Журнал
поделиться

Глеб Ефименко-Коган: «Рифмы могут исцелять душу»

#Архив 2014-2020 годы
Глеб Ефименко-Коган: «Рифмы могут исцелять душу»

Известный московский поэт, психолог, коуч и НЛП-практик рассказал «Мираману» о своей авторской методике — рифмотерапии, о том, как стихи могут менять восприятие жизни и почему не стоит читать лирику целыми томами.

«Хочу, чтобы рифмотерапия стала признанным методом в психологическом консультировании»

— Глеб, расскажите, что появилось в вашей жизни раньше — психология или поэзия?

— Я много лет проводил консультации и тренинги, помогал людям, используя разные методы терапии. Но потом пришёл к выводу, что жизнь — это сплошное творчество, поэтому нужно привносить его во все сферы, в том числе и в свою профессиональную деятельность.

Глеб Ефименко-Коган: «Рифмы могут исцелять душу» Мой жизненный путь, путь к самому себе, к принятию себя, познанию своего внутреннего мира — весьма витиеватый и непростой. И я до сих пор следую по нему. Около двух лет назад спонтанно пришла интересная форма самовыражения — это написание стихотворений, притч и рассказов. Впоследствии я стал записывать их на студии под музыкальное сопровождение и выкладывать в социальные сети.
Люди слушали, вдохновлялись, что-то у них резонировало с моим творчеством. Я осознал, что могу в этом самовыражаться, расти дальше, что моя экспрессия, выраженная в стихотворном слоге, помогает людям посмотреть на свою жизнь под другим углом и что-то в ней изменить.

Так родились сначала поэтические вечера, а затем поэтические сатсанги, где люди через «проживание» медитативныхстихотворений встречались с собой, со своими эмоциональными переживаниями и, как следствие восстанавливали контакт со своей душой. Позже я стал читать стихи на своих консультациях и спрашивать об эмоциональных состояниях, которые они вызывали. Заметил, что они очень интересно влияют на восприятие человека.   Так постепенно всё переросло в авторскую методику, которую теперь я отшлифовываю и довожу до идеала. Я хочу, чтобы рифмотерапия была не просто ноу-хау, а одним из признанных методов в терапии, ориентированной на раскрытие в человеке потенциала, принятию себя, погружению во внутренние глубины, которые есть в каждом из нас. Так на свет появился творческий проект #НЕСЛОВАМИ.

— Есть ли сегодня аналоги вашему методу?

— В России точно нет. Я не просто психолог — работаю на стыке психологии и поэзии. Не каждый может писать стихи, и не каждый психолог — поэт. Недавно познакомился с практикующим психотерапевтом из Украины, которая делает примерно то же самое, но называет это стихотерапией. Больше людей, которые занимаются этим, я не встречал.

Я создал пространство, где конкурентов у меня нет, а если и будут, то очень мало.

Не могу назвать себя профессиональным поэтом. Я не филолог по образованию. Я человек, который пишет о том, что проживает в своей жизни, будь то влюбленность, тоска, одиночество, конфликт с собой, гармония и радость и т. д. У меня нет задачи навести лоску в тексте. Важнее — показать свою душу, максимально раскрыться.

Если текст будет менее отшлифован, причесан, красив, то душа, внутреннее состояние проглядываются лучше. В моих стихах не хватает «гаек и пружин». Если дать их почитать Вере Полозковой, то она ужаснётся (смеётся - прим.авт.).

«Учу людей проживать жизнь целиком, а не довольствоваться кусочками пазлов»

— Как же стихи могут помочь человеку в решении его внутренних проблем?

— Думаю, не секрет, что люди, которые обращаются к психологам, в основном сталкиваются с одной проблемой: они, оказываясь в трудной ситуации, часто не могут дистанцироваться и увидеть общую картину своей жизни и своих внутренних ощущений.

Не секрет и то, что мы все мыслим и разговариваем в прозе. И у нас эта речевая форма настолько укоренилась в сознании, что порой слушая, как кто-то читает проникновенное стихотворение, невольно замечаешь, как мурашки побежали по телу, холодок прошел по спине. Именно поэтому рифмованные строки, даже если они лишены концептуального смысла, выбивают человека из ментального фрейма, «прозы жизни», в которой он застрял, заставляют видеть гораздо больше и шире, расширяют восприятие.

Рифмы, а я говорю, в первую очередь, о созидающей лирике, подобно отмычкам, открывают самые темные уголки души, в которые не проникал ещё свет осознанности и выпускают на волю живой поток эмоций, который находится в подавленном состоянии. Рифмотерапевтическое погружение позволяет увидеть базовую эмоцию человека, которая мешает ему жить гармонично. А это — рабочий материал для меня, как для психолога. Когда мы увидели корень проблемы, я могу использовать другие психологические методики и работать уже с фактурой.

Второй момент заключается в том, что рифма является продуктом работы правого полушария головного мозга. А это — творчество, экспрессия, спонтанность.

Для людей, которые живут в больших городах такая тотальная экспрессия, естественность является табуированной зоной. Мы не можем выразить себя на 100%. У нас есть внутренние энергетические зажимы, которые выражаются в наличии комплексов.

Иногда хочется открыто порадоваться чему-то, а внутренний цензор говорит: «Нельзя! Что ты как ребёнок себя ведешь!», хочется выразить эмоцию, признаться в любви, а цензор повторяет: «Нельзя, ты „спалишься“, потом будет плохо!».

  Хочется открыть другим свои внутренние переживания, грусть, тоску, но в корпоративной среде нельзя показаться слабым — «сожрут», используют эту слабость против тебя. Так и существуют люди, лишенные своей естественности.

Социальная среда накладывает привычку быть неестественным, неживым, пластмассовым. Но творчество невозможно засунуть в какие-то рамки. Поэтому когда люди попадают в полестихотворной лирики, в них происходит самое главное, что может происходить в жизни человека — они обретают контакт со своей душой, внутренним Я и приобретают от этого что-то очень важное, ценное. Для каждого оно свое. Но в целом оно заключается в том, что человек может позволить сказать всем своим эмоциональным состояниям, ситуациям, которые возникают на его пути, всей своей жизни — большое тотальное «ДА!».

— Расскажите, как проходят сеансы рифмотерапии.

Рифмотерапия — это больше, чем просто чтение медитативных стихотворении. В самом начале встречи человек заявляет проблемную ситуацию, в которой он бы хотел разобраться. Мы вместе с ним определяем основные внутренние и внешние ограничения, которые не дают возможности решить заявленную проблему (это могут быть страхи, чувства вины и самосожаления, ограничивающие убеждения и так далее). Также я определяю внутренние ресурсы (стимулы, желания, мотивация), которые впоследствии станут основными драйверами решения заявленной проблемы.

А дальше наступает мистика (смеётся- прим.авт.). Исходя из основных ограничений и внутренних ресурсов, я создаю воображаемую реальность, которая полностью моделирует внутренний мир человека, только в образном выражении. Прошу погрузиться в эту реальность, вообразить эти картинки, образы, почувствовать и услышать их, другими словами вжиться в это измерение.

Глеб Ефименко-Коган: «Рифмы могут исцелять душу» Я создаю определенный контекст, фрейм, который «знаком» по внутренним ощущениям моему клиенту, а содержанием этот фрейм наполняет уже сам человек. Например, если человек обращается с проблемой невозможности принять себя таким, каков он есть, то я иногда конструирую образ храма, в который мы образно входим вместе с ним.

 Он описывает, что видит, что хочет сделать, и мы взаимодействуем на уровне образов с бессознательным клиента. У кого-то храм не убран, весь в пыли и есть потаённые комнатки с замками, куда давно никто не заходил (подавленные страхи, негативные переживания).

 Мы убираемся в храме, говорим ему безусловное «да», зажигаем огонь в алтаре и исследуем запертые пространства. Встречаемся лицом к лицу со страхами и противоречиями. Разговариваем с ними, наблюдаем, и таким образом разрешаем их.

В подобном образном формате человек не боится своих страхов или каких-то других ограничений. Они понятны ему, и это даёт возможность более глубоко проработать и справиться с ограничениями и таким образом разрешить проблему.

Когда человек испытывает, скажем, душевную боль, то я прошу его представить маленького ребёнка (образ души), подойти к нему, крепко обнять, сказать самые теплые слова любви и попросить у него прощения. Удивительно, но после таких незамысловатых упражнений людям становится легче, они оживают, по щекам многих катятся слёзы счастья и радости.

При чём здесь стихи? Помимо конструирования реальности, я сразу же подбираю те мои стихотворения, которые бы дополнили и оживили внутреннюю картинку человека. Сделали её более реалистичной и дали возможность раскрыться тому самому творческому началу, которое зачастую сидит под властью внутреннего цензора (нашей «прозаической» рациональности).

Подобные рифмотерапевтические погружения длятся от 30 минут до полутора часов. Все зависит от глубины проблемы, с которой приходится работать. Включается шестое чувство, которое помогает мне вести человека в его внутреннюю глубину и знакомить его со своим внутренним безграничным миром. Это интересно, даёт возможность не только предложить нестандартное решение проблемной ситуации, но и показывает для самого человека его собственную внутреннюю ценность. И это прекрасно!

— На сеансах рифмотерапиивы читаете только свои стихи или произведения и других авторов?

— Я читаю только свою лирику и прозу. Объясню, почему. Мои стихи — это мой внутренний опыт. Я пишу из того, что сам проживаю. Именно поэтому стихи оживают в сердцах тех, кто их слушает или читает. В стихотворениях я делаю акцент не на словах, а на тембре голоса, на подаче, на внутреннем состоянии. Стараюсь передать это состояние человеку, который пришел на консультацию, прожить с ним его внутреннюю боль: от расставания, разлуки, страха, одиночества…

Большинство наших эмоциональных состояний мы не проживаем тотально. Чаще — подавляем их и прячем, не знаем, как с ними бороться. А можно просто сказать: «Депрессия? Ок! Сегодня, душа моя, мы будем грустить!».

Только через полноценное принятие происходит очищение. Изменив лишь своё поведение, мы никогда не изменимся внутри. Кризис бывает у всех. Но гармония и счастье — это восприятие жизни в полноценном её ключе: и с радостью, и грустью. Я учу людей проживать жизнь целиком такой, которая она есть, а не ограничиваться отдельнымиеё пазлами. Ведь без грусти и отчаяния, мы никогда не сможем по-настоящему ощутить и проникнуться радостью. Таков основной посыл моих стихов, прозы и консультационных услуг, которые я оказываю.

— А у вас есть любимые поэты, чьё творчество вам созвучно?

— Их несколько. В основном — это поэты-мистики. Григорий Померанц, Зинаида Миркина — у них очень глубокие стихотворения. У Веры Полозковой очень много глубоких и пронизывающих душу произведений. Не мистик, но очень жизненно пишет Игорь Губерман. Люблю творчество всем известного Омара Хайяма, Джалаладдина Руми. Поделюсь одним из самых любимых стихотворений Руми, хотя оно и переведено на русский язык не в рифму, но превосходно отражает всю глубину жизни и гармонии, которой пропитано каждое мгновение:

Бог и я стали, словно два толстяка в крохотной лодке.
Мы то и дело сталкиваемся друг с другом и смеёмся.

Поэты-мистики ощущали, что в жизни кроме её материальной основы есть что-то большее. В своем творчестве они пытались это выразить. Они не смотрели на жизнь людей, любовь, на их поступки, на взаимоотношения, на какие-то чувства, а пытались увидеть кристально чистую глубину в этом всем и выразить это в строчках, в рифмах, в прозе. Я пытаюсь сделать то же самое. Получается ли — судить, наверное, тем, кто слушает мои стихи.

— Достаточно ли купить себе томик, например, Омара Хайяма, почить его стихи на ночь и считать, что провел для себя домашний сеанс рифмотерапии?

— Поэзия — тонкая субстанция, которая ориентирована на глубь человеческой сущности, на душу, переживания. Поэты часто витают в облаках, я раньше тоже страдал этим, но меня спустили с неба на землю…

Я убежден, что человек должен соблюсти баланс внешнего и внутреннего. С одной стороны, нужно быть в гармонии с собой — это поэзия, внутреннее, экспрессия, принятие себя. С другой, — проявлять разумную инициативу и дарить свою гармонию окружающему миру. А это — четко сформулированная проза, которая находится вовне и заземляет к тем реалиям, в которых мы живем. Нужно уметь балансировать между землей и небом и тогда жизнь начинает приобретать более гармоничное начало.

Человек как канатоходец — влево уклонишься — упадёшь в пропасть, вправо — тоже. У тебя есть тонкий канат, и ты идешь вперёд, шаг за шагом проходя эту пропасть под названием жизнь.

Моя задача — увидеть, в каком полюсе человек находится: или он потерялся в достижениях и ему действительно нужна душевность, теплота, эмоциональность, иньская (женская) энергия, или он «засиделся"в себе и своих переживаниях. Тогда ему нужна янская (мужская)энергия: сформулировать и структурировать внешние цели, ввести тайм-менеджмент и так далее.

Возвращаясь к вашему вопросу, отвечу: Томик Омара Хайяма купить можно, но читать сразу его весь не стоит ни в коем случае, - может начаться глубокая депрессия. Мистики видели суть всех вещей в материальном мире, а суть всего, как сказал царь Соломон, придя в мудрые года, есть суета и томление духа. Для тех, кто не пришел самостоятельно к подобным выводам, будет нелегко смириться с такой парадигмой мировосприятия, что выразится в отчаянии. Читать стоит дозировано. Всё должно быть в меру, в том числе, и стихотворения.

«О жизни можно не только сожалеть…»

— Кто чаще обращается к рифмотерапии — мужчины или женщины?

— В основном женская половина. Женщинам проще открыться, они более восприимчивы к тому, чтобы научиться чему-то новому у другого человека. Вообще, мужчин условно можно поделить на три категории. Первая — мужчины-лидеры. Им очень трудно признаться в собственных ошибках и открыть свою душу. Они сильные, им несвойственно показывать свои слабости — запрещает внутренний цензор. Вторая категория -низкоранговые мужчины. У них есть пиво и телевизор, покидать эту зону комфорта им не очень-то и хочется. И третья — мужчины, их очень мало (я надеюсь, что со временем тенденция изменится), которые понимают и признают, что в одних вещах они профи, а в чём-то им нужно поработать. Такие представители сильного пола тоже иногда приходят на консультации.

— Предлагаете ли вы своим клиентам тоже попробовать себя в поэзии?

— В рамках 3-х месячного терапевтического коучинга это предусмотрено. Я провожу терапевтические сессии, во время которых мы взаимодействуем с клиентами и на творческом уровне и не только в формате написания стихотворений, ведь творчество безгранично. Одна клиентка, которая сейчас проходит мой коучинг, после рифмотерапевтического погружения рассказала, что до пяти утра сидела и креативила: писала стихи, рисовала, придумывала программы будущих тренингов.

Для меня очень ценно, что у людей я пробуждаю творческое начало. Если выражаться метафорично, то я подобен факелу. Кто-то греется, стоя вблизи моего огня, кто-то подставляет свои потухшие угольки, и они зажигаются. Моя страсть — это зажигать людей, показывать, что о жизни можно не только сожалеть и грустить. Её можно еще и проживать настолько тотально, насколько это возможно. Только тогда она станет полноценной и настоящей.

Досье:

Глеб Ефименко-Коган:
Психолог, поэт, коучинг и НЛП-практик. Автор методики по выходу из эмоциональных кризисов «Рифмотерапия».
Образование: МГУ им. М. В. Ломоносова.
Интересы: поэзия, психология отношений, саморазвитие, эзотерика, религия, путешествия.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: из архива Глеба Ефименко-Когана

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно