Журнал
поделиться

Фотограф Мария Татарникова: «Если ты чего-то не знаешь — нестрашно. Нужно просто признать это и постараться исправить»

#Архив 2014-2020 годы
Фотограф Мария Татарникова: «Если ты чего-то не знаешь — нестрашно. Нужно просто признать это и постараться исправить»

Она родилась в Бийске, училась в Лондонском университете искусств, публиковала работы в таких журналах как Vogue и Fashion Shift Magazine,  а недавно посетила Новосибирск, где уже успела поучаствовать в эксперименте на тему современного искусства AktrueArtWeekend. «Мираману» Мария рассказала о том, за что английские преподаватели обвинили её в отсутствии вкуса, о чём сказка, которую она написала, и почему не планирует задерживаться в столице Сибири.

«Пиво и вогеры на моей выставке — совсем не то, чего мне бы хотелось»

— Мария, ты родилась в Бийске, училась в Новосибирске, а потом уехала в Лондон. Не страшно было?

— На самом деле, когда начинаешь что-то большое, раскручиваешь колесо своей жизни, мир становится маленьким. Когда я уехала в Лондон, считала, что не могу там встретить кого-то знакомого. А оказалось, что моя соседка — женщина, которая тоже родилась в Бийске! Это невероятно.

— Почему после учёбы в Англии вернулась в Новосибирск?

— Честно говоря, с удовольствием бы там осталась, потому что в Англии больше возможностей. Но если у тебя нет серьезных сбережений, за границей тяжело. Люди искусства часто работают исключительно за идею, на добровольческих началах, поэтому жить там было бы очень сложно. К тому же, в Лондоне огромная конкуренция — каждый год только мой вуз выпускает 1000 специалистов творческих специальностей, а он такой не один.

Долго на одном месте я быть не могу, поэтому в Новосибирск не задержусь. Начну с Москвы, а там посмотрим. В планах, конечно, вернуться в Лондон. Зовут и в Нью-Йорк.

— Совсем нет желания остаться в Новосибирске, участвовать в его культурной жизни?

— Мы с моей подругой, организатором мероприятий в Новосибирске, хотели устроить здесь мою персональную выставку. Но когда столкнулись с реалиями, поняли, что это мало кому нужно. Все хотят, чтобы было пиво и вогеры, которые бы заманивали посетителей, иначе никто не придет. Но поскольку мои работы довольно меланхоличные и глубокие, пиво и вогеры — совсем не то, чего бы хотелось мне. Отношение к современному искусству здесь сложное: многие люди о нем ничего не знают, поэтому и не интересуются. А заставить кого-то что-то любить — невозможно.

«После института у меня было ощущение наполненности и большой головы»

— Тем не менее, ты успела поучаствовать в ArtWeekend, который проходил в Новосибирске. Почему решила поддержать проект?

— Мне хотелось помочь людям, которые пытаются создать что-то новое и интересное. В каком-то роде тоже чувствую за это ответственность. На эксперимент пришло очень много людей, все они были довольны и рады видеть то, что мы смогли им предложить.

— Расскажи про свои фотографии-картины, почему ты отобрала именно эти работы для витражей?

— Я старалась соблюсти концепцию RGB. Основные цвета — красный, зеленый и синий. Из них состоят все остальные, кроме черного и белого. В этом и был замысел. А вообще, все работы из разных съемок, сняты в Лондоне с разными командами.

— В твоих работах много «английского»: цвета, одежда. А есть ли в портфолио что-то сибирское, алтайское?

— К поступлению в университет я приготовила проект, который назвала «Русские сказки». За основу взяла произведение «Руслан и Людмила» и сделала «театральное представление». Всё это было забавно, но на собеседовании мне сказали: «Ты не знаешь ничего о моде, и о фотографии, у тебя нет вкуса. Почему хочешь сюда идти?» Потом я показала другие работы, и мне ответили: «Но ты же художник, зачем тебе это?» Затем, что я хочу учиться! И я ни разу не пожалела, что поступила. Если ты чего-то не знаешь — нестрашно. Нужно просто признать это и приложить максимум усилий для того, чтобы узнать.

— Дал ли английский вуз то, что ты хотела? С какими ощущениями вышла из его стен?

— Это было насыщенное интенсивное время, я даже волосы теряла от стресса, особенно, когда занималась финальным проектом. Но то, насколько я развивала свое восприятие — того стоило. Могу теперь смотреть на вещи и видеть, откуда они появляются. Знаю, каких художников любит тот или иной фотограф, вижу заимствования. Изучила законы композиции и другие вещи, которые в итоге и составляют стиль, вкус. Это очень важно. После института у меня было ощущение наполненности и большой головы.

— Как сдают экзамены фотографы? Наверняка не тянут билеты и не отвечают письменно?

— В каждом семестре было несколько предметов. Их немного — допустим, три, но очень жёсткие. По каждому из них нужно сделать проект. Тебя не ограничивают рамками. Ты пишешь исследование о фотографиях, которыми вдохновляешься, об исторических и современных событиях, которые влияют на тебя. Ходишь в библиотеки, изучаешь огромные тома, теряешь зрение, седеешь и в итоге приходишь к тому, что находишь нечто новое. Например, мой финальный проект — я написала книгу.

Фотография — это всегда намного больше, чем просто картинка, за ней всегда стоит идея и глубокое исследование. Образовательная функция искусства для меня имеет огромное значение.

— Книгу? Странный выбор для фотографа…

— Дело в том, что в одной семье я работала няней девочки Анжелики, очень её полюбила, всё время рассказывала ей сказки. Она меня вдохновляла! И однажды я придумала историю, из которой в итоге получилась книга, а также фильм.
Это сказка о смерти. Я считаю, что детям нужно об этом говорить. Им важно понимать, что в мире всё меняется, что этот листик опадёт, а цветочек завянет — и к этому нужно относиться спокойно. Собственно, в популярных сказках тоже часто поднимается этот вопрос — Волк ведь съедает Красную Шапочку. Но мы уже привыкли к этим сказкам и не обращаем на это внимания.

Сюжет и сама книга уникальны. Обложку вручную сделал дизайнер, потом её отсканировали и распечатали на 3D-принтере, а я расписала. Она символизирует всех персонажей, которые есть в сказке. Одна из важных частей — озеро, в которое можно заглянуть и увидеть себя.

Ещё по моей разработке дизайнер сделал поп-ап конструкцию — это выступающие элементы. Я хотела, чтобы книга была максимально интерактивной, поэтому сделала ещё и пазл, и добавила диск с фильмом.

На сегодняшний день таких книг всего две — одна в Англии у Анжелики, вторую я привезла с собой и показывала на ArtWeekend. Сейчас мы думаем, как сделать её выпуск дешевле, разрабатываем менее сложную концепцию. Хочется, чтобы эту сказку прочитало как можно больше людей.

Я проводила исследования, рассказывала её детям, спрашивала, что они поняли. Моя Анжелика сказала: «Я поняла, что нужно быть хорошим по отношению к другим животным и людям, чтобы они по тебе по правде плакали, когда ты умрешь». Сказка о том, что очень важно относиться к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. Через сказку проще общаться с детьми и доносить до них подобные вещи.

— Чем бы ты хотела заниматься дальше? Расскажи о своих планах.

— Очень бы хотела работать с детьми. Они поражают своей непосредственностью, я в каждом вижу личность. Дети гениальны, это бесконечный источник вдохновения. Я бы хотела продолжать писать сказки и экранизировать их. Дети намного глубже, чем о них думают, и нам, взрослым, ещё нужно у них поучиться.

Работы Марии публиковались в:

Institute Magazine
Feroce Magazine
Fashion Shift Magazine Spring 2015 Cover
Old Tat Magazine (online)
Re-Vision Magazine
Fashion Shift Magazine Summer 2015 Cover
Storm Magazine Summer
Elegant Magazine
Fashion Shift Magazine Autumn 2015
Pigeons & Peacocks
Vogue.it
Institute Magazine
Dark Beauty Magazine

Контакты
instagram.com/mariya_tatarnikova
instagram.com/mariya_tatarnikova_photography
mariyatatarnikova.com
uk.pinterest.com/tatarnikovafoto
martar10@mail.ru

Беседовал Юрий Кулаков
Фото: Мария Татарникова

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно