На любой театральной премьере Новосибирска можно встретить не только преданных зрителей и волнующегося режиссера. Ещё одним бессменным участником событий становится фотограф Фрол Подлесный. «Мираману» он рассказал о том, как копил на первый объектив, почему спорту предпочел театр и зачем живет на два города.
«В 14 лет работал дворником»
— Фрол Подлесный — это не псевдоним? Уж больно поэтично звучит…
— Да, я на самом деле Фрол Подлесный. Папа пролистал все именные книги, прежде чем сделать выбор. Фрол — значит «цветущий».
— С таким именем ты был просто обречен на творческую профессию!
— Почему? В 14 лет я, например, трудился дворником в спортивном клубе. Это была моя первая работа.
— Хотел на что-то накопить?
— Нет, просто решил поработать. Копил я на первом курсе — откладывал деньги со стипендии, чтобы купить объектив. Купил и сразу пошел на практику в Областные ведомости. Такой счастливый снимал всякие новостные штуки, первые два года даже писал. Многие мне говорили, мол, продолжай совмещать, вот Василий Песков же и писал и снимал. Но я считаю, что, когда берешься за два дела одновременно, можно упустить что-то важное. И выбрал фото.
— Почему именно театр? Знаю, что ты снимал спорт. Почему решил сменить сферу?
— Со спортом у меня связана долгая история, с 6 лет занимался разными видами спорта. Неплохого успеха удалось добиться в стендовой стрельбе: я — кандидат в мастера спорта, несколько раз был в десятке и пятерке на первенствах России. Но пришлось завязать — вид спорта дорогой, а у меня не было финансовой возможности для того, чтобы продолжать расти.
В общем, я стал «стрелять» из фотоаппарата. До второго курса на отделении журналистики снимал в основном спорт, а потом попал в театр. Точнее, сначала случайно оказался на мастер-классе артистов Елены Вахрамеевой и Виталия Гудкова, который проводился для ребят, которые не прошли конкурс в театральный институт. Понравилось. Понял, что мне интересно там быть. Со временем начал снимать спектакли. Теперь уже, правда, не могу смотреть на те снимки, которые делал пять лет назад. Фото: Фрол Подлесный.
— И сразу пришел в «Красный факел»?
— Нет, сначала в театральную компанию «Гамма», с которой сотрудничаю и по сей день. Это, кстати, очень забавная история. Анастасия Петровна Журавлева, основатель «Гаммы», организовывала школу юного критика для студентов журфака. Первый раз мы собрались обсудить спектакль «Прекрасное далеко», второй — фильм «1+1». И вот посмотрели кино, начали обсуждать. Все девочки, а их было большинство, говорили, как все классно, здорово… Я сидел, слушал-слушал это… По натуре своей я молчаливый человек, интроверт, на публике выступать не люблю, но тут решил сказать, что фильм мне не понравился по таким-то причинам. Анастасия Петровна была очень удивлена. На следующий день мне позвонили из «Гаммы» и предложили работу ассистента режиссера. Я тогда был на распутье, потому что охладел к спорту, но еще не решил, чем бы хотел заниматься дальше. Решил попробовать.
А мой первый опыт в качестве театрального фотографа случился в «Первом театре». Кстати, его основатель — Павел Южаков, вполне мог стать моим педагогом. Я ведь хотел поступать в театральное — готовился, учил что-то из Бунина, но так и не решился. Три года спустя я брал интервью у Павла Валентиновича, и оказалось, что если бы тогда поступил, то учился бы у него.
В театре «Красный факел» я оказался совершенно случайно. Виталий Гудков, артист Первого театра, позвал поснимать спектакль «Без слов». Во время стажировки в «Гамме» в качестве ассистента режиссера и фотографа участвовал в съемке видеоверсии спектакля «Гедда Габлер». Кстати, это была первая постановка, работая над которой я увидел, как и что делается в театре.
Фото: Сергей Тарасов.
— А потом был «Онегин»! На мой взгляд, одна из самых важных съемок. Еще какими-то особенными мне кажутся работы со спектаклей «Довлатов. Анекдоты» и «Три сестры». В них есть атмосфера.
— Со временем импровизационный репортаж перешел в более осознанную съемку. Я понял, что начинать работать над постановкой нужно с момента читки, быть в материале. Понятно, что не так же, как другие участники спектакля, но максимально близко. Нужно жить в этой атмосфере, чувствовать ее, чтобы передавать потом другим людям. Вообще для меня это всегда сверхзадача — рассказать о спектакле в нескольких снимках. Я не стремлюсь сделать как можно больше снимков, считаю, что для театра это не важно. Зачем обывателю смотреть на фотографии? Он придет и посмотрит спектакль. Я, как автор, стремлюсь познакомить и увлечь зрителя, попытаться передать «дух» спектакля и оставить его в истории.
Спектакль «Оскар и розовая дама», театральная компания «Гамма». Фото: Фрол Подлесный.
То есть, если резюмировать: «сегодняшний» потенциальный зритель должен захотеть идти в театр, а «завтра», посмотрев на фотографию, вспомнить и вновь испытать то, что ему уже подарила постановка. Я не говорю, что идеально с этим справляюсь, но стремлюсь. Не с каждым спектаклем удается найти общее… С «Тремя сестрами» Тимофея Кулябина нашел. Но пока не удалось сделать все, что задумал. Спектакль большой, планировал отснять его за три раза, а удалось всего один. Поэтому снимки с репетиций мне нравятся больше.
Зато «оторвался» за кулисами, на съемке, которую делал на Всероссийском фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге.
«Три сестры» — это спектакль, в котором артисты почти все время находятся в поле зрения зрителя. Поймать момент, когда они заряжаются перед выходом на сцену — трудная задача. Сложнее всего оказалось с Еленой Дриневской, потому что ее персонаж — Анфиса — все время сидит на кухне! Но и она на снимках есть.
В ноябре хотим сделать выставку, посвященную закулисью спектакля «Три сестры». Она будет небольшая, но, думаю, хорошая. А еще во время работы над спектаклем «Гамма» снимала документальный фильм о том, как ставились «Три сестры». Сейчас работаем над ним.
«Онегин» — это для меня путь к «Красному факелу». Та самая постановка, в которой я постарался показать все, что могу. Хотел сделать сильные снимки и был заряжен на это.
Спектакль «Онегин», театр «Красный факел». Фото: Фрол Подлесный.
«Довлатов. Анекдоты» — это моя любовь. Там все вышло так, как я хотел. Кстати, от этого спектакля у меня остался архив, который никто не видел. Дело в том, что изначально спектакль был на 30 минут длиннее, зритель не увидел еще одну большую историю.
Спектакль «Довлатов. Анекдоты», театр «Красный факел». Фото: Фрол Подлесный.
— Зато в апреле у зрителей была возможность побывать на твоей первой персональной выставке. Какие работы в нее вошли? Самые любимые?
— Там были фото со спектаклей, снятые за последние четыре года. Я рад, что выставка состоялась. Но все произошло так сумбурно. Как-то я говорил Анастасии Петровне Журавлевой, что хотел бы сделать выставку. И вот я нахожусь в Тюмени, звонит телефон и она сообщает, что через столько-то дней у меня выставка в «Доме актера». Как?! Еще даже фото не отобраны! Если честно, я вообще был удивлен тем, что на мою выставку вообще пришли люди.
— Ты самокритичен!
— Да. Но пусть лучше так.
«Ревную жену к театру и партнерам»
— «Красный факел», «Гамма», «Первый театр», «Старый дом»… Сколько же спектаклей в год ты смотришь?
— Не считал. К тому же, смотреть спектакль и работать над ним — две разные вещи. Смотрю я очень редко.
Каждый театр — это определенная атмосфера. Раньше, когда снимал спорт, у меня было пространство, в котором можно было как-то передвигаться, свои законы, в которых уже было привычно. В театре мою свободу сразу ограничили. Это нормально. Когда вступаешь в отношения с уже сложившимся миром, он ставит тебя на место, но, постояв на этом месте, тебе всегда хочется большего.
Спектакль «Летов», театр «Старый дом». Фото: Фрол Подлесный.
Сейчас у меня такой период, когда я все чаще и чаще нахожусь в зоне комфорта — научился работать в театре, можно сказать, прижился, стал в определенной степени «своим». Хотя понимаю, что по-настоящему таковым никогда не буду, потому что я не артист, не режиссер и не художник-постановщик. И для профессионального успеха-развития мне всегда нужно чувствовать грань: быть сторонним наблюдателем. Вот та зона комфорта, которая появилась, дает странное послевкусие от театра. Потому что я не могу быть другом своим главным объектам съемки и не могу получать от спектаклей наивное зрительское удовольствие, потому что уже сложилось определенное отношение ко всем участникам процесса.
— Зато постоянно общаешься с творческими, неординарно мыслящими людьми…
— Недавно была забавная история. В «Старом доме» одиозный режиссер Сергей Федотов в начале октября выпустил спектакль «Сиротливый запад». В июне, когда были первые репетиции, познакомился с ним. Было обсуждение постановки, я заслушался. И вот Сергей Павлович поворачивается ко мне и говорит: «Что-то у нас Фрол заскучал. Коля, Виталя — деритесь»! Я сразу проснулся. Коля с Виталей тоже. Я уже был наслышан о его методах работы, но тем не менее он «застал врасплох».
— Еще ты сотрудничаешь с Тюменскими драматическим театром. Решил охватить всю Сибирь?
— Совсем нет. До «Красного факела» я сотрудничал с театральным институтом, и там встретил свою будущую жену. Катя — актриса. Так сложилось, что в Тюмени появилось перспективное предложение для неё. Поэтому, поразмыслив, мы пошли на такой сложный шаг: теперь я живу на два города. Это непросто. Зато открывает Кате хорошие перспективы в профессии.
Хотя я безумно ревную! К театру, к партнерам. Видимо, во мне мало прагматики, романтичная сущность берет вверх, и я не могу объективно смотреть спектакли, в которых Катя играет.
Фото: Никита Хнюнин.
— Недавно в Тюменском драматическом театре состоялась премьера «Ромео и Джульетты». Супруга Джульетта?
— Джульетта! К счастью и сожалению (смеется — прим. авт).
Спектакль «Ромео и Джульетта». Фото: Фрол Подлесный.
— И все же: фото для тебя — это работа или уже стиль жизни?
— Все люди в той или иной степени эгоисты. И фотографы тоже. Я выделяю два типа эгоизма. Первый: люди фотографируют для того, чтобы показать то, что они сняли, чтобы завоевать чье-то внимание. Таких сейчас много. Года с 2005 начался бум — стали снимать в клубах, на свадьбах и прочее. Второй: люди снимают то, что нравится. Я, будучи интровертом, тяготею к этому типу. Мне не важно, кто на снимке, просто хочу сделать самодостаточное фото. Для себя.
Спектакль «Декамерон», театр «Красный факел». Фото: Фрол Подлесный. Спектакль «Отцы и сыновья», театр «Красный факел». Фото: Фрол Подлесный.
Когда у меня что-то стало получаться, я понял, что кому-то это может быть интересно. И меня это радует. Но в то же время понимаю, что это путь — не самый коммерческий, так как он менее социальный. Недавно смотрел лекцию Ивана Вырыпаева о современном искусстве. В ней он интересно рассуждал о том, что после появления постмодернизма критерии оценки изменились: те, что были, рассыпались, теперь трансформируются. И это привело к тому, что оценка человека в профессии не всегда связана с профессией. Например, даже крупные компании, которые нанимают сотрудников, в первую очередь смотрят не на навыки, а на то, сходятся ли их непрофессиональные интересы, а работать компания обучит. Я не хочу это оценивать. Это действительность. И с этой действительностью мое воспитание, принципы вступают в конфликт. Я считаю, что сначала надо научиться, обрести навыки… А вообще фотограф в театре сегодня менее ценен. Вероятно, это связано с обесцениваем снимков как таковых. Потому что есть доступные способы сделать фото.
Что почитать, посмотреть и послушать
Фото: Юлия Баркина.
Почитать: «Первая ступень» (Лев Толстой), «100 лет одиночества» (Габриэль Гарсиа Маркес), «Пролетая над гнездом кукушки» (Кен Кизи).
Посмотреть: «Веревка» (Альфред Хичкок), «12 разгневанных мужчин» (Сидни Люмет), «Кофе и сигареты» (Джим Джармуш).
Послушать: AC/DC.
Вопросы задавала Татьяна Бушмакина.
Заглавное фото: Фрол Подлесный.