Журнал
поделиться

Диана Арбенина: «На сцене задерживается тот, кто любит работать»

#Архив 2014-2020 годы
Диана Арбенина: «На сцене задерживается тот, кто любит работать»

Лидер группы «Ночные снайперы» стала мастером проекта Поколение «М». О том, почему занимается благотворительностью, каких принципов придерживается в воспитании своих шестилетних детей Артёма и Марты и под какую музыку пишет картины, читайте в нашем интервью.

«Помню, как было страшно показывать кому-то свои первые стихи»

— Диана, почему вы решили присоединиться к проекту «Поколение М»? Это ваш первый опыт в благотворительной сфере?

— К благотворительности у меня был очень интересный путь. У моей подруги Чулпан Хаматовой есть фонд «Подари жизнь», однажды она предложила поучаствовать в одном концерте, я согласилась. И всё бы ничего, но вдруг
появляется девочка Соня трёх лет, которая выучила песню «Южный полюс» c огромным количеством слов. С Чулпан они пришли на мой концерт поздравить меня с днём Рождения. На сцену вышла маленькая девочка в маске, потому что больна, и запела:

Южный полюс в снегах, южный полюс закрыт
На торосах растут ледяные цветы
Опоздавших не ждут, им без нас хорошо
Кто из нас станет первым, кто сможет сказать: «Извини, я остыл».

Зал встал. Я тогда поняла, что людям, которые больны, хочется жить не меньше, чем вам и мне. Дальше я сотрудничала с другими фондами. А потом узнала, что можно помогать не только больным детям, что сфера благотворительности в нашей стране расширяется, что поддерживать можно, например, талантливых ребят. Ведь им получить поддержку сложнее: ты здоровый человек, чего тебе помогать? Даже если живёшь в малоимущей семье, даже если у тебя нет денег, чтобы купить гитару.

— Что, на ваш взгляд, нужно детям для того, чтобы они смогли реализоваться творчески?

— Для начала достаточно желания и того, что есть под рукой: листа бумаги, ручки и гитары. Девайсы — компьютеры, планшеты, микрофоны — не главное. Никакие современные технологии никогда не скажут за вас то, что вы хотите сказать.

— Ваши онлайн мастер-классы — это отличный шанс раскрыть в себе новые способности. Чему хотите научить в первую очередь?

— Не бояться брать гитару в руки. Когда только начинаешь творческий путь и всё время сомневаешься, это очень важно. Помню, как я писала первые песни в 15–16 лет. И помню, как страшно мне было показывать их кому-то. Я верю, что в нашей огромной стране гораздо больше талантливых людей, чем их показывают по телевизору. Они просто не могут заявить о себе.

Не важно, где вы живете. Главное — хотеть учиться. Но в детстве это очень сложно. Например, мои дети ходят в обычную музыкальную школу, где их учат правильному подходу к музыке. Но им сложно объяснить, как же здорово уметь играть на пианино, какой у них прекрасный педагог. Я это делаю. И с удовольствием бы внушала оптимизм не только своим детям. Потому что на культуре и искусстве строится любое государство.

«Сцена ненавидит нарциссов»

— В рамках проекта вы будете курировать музыкальные конкурсы среди детей от 6 до 10 и от 11 до 14 лет. Наверняка их цель — не звёзд вырастить, а намного глубже и важнее?

— У меня по этому поводу есть чёткое мнение: звёзды — на небе! Не стоит думать о том, что те, кто выходит на сцену — небожители. Долго на ней задерживается тот, кто любит работать. Сцена ненавидит нарциссов, спустя какое-то время она их выбрасывает. Не важно, как тебя зовут и сколько тебе лет. Всегда нужно желать идти вперед.

— Проигрыш в конкурсе для детей может стать катастрофой. А часто ли вам в жизни отказывали?

— Всегда. И это совершенно не показатель того, что нужно останавливаться. Более того, мы начали играть в 1993 году, а песня «31-я весна» появилась в 2000 году. Прошло семь лет, прежде чем страна о нас узнала. И что? Я была счастлива, писала классные песни и совершенно не думала о том, что мне нужно покорить Россию. Это неправильные мысли. Работайте дальше: пишите, рисуйте — тогда вы совершенно точно преуспеете в своем деле. Не бойтесь быть смешными, маленькими, неумелыми. Делайте!

— Вы и другие мастера проекта «Поколение М» — живой предмет для подражания для юных участников. А на каких примерах учились вы?

— Если говорить о музыкантах, то это Джон Леннон и Фредди Меркьюри. Из художников мне очень нравились французские импрессионисты и наши авангардисты. Среди поэтов живых примеров не было. Меня интересовал Серебряный век: первым узнала Владислава Ходасевича и сильно им заболела. Помню, пришла после каникул в школу и припросила учительницу литературы рассказать о поэтах этого периода. А она отвечает: «Я об этом вообще ничего не знаю». Тогда я жила на Камчатке и всё это изучала по журналам. Так классно было выписывать «Огонёк», Роман-газету»…

«В школе „Войну и мир“ „проходят“»

— В рамках проекта «Поколение М» вы участвовали в спектакле «Поколение Маугли» — сыграли роль Багиры. Что дал вам этот опыт?

— Мне было очень страшно. Но я смотрела на детей, вместе с которыми варилась во всем этом, и заряжалась от них. Ни разу не пожалела о том, что приняла предложение Константина Хабенского поучаствовать в этом спектакле. К тому же, мне импонировало, что все дети были вежливыми, воспитанными.

— А еще вы готовите интересный проект для студентов — лекции по современной русской литературе. И совершенно не случайно — вы автор 10 поэтических сборников и лауреат премии «Триумф». Почему решили заняться ещё и этим направлением в рамках проекта?

— Я сама пишу стихи и очень люблю это делать. Много читаю и действительно люблю русский язык. Если я смогу помочь авторам найти свое направление, буду рада. «Где та молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?», — как пели «Чайф».

— Какая литература, на ваш взгляд, обязательна к прочтению молодыми авторами?

— Начинайте с классической литературы. Но не с «Войны и мира», которую «проходят» в школе. В том возрасте, когда ребёнку предлагают прочитать это произведение, он ещё не может воспринять и понять его. Я помню, как пропускала сцену войны, потому что мне было скучно. А сейчас, возвращаясь, например, к «Анне Карениной», понимаю, что читаю произведение в первый раз. И это, выражаясь современным языком, бестселлер!

Можно сделать акцент на поэтах Серебряного века. Читать нужно обязательно, ведь если мы потеряем родной язык, то лишимся и нашей самобытности, менталитета, своей особенности.

«Если мои дети не будут петь и играть — ради бога»

— Рассказываете своим детям к благотворительности, планируете ли привлечь их к участию в «Поколении М»?

— С малышами надо действовать очень аккуратно: начнешь им что-то навязывать — ничего хорошего не получится. Могу с гордостью сказать: во время прогулок по Москве дети никогда не проходят мимо музыкантов, которые стоят в переходах. Всегда говорят: «Давай дадим денежку!». Доброта начинается не с конкретных проектов, а вот с таких мелочей.

— Сейчас родители часто буквально навязывают детям творчество: отправляют заниматься в бесконечные кружки, секции, нанимают репетиторов. Как считаете, не вредно ли такое насаждение?

— Конечно, вредно. Не надо заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Но музыкальное образование, считаю, нужно сделать обязательным, чтобы все люди знали нотную грамоту, чтобы все в какой-то момент жизни пели в хоре. Это никому не мешает и при этом развивает хорошие человеческие качества. А потом пусть человек уже сам решает — хочет он заниматься этим дальше или нет.

Но я против того, чтобы ребёнок сидел и ничего не делал. Это самое страшное, именно от этого идет вся преступность и хулиганство. В детях очень много энергии, её нужно правильно направлять. Задача, в частности, «Поколения М», подтолкнуть детей к чему-то, помочь родителям понять, чем ребёнок хочет заниматься.

— Если ли у вас рецепт того, как воспитать творческого ребёнка, разбудить в нём талант?

— Все дети разные, какие могут быть рецепты. Только наблюдать. И не пытаться принудительно заставлять рисовать, лепить, играть. Если вы внимательно относитесь к ребенку, то не потребуется много времени, чтобы понять, что он тяготится музыкой. И походы в филармонию здесь не помогут. Но если вы видите, что в юном возрасте, как, например, Марта в свои шесть, уже понимает, как смешивать цвета, — отдайте ребёнка в художественную школу.

— Кстати, вы ведь пишите картины. Учились этому?

— Меня никто не учил. Сейчас у меня появилась куратор выставки, которая, кстати, состоится в Москве 19 апреля, она начала со мной заниматься. Но сначала я просто покупала большие холсты и рисовала на них так, как хочется, и радовалась, что никто не может меня за это осудить.

У меня есть привычка — рисовать, когда слушаю музыку. Я включаю её очень громко и пишу. А ещё у меня есть диск Бродского, где он читает свои стихи. Читает, как поёт… Такой чудесный темпо-ритм тоже очень мне подходит.
Я пишу маслом руками. Для меня творчество — это свобода самовыражения. Но как-то только почувствуешь в этом что-то, нужно идти и учиться дальше.

— Вы бы хотели, чтобы ваши дети стали музыкантами?

— Не знаю. Это очень тяжело. Это кажется, что я такая легкая, весёлая и так далее. За этим всем стоит ежедневный тяжёлый труд, просто я об этом не говорю. Если мои дети не смогут петь и играть — ради бога. Насильно заставлять этим заниматься и, тем более, устраивать клановость, не буду.

— Вы строгая мама? Каких принципов в воспитании придерживаетесь?

— Я исповедую очень простую логику: бессмысленно говорить «выключай воду». Детям нужно всегда всё объяснять, рассказывать, например, что такое жажда, чтобы они закрывали кран.

— Кстати, 19 марта состоится акция Час Земли. Примите ли в ней участие, расскажите ли детям?

— Отличный вопрос. Я уже принимала участие в этой акции. Мы выключали свет, и это было классно. Что касается воспитания любви к природе — категорически настаиваю на том, что этим нужно заниматься со своими детьми. Они не понимают, что значит беречь природу, почему нельзя бросать бумажку на землю. Человек изначально не воспитан и не образован, родители должны это дать.

«Тема всегда одна — любовь»

— Как найти свое место в жизни, понять, в чём призвание и не промахнуться?

— Здесь тоже нет одного рецепта. Если вам 15 — постарайтесь не становиться похожим на друзей и подруг, а стать самим собой. В этом возрасте сделать это сложно. Если 25 — учитесь и думайте о том, чем хотите заниматься, слушайте своё сердце. А в 35 — отдайте себя семье, тем, кто рядам.

— Вы каждый раз проживаете свои песни на сцене, открываете всю душу. Не исчерпывают ли себя песни от концерта к концерту, из года в год? Не становятся ли они для вас заезженными?

— А в любви нет меры. Ты думаешь, что любишь человека сильно, а на следующий день понимаешь, что любишь его еще больше. Тоже самое с песней. К ней нужно относиться трогательно, трепетно, не бояться петь каждый раз как в последний. Нельзя делать это в полсилы, потихонечку, чтобы чуть-чуть для неё осталось на концерт в Новосибирске или в Казани, а потом в Казани тоже петь её тихо, потому что впереди ещё семь городов… Песня на тебя посмотрит-посмотрит и подумает: а я с тобой не останусь, ты не хочешь меня раскрывать. Главное, чтобы было, о чём петь. А тема всегда одна — любовь.

— И ваша новая пластинка называется «Выживут только влюбленные» Очень эмоционально сильная работа, чувствуется, что в ней душа всей группы…

— Это, действительно, групповая работа. Мне очень нравится этот альбом. Он всё о том же, о любви.

— Вы для многих — пример и вдохновение. Что для вас значит понимание этого?

— Я не сорю на улице, веду себя нормально, выключаю свет в Час Земли. Я такой же человек, как и все остальные. А ещё мне бывает очень стыдно. А стыд сильно двигает личность.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: из архива Дианы Арбениной

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно