Журнал
поделиться

Елена Жданова:«В театре я человек случайный»

#Театр/кино
Елена Жданова:«В театре я человек случайный»

Актриса театра «Красный факел» рассказала, как ей удается совмещать материнство и работу, о чем она ностальгирует и почему с трудом уместила в себе трех женщин.

Самоконтроль, железная мотивация и научный подход

В роли мамы. Фото из личного архива Елены Ждановой.

— Елена, вы совсем недавно вернулись в театр после декретного отпуска и уже играете во всех нынешних премьерах, отлично выглядите… У меня чисто девичий вопрос: как удалось так быстро вернуться в форму?

— Это не быстро! Потребовалось два года! За время беременности я набрала 25 килограммов, и уже после того, как Матвей появился на свет, одна из подруг сказала: «Вряд ли ты вернешься в прежнюю форму». Меня это очень напугало и дало толчок сделать первый шаг в борьбе с лишним весом.

«От фонаря», без какой-либо литературы и научного подхода я решила просто не есть. Благодаря этому избавилась от половины лишнего веса. Но тут появилась другая подруга, которая сказала: «Лена, смирись! С каждым ребенком 10 килограммов остаются с тобой!» Для меня эти слова прозвучали как смертный приговор! Я начала читать книги о том, как работает наш организм, разбираться, что такое здоровое питание, и настолько увлеклась процессом, что теперь, съедая что-то, знаю, с помощью каких ферментов расщепляется пища, что в этот момент происходит в моем организме. В общем, научный подход, самоконтроль и железная мотивация дали результат — я избавилась и от тех 10 килограммов, которые якобы должны были остаться со мной.

— И полностью перешли на здоровое питание?

— Да, всей семьей. Муж меня поддержал, иначе я бы долго не продержалась. 

Готовлю все не жареное, не жирное, бездрожжевой хлеб пеку сама. Многие знакомые говорят, мол, хватит уже, ешьте, как все — котлетки жареные, картошку. А нам этого уже не надо. И ребенку прививаем такое пищевое поведение, ведь все закладывается с детства.

Сейчас Матвею 3 года, а он понятия не имеет, что такое конфеты. Поест их когда-нибудь потом, но, думаю, особой тяги к сладкому все равно не будет. Не то что у меня в детстве. Мама рассказывала, что, когда я была маленькая, постоянно требовала конфеты. Капризничала, сладкое от меня приходилось прятать… Я, наслушавшись маминых рассказов, решила, что лучше и не начинать.

«Я довольно грустный человек. Зануда»

— С возвращением в форму разобрались. А как происходило возвращение в театр? Все же два года…

В роли Лидии в новелле "Древо жизни и лжи" в спектакле "Декамерон". Фото: Фрол Подлесный. 

— Я столько лет работаю актрисой, что два года в сравнении с этим небольшой срок. Конечно, за это время какие-то люди ушли, какие-то пришли. Но достаточно пары репетиций, чтобы познакомиться и работать вместе так, будто давно знаем друг друга.

Сложно было организационно. Потому что раньше после репетиции или спектакля я шла отдыхать, а теперь продолжаю работать — мамой. И мне нужно быстро думать, быстро принимать решения, быстро готовить. Хотя по натуре своей я медлительный человек: люблю посидеть-подумать, раньше приходила за два-три часа до спектакля, чтобы настроиться.

— А сейчас до спектакля «Довлатов. Анекдоты», в котором вы играете, чуть больше часа, а вы сидите и разговариваете со мной…

— Это пришло не столько с материнством, сколько с опытом. К каждой роли артист готовится, но это не значит, что ему надо закрыться в темной комнате и побыть одному. Хотя кому-то, может, и нужно. У меня настройка происходит так: я смотрю расписание спектаклей, и где-то в подсознании сама собой начинается подготовка. За несколько дней до спектакля роль в голове полностью собирается. Получается такая мягкая подготовка к роли.

Замены спектаклей случаются редко — в моей жизни такое было всего несколько раз, но раньше я не понимала, почему наступает такой раскардаш. Вроде же в обоих спектаклях играешь, обе роли знаешь… И только со временем поняла, что причина в этой самой настройке, которая происходит где-то в подсознании.

— Желание стать актрисой тоже возникло само собой, зрело где-то в подсознании?

— Если честно, я не верю людям, которые говорят: «С самого детства я мечтала быть актрисой. И вот случилось». Мне кажется, зачастую они подгоняют мифы под свою судьбу.

Как человек, работавший преподавателем в Новосибирском театральном институте и выпустивший два курса, точно знаю: девочки, которые приходят на вступительные экзамены и уверяют, что они с детства мечтают стать актрисами, ломаются в первую очередь. Потому что профессия сложная, требующая не женских волевых качеств. В то же время приходит другой человек, казалось бы, случайный, и вдруг каким-то образом ввинчивается в процесс, становится нужным, воспитывает в себе волю к победе, смелость, решительность. Смотришь — а он работает в театре: востребованный, нужный.

В роли Лиззи в спектакле «Продавец дождя». Фото: Фрол Подлесный.

— Так ведь и вы в театре человек случайный?

— И я случайный. Мама меня не то чтобы подтолкнула, спросила: «Не хочешь стать актрисой?» Самой мне это и в голову не пришло бы! Я так стеснялась людей, так боялась ярких проявлений себя. Кстати, до сих пор стесняюсь ездить в маршрутках — и не я одна, многие из моих коллег, потому что кажется, что сейчас попросишь высадить на какой-то остановке, и все обратят на тебя внимание!

А тогда я набралась смелости и пошла на вступительные экзамены. И приняли меня, кстати, тоже случайно. От страха я стала такой букой и стояла с таким лицом, будто меня здесь должны были убивать! Если бы я была преподавателем, я бы себя не взяла. У меня, как у педагога, набирающего курс, возник бы вопрос: «Девушка, а кто вас заставил сюда прийти? Вы почему мне делаете такое одолжение?» Но меня приняли.

Мне тогда было 15 лет — театрального института в Новосибирске еще не было, а в училище поступали после восьмого класса. И эта театральная атмосфера меня так оглушила! Казалось, я учусь где-то рядом со своей жизнью. Это были 1990-е годы, когда вдруг стало важно, во что ты одеваешься, сколько у тебя денег, все это развивало ужасные комплексы. А я оказалась в месте, где это не имело никакого значения.

Училась я, кстати, не очень хорошо. Зато потом, когда поступила в ГИТИС, ни одой пары не пропускала.

— Большинство людей, которые уезжают в столицу, обратно уже не возвращаются. Вас что тянуло обратно в Сибирь?

— Многие и едут для того, чтобы закрепиться, остаться там жить. А я ехала учиться. На тот момент у меня уже было много работы, я была удовлетворенной актрисой и, к счастью, остаюсь и сейчас.

В то время я служила в театре «Старый дом». И в какой-то момент мне показалось, что все в моей жизни однообразно: вот дорога на работу, вот дорога с работы. Хотелось чего-то нового, и я поступила в ГИТИС. Какое-то время спустя это желание перемен вернулось. И как раз в тот момент Александр Прокопьевич Кулябин пригласил меня работать в «Красный факел». Как говорится, сделал предложение, от которого я не смогла отказаться. И не жалею об этом до сих пор!

— Смена театра — это, наверное, большая перемена. Быстро освоились на новом месте?

— Есть люди, которые сменили пять-шесть театров, поработали в разных городах. Авантюристы, я им немного завидую, сама бы так не смогла… Вообще, театр, на мой взгляд, это маленькое государство. А все государства по своему устройству похожи. Работа одна, технология изготовления спектакля тоже, структура. А про труппу я уж молчу! В ней всегда есть весельчак, зануда, затейник…

— А какое из этих амплуа ваше? Весельчак, наверное?

— Да вы что?! Я довольно грустный человек, поэтому во мне так много сарказма и иронии. Это помогает в работе: когда хочется плакать, включается сарказм, смеюсь, и это помогает выжить. А вообще, я, конечно, зануда. Хотя с удовольствием была бы полегче и повеселее.

«Во мне никак не умещались три женщины»

— В нынешнем репертуаре есть любимая роль?

— Пока сказать сложно. Как правило, любимая роль — та, которая выстрадана. Которая была понята не сразу, которая не сразу сложилась и удалась. Вот ее, как чахлое деревце, хочется оберегать.

Сегодня мы играем Довлатова, я невыносимо люблю этого автора! И, хотя роль у меня там небольшая, обожаю находиться в этом спектакле! В свое время перечитала все произведения Сергея Донатовича, и мне было так горько от того, что он больше ничего не напишет, что на этом мое знакомство с ним закончилось. Поэтому когда режиссер Дмитрий Егоров сказал, что хочет ставить Довлатова, меня охватил страх: «А вдруг я в эту постановку не попаду?» Для меня это был еще один шанс прикоснуться к этому писателю, узнать его с другой стороны. Кстати, это один из немногих спектаклей, которые я всегда если не смотрю, то хотя бы подслушиваю.

В роли Тани Долматовой в спектакле "Довлатов. Анекдоты". Фото: Фрол Подлесный.
Описание фотографии

— В феврале-марте репертуар театра пополнили две премьеры — «Пришел мужчина к женщине» в «КаФе» и «Женщина, которая вышла замуж за индюка» на Камерной сцене. И в том, и в другом у вас ключевые роли...

В роли Дины Федоровны в спектакле «Пришел мужчина к женщине». Фото: Фрол Подлесный.

— Спектакль «Пришел мужчина к женщине» мы в таком цейтноте выпускали! У меня репетицииеще одного спектакля, исполнитель второй главной роли Костя Телегин занят в большом количестве проектов, не только театральных. В итоге мы ненадолго пересекались, быстро репетировали и разбегались. Если честно, пока не верится, что когда-нибудь этот спектакль мы сыграем спокойно, не держа в голове, что должно происходить в следующую секунду, в какой момент надо переодеться.

О спектакле «Женщина, которая вышла замуж за индюка» вообще сейчас говорить сложно. Пьеса как драматургическое произведение для меня странна. Она вроде бы и написана по законам сказки, но совсем не детская. Что же касается роли, то зачастую она собирается на прогонах или последующих спектаклях. Умные люди говорят, что надо посмотреть премьеру, а потом, спектаклей через 10, прийти еще раз, посмотреть, во что разовьется постановка. Премьеры вообще никогда не бывают абсолютно удачными.

Из-за репетиций премьер, которые шли почти параллельно, был такой перегруз. Во мне никак не могли уместиться шведская мама из «Женщины, которая вышла замуж за индюка», русская внятная телефонистка из «Пришел мужчина к женщине» и я сама — Елена Жданова. Это Костя Телегин может одновременно участвовать в ста проектах, а мне это далось непросто. К тому же если уже устоявшийся спектакль можно снять, как костюм, и оставить в театре, то премьерные роли всегда сидят в подсознании. Надо учиться оставлять и их.

В роли мамы в спектакле «Женщина, которая вышла замуж за индюка». 

Фото: Фрол Подлесный.

— И как вам удалось совмещать репетицию двух премьер с ролью молодой мамы?

— Огромная благодарность моему мужу, который просто взял и на это время стал для Матвея матерью! Я с одной репетиции бежала на другую, а ведь ребенка нужно накормить, дать лекарства, погулять… И все это делал Миша. Не многие мужчины на такое способны.

— О возвращении к преподаванию пока не думаете?

— Меня зовут, но, честно говоря, пока не представляю, как в свою жизнь вклинить еще и чужих детей. Я преклоняюсь перед людьми, которые много лет беззаветно делают это, потому что преподавать очень тяжело. Получается, одновременно ты воспитываешь 30 человек. Переживаешь за них, отвечаешь. Это отнимает столько сил и личного времени, что пока я не могу этим заниматься. Это время сейчас нужно моей семье — сыну, мужу. К тому же я гиперответственная мама, ухожу на пару часов и переживаю: чем сейчас занимается Матвей, что нового он узнает, пока меня нет рядом?

— Наверное, сейчас, когда живете в бешеном ритме, часто вспоминаете те деньки, когда были в декретном отпуске и не надо было никуда бежать?

— Многие девушки стараются уйти в декретный отпуск как можно позже, а выйти как можно раньше. Для меня же это была какая-то немыслимая, но приятная ситуация, когда не надо никуда бежать, можно просто прогуляться. Сейчас совсем другой ритм. Я отдыхаю, только когда еду на работу. Хотя вряд ли это можно назвать отдыхом: в пути я думаю или о том, что сделала, или о том, что еще предстоит. Поэтому по декретному отпуску все же есть небольшая ностальгия. Как по детству.

Фото: Фрол Подлесный. 

Досье

Елена Сергеевна ЖДАНОВА, заслуженная артистка России.

В 1993 году окончила Новосибирское театральное училище, в 2002 году — РАТИ (ГИТИС).

С 1993 по 2005 год была актрисой новосибирского театра «Старый дом». С 1 сентября 2005 года — актриса театра «Красный факел».
В первые же годы творческой деятельности вошла в число ведущих исполнителей театра. В 1994 году получила приз «Открытие сезона» новосибирской организации Союза театральных деятелей, в 1996 и 2000 годах — Гран-при на городском конкурсе самостоятельных актерских работ «Свободная сцена». Параллельно с учебой в Российской академии театрального искусства играла основные роли в репертуаре театра «Старый дом».

В декабре 2004 года присвоено звание заслуженной артистки России.

В 2005 году награждена премией «Парадиз» за лучшую женскую роль (спектакль «Артист миманса» А. Кузнецова).

Преподавала актерское мастерство в Новосибирском государственном театральном институте. В 2007 году работала на курсе народного артиста России Александра Зыкова. В 2008 году набрала свой курс вместе с Павлом Южаковым.

Замужем за артистом театра «Красный факел» Михаилом Селезневым.

Мама трехлетнего Матвея.

Работы в нынешнем репертуаре театра «Красный факел»: Лиззи (Ричард Нэш. «Продавец дождя»; 2009), баронесса Штраль (Михаил Лермонтов. «Маскарад»; 2010), няня (по роману А. Пушкина «Евгений Онегин». «Онегин»; 2012), Рахель (Йосеф Бар-Йосеф. «Не такой уж и пустяк»; 2013), женщина в шапке, Таня Долматова, Лиза Головкер (Сергей Довлатов. «Довлатов. Анекдоты»; 2014); Лидия, Перонелла, хозяйственная монашка (Джованни Боккаччо. «Декамерон»; 2014), мама (Гунилла Боэтиус. «Женщина, которая вышла замуж за индюка»; 2015).

автор: Татьяна БУШМАКИНА

Купить билеты на спектакль прямо сейчас можно на сайте театра "Красный факел" 

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно