебиения.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Есть люди, с которыми мечтаю поработать. Но сегодня я чувствую себя бесконечно счастливым и бесконечно неудовлетворенным человеком. Каждый день в театре мы решаем какие-то задачи, и это круто.

— Все ли роли вам удается полюбить? Или есть героини, которых никак не удается принять?

— Луиза в спектакле KILL — очень спорный для меня персонаж. Работа над ним до сих пор продолжается. Перед каждой постановкой нужна внутренняя настройка. С Луизой я по многим пунктам не согласна. Но это приходится преодолевать, потому что есть определенный рисунок, по которому надо двигаться вперед. Душевных затрат получается больше, чем со многими другими ролями. Но, наверное, тем Луиза и интересна, что энергия высекается из моего несогласия с ней. Идешь от обратного.

— А что заставляет вас улыбаться? Всегда и несмотря ни на что?

— Сын. Хотя нет, иногда мы ссоримся. Но рядом с ним я всегда стабильно счастлива. (улыбается —  прим. авт..) Ни с кем никогда не чувствовала себя так гармонично, как с ним.

Какое-то внутреннее сияние возникает, когда вижу, что люди работают на полную катушку. Например, вспомните наш благотворительный концерт. Не то чтобы не ожидала таких проявлений от своих друзей, но ребята работали наотмашь и разрывались на маленькие Кости Телегины, Гоши Болоневы, Кати Жировы, Линды Ахметзяновы… У меня выдался очень напряженный день, улыбаться уже не было сил. Но я была абсолютно счастлива!

Досье 

Дарья Емельянова, актриса.

День рождения: 16 июля.

Образование: Новосибирское театральное училище (окончила в 2004 году).

Работы в сегодняшнем репертуаре театра «Красный факел»:

  • Михаил Лермонтов «Маскарад» — маска (2010)
  • «Без слов» — женщина № 1 (2010)
  • Генрик Ибсен «Гедда Габлер» — фру Гедда Тесман (2012)
  • «Онегин» (по роману А. Пушкина «Евгений Онегин») — Татьяна (2012)
  • KILL (по мотивам пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь») — Луиза (2013)
  • Брайен Фрил «Отцы и сыновья» (по мотивам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») — Анна Сергеевна Одинцова (2013)
  • Сергей Довлатов «Довлатов. Анекдоты» — медсестра из родильного отделения; Тийна Кару; туристка; девушка, которая пришла на свадьбу с парнем, влюбленным в невесту, и бросившая его после того, как он на свадьбе спел песню «Голубые маки» (2014)
  • Джованни Боккаччо «Декамерон» — смелая монашка, Филиппа (2014). 

Беседовала Татьяна Бушмакина.
Фото: Фрол Подлесный, Виктор Дмитриев. 

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно