Известный художник из Пензы рассказал «Мираману» о любви к традиционной русской культуре, своей самой мистической картине и о том, почему он никогда не станет чиновником.
География: Пенза, Россия.
Досье
Родился в 1982 году.
Живет в городе Пенза.
В 2006 году окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, живописно-педагогическое отделение.
Постоянный участник областных, региональных и всероссийских выставок.
Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом.
«Пейзажи стали полигоном для оттачивания мастерства»
- Денис, знаю, что вы окончили художественную школу и училище. То есть в своем призвании определились сразу, ещё в школе?
- Да, вопроса «где учиться и чем заниматься?» передо мной не стояло никогда.
- Есть ли у вас любимые художники, и те, кто в начале творческого пути служил для вас своеобразным ориентиром, примером?
- Признаюсь вам: любимых авторов у меня нет, но есть огромное количество работ, в которых вижу и мастерство и оригинальность. На разных ступенях обучения, а учусь я до сих пор, ставятся различные задачи. И естественно, что на каждый из этих этапов перед глазами возникают работы тех, кто с ними, задачами, успешно справился. Поэтому не могу назвать фамилий художников, которые послужили ориентиром в творческом пути… Все понемногу.
- Вы пишите потрясающие пейзажи и городские мотивы. Что вам ближе – городская тематика или природа, деревня?
- Дело в том, что пейзажи долгое время служили своего рода «полигоном» для испытания новых приёмов и оттачивания мастерства масляной техники. Вследствие этого, видимо, и появилась уверенность и стабильность в их исполнении,- то, что так нравится зрителям. А что касается разницы между городскими и сельскими мотивами, то могу сказать: писать архитектуру гораздо сложнее, на живописных эффектах здесь уже не выехать - необходимы знания рисунка.
«Тема русской традиционной культуры манила всегда!»
- Многие ваши графические работы очень «русские» - они о наших корнях: молодицы в платках, масленица, мужичок с гармошкой… Как появилась первая работа с таким содержанием, почему решили продолжать?
- По большому счёту, графикой я занимаюсь всего несколько месяцев и осваиваю новые для себя материалы, можно сказать, с нуля, так как нас почти не учили этому в училище. Тема же русской традиционной культуры манила меня всегда. Но, к сожалению, не было подходящей почвы для неё. Всё никак не удавалось нащупать ту манеру исполнения, которая была бы близка, и в тоже время максимально раскрывала колорит и самобытность народных мотивов.
- И всё же вы это «нащупали»! Довольны тем, что получается? Может, какая-то из этих работ особенно вам дорога?
- Да, доволен. Я постепенно обрастаю материалом и буду стараться, чтобы мои образы не только по духу соответствовали русской теме, но были достоверны даже в мелочах. Дорога, не дорога, но вот работа «Приготовления к масленице» - одна из первых пастельных, и, как мне кажется, одна из наиболее удачных.
- У вас есть, кстати, и другой патриотичный проект. Расскажите о своем авторском краеведческом проекте "ПЕНЗА ОДНИМГЛАЗКОМ". Как возникла эта идея и нашла ли отклик среди горожан?
- Этот проект появился благодаря моему увлечению старыми фотографиями города и желанию соединить свои краеведческие знания с современными видами улиц и домов. Для этого выбрал простую и удобоваримую форму коллажа, где совмещаются две фотографий одного и того же места разного времени с комментариями, дающими краткий экскурс в историю. Картинки эти многим понравились. Было даже напечатано несколько статей в газетах и сняты сюжеты на телевидении. Заниматься проектом я могу только в свободное время, и поэтому пополняется он медленно.
«Графика для меня – это поле непаханое»
- У вас есть серия работ, которые сравнивают с работами художника Густава Климта. Как вы относитесь к подобным сравнениям?
- К таким сравнениям я отношусь спокойно и давно привык, что меня сравнивают с кем-то из великих. Это мне даже льстит. Наверняка Климта в своё время тоже с кем-то сравнивали… Это нормально. В этом, считаю, есть какая-то преемственность. Главное, не быть слепым подражателем и не останавливаться на достигнутом.
- В последнее время к чему больше душа лежит - к графике или живописи?
- В живописи и графике есть свои прелести. И нужно уметь использовать технические возможности материала по назначению, чтобы формула «минимум средств - максимум выражения» могла наиболее ярко раскрыть таланты автора. Мне нравится экспериментировать и находить «новое» в хорошо всем знаком «старом». Графика в этом смысле оказалась для меня не вспаханным полем. Столько материалов, что глаза разбегаются и всё хочется попробовать.
Мистика Татьяны Яковлевой
- У вас есть любимая собственная работа?
- Любимых нет, но есть удачные и я их всегда показываю, если хочу произвести приятное впечатление.
- Наверняка есть картины, с которыми связана какая-то интересная история. Может, судьба у какой-то работы сложилась по-особенному. Расскажите?
- Есть живописная работа «Фотография маленькой Тани Яковлевой. Пенза. Апрель. 1913 год». Это очень серьезная и знаковая работа в моём творческом пути. Дело в том, что сама Татьяна Яковлева (возлюбленная Владимира Маяковского – прим.авт.) окутана всякого рода мистическими байками. В том числе, есть такое поверье, что она никому «не дает» о себе рассказывать... Было несколько попыток снять о её жизни кино и все провалились, при том провалились как-то неожиданно и странно.
Фотография Татьяны Яковлевой.
И вот, когда работа над картиной была в самом разгаре, и огромный холст стоял в мастерской, возбуждая моё воображение, случилось непредвиденное.
Каждый день прибавлял на полотне новые подобности, и, сам удивляясь своему терпению, выписывал множество деталей и видел, что вот, вот оно… получается. Радость грела меня изнутри и, казалось, что я успею всё сделать к назначенному сроку, то есть к апрелю 2013 года, но ... Возвратившись с прогулки, застал свою работу лежащей на полу лицом вниз. Я спокойно поднял её, поставил на то место, где ей полагалось быть и, ничего не заметив, занялся другими делами. Спустя некоторое время сел возле холста, чтобы наметить следующие шаги и застыл от удивления и негодования. На моей работе была огромнейшая рваная дыра…
Работа Дениса Коробкова «Фотография маленькой Тани Яковлевой. Пенза. Апрель. 1913 год»
Оказалось, что падая по неизвестным причинам, она зацепилась за спинку венского стула. Я не буду здесь описывать степень своего отчаяния, но работа застыла на полгода. Потом была и реставрация, и успешное завершение (правда уже стоял июль месяц), и публикации и много-много чего. Но сам факт этого необъяснимого падения меня до сих пор наводит на нехорошие мысли.
«Истинное искусство – понятие субъективное!»
- Вас хотели назначить главным художником Пензы. Почему не согласились?
- Начнем с того, что хотели меня назначить главным художником админы одной из пензенских групп в соцсети. Думаю, это многое объясняет. Так что отказывался я от предложения, которого не существует. И потом, у меня нет опыта административной работы и таких стремлений тоже. Всё что я могу сделать полезного в этом направлении - это давать советы, но за ними, как я уже успел заметить, очереди нет.
- И всё же - какой совет можете дать начинающим художникам?
- Воспитывать себя изнутри.
- На 1 апреля вы разместили фотоколлаж, где ваши работы выставлены в залах Третьяковской Галереи-) В каждой шутке, как известно, есть доля правды. В каких ещё залах мечтаете выставляться, и где уже удалось показать свои работы?
- Хороший вопрос. Но если честно, - не мечтаю ни о каких залах. Всё что сейчас меня заботит - как можно больше успеть из задуманного. А выставить хорошие работы - это не проблема.
- Среди интересов, которые вы указали на своей странице в соц.сетях есть «удовлетворение высоких требований искушенного зрителя». А так ли искушен сегодня зритель? Сейчас среди бесконечного потока информации в интернете и в жизни так сложно отделить зерна от плевел. Как увидеть истинное искусство?
- Соглашусь, что информационного шума становится с каждым днем всё больше и больше, и научиться абстрагироваться от него - задача первостепенная. Если, конечно, уважаешь себя и хочешь воспитать благородство вкуса. Истинное искусство - понятие настолько субъективное, что разговор о нем может завести в тупик. Но я для себя понял, что искусство или творчество - это бесконечный путь к совершенству. Стремление к идеалу наполняет смыслом человеческую жизнь.