Журнал
поделиться

Игорь Тюваев: «С первых двух нот я слышу: пришёл человек показать свой голос или музыку, которую он поёт»

#Архив 2014-2020 годы
Игорь Тюваев: «С первых двух нот я слышу: пришёл человек показать свой голос или музыку, которую он поёт»

Создатель и руководитель ансамбля «Маркелловы голоса», заведующий кафедрой музыкального воспитания Новосибирского театрального института, член жюри фестиваля «Сила искусства» рассказал «Мираману» о том, как ищет эксклюзивный репертуар для своего уникального коллектива, чем будет удивлять зрителя в новом сезоне  и какие возможности для молодых талантов может открыть фестиваль. А ещё вспомнил, как сам, будучи студентом консерватории, участвовал в конкурсах дирижёров.

«Я постоянно нахожусь в „музыкальном древнем Египте“»

— Игорь Борисович, в конце февраля ансамбль «Маркелловы голоса» — ваше детище — отметил 20-летний юбилей. Поздравляем вас с этим событием! С какими ощущениями прошёл концерт? Можно ли сказать, что закончилась определённая веха и начинается другая?

— Не могу сказать, что двадцатилетие — это определённый завершённый этап. Конечно, когда смотришь на дату, появляется ощущение солидности, кажется, что коллектив должен быть пожилым. А на сцене видишь молодых ребят. Из первого состава остался только Андрей Соколов. Он в «Маркелловых голосах» 19 лет, даже больше чем я, потому что я уезжал работать в Австрию на 6 лет. Ансамбль постоянно в развитии, регулярно обновляется. Изначально при создании коллектива была установка на привлечение молодых талантливых ребят, которые ищут место, где смогут самовыражаться в разнообразных музыкальных жанрах и стилистиках.

На данный момент образовался новый состав единомышленников, которым нравится со мной работать и которые получают огромное удовольствие от совместного творчества. В общем, ощущение двоякое — вроде и 20 лет, но в то же время словно всего 1–2 года.

— Богатый репертуар — как раз та летопись, по которой можно судить об огромном опыте коллектива. Как с годами меняются музыкальные ориентиры?

— Репертуарное движение у нас не прекращается. Мы начинали как коллектив, исполняющий духовную музыку, поэтому и названы в честь древнерусского церковного композитора 16 века Маркелла Безбородова. В 90-х годах пели фольклор, духовную русскую и западно-европейскую музыку эпохи Возрождения и Барокко. После моего возвращения из Австрии репертуар поменялся в направлении хорового театра: модерн, музыкальные спектакли, опера, мюзиклы. Но фольклор и этника тоже остались в репертуаре. Сегодня продолжаем обогащать себя неизвестными публике шедеврами, экспериментировать, находить новое.

— Можете рассказать о самых интересных находках, которые вас самого удивили и поразили?

— Их множество. Например, есть программа «Бах в Африке». Она посвящена не просто фольклору континента и известному композитору, а творчеству и деятельности Альберта Швейцера — знаменитого немецкого врача, философа и музыковеда, Нобелевского лауреата, который первым написал монографию Баха, до сих пор считающуюся самой глобальной и глубокой. Швейцер прожил в Африке большую часть своей жизни. Есть даже информация, что где-то в глубинах африканских джунглей он построил католический храм, привез из Германии туда орган, а коренные жители приняли католицизм и пели хоралы Баха. У нас получилась очень интересная работа — синтез классической музыки великого немецкого композитора и африканского фольклора.

Другая программа «Сила небес» — это рождественский вертеп, настоящий хоровой театр с использованием древнерусских духовных стихов.

Также обращаемся к творчеству современных минималистов. Один из самых любимых моих современных композиторов — Филип Гласс. В нашем репертуаре две его уникальных оперы — «Эйнштейн на пляже» и «Эхнатон».
Свой юбилейный сезон мы завершаем 26 марта концертом «Африкандо», где исполняем два произведения американских композиторов Пола Баслера «Кенйская месса» и Дэвида Феншоу «Африканский санктус». И здесь снова происходит этот необычный синтез, когда католическая месса синтезирована с фольклором.

Есть у нас в репертуаре и «Госпел месса» — авторское произведение, написанное на темы негритянских духовных песнопений.

— А чем будете удивлять слушателя в новом сезоне?

— В следующем сезоне нас ждет очень интересный абонемент. Одна из программ — «Иван Сусанин и американцы». Прозвучит совершенно неизвестное произведения испанца по фамилии Кавос, который, работая при дворе в Петербурге, за пять лет до Глинки написал оперу «Иван Сусанин». Мне удалось найти ноты, и мы исполним фрагменты этого уникального произведения. А во втором отделении исполним сочинение Евстигнея Фомина — русского композитора, который примерно в то же время написал комическую оперу «Американцы».

Вот такой интересный взгляд на две разные культуры получается.

— Удивительно, где вы находите весь этот материал!

— Конечно, все эти программы — это плоды моей фантазии и постоянного поиска. Когда-то меня назвали музыкальным археологам, так остается до сих пор. Я постоянно нахожусь в «музыкальном древнем Египте», у меня при себе всегда «кисточка и лопата» (смеётся — прим.авт). Поискам интересного материала посвящаю всё свободное время. Ищу в интернете, слушаю много записей, смотрю телеканал «Меzzо», слежу за тем, как развивается хоровое искусство — и у нас в столицах, и в мире. Моя задача — показать новосибирской публике незаслуженно забытые, неизвестные шедевры. Очень много музыки до нас не дошло по многим причинам. Того же самого «Сусанина» не знает почти никто.
Я читаю много музыковедческой литературы, и если что-то меня заинтересовывает, то ищу ноты. В принципе,on-line купить сейчас можно всё, самое главное это проблемы с доставкой.

Одна из уникальных находок, например  — акапелльная обработка альбома PinkFloyd «TheDarkSideoftheMoon», которую мы исполняем уже два года. Я совершенно случайно на youtube услышал фрагмент в оригинальном акапелльном переложении и меня это очень заинтересовало. Оказалось, что есть акапелльная версия всего альбома. Мы с друзьями, моими коллегами из «Маркелловых голосов», в течение полугода искали автора обработки. Найти его было очень сложно, но у нас получилось. Я написал ему письмо, и он любезно продал нам эту партитуру — так мы получили огромную посылку с нотами.

Ещё в 90-х годах, когда «Маркелловы голоса» только появились, мы открывали для Новосибирска неизвестную барочную музыку Пёрселла, Генделя, Вивальди, Бибера, Фукса. С тех пор моя миссия неизменна. Не люблю повторять то, что поют все. Мы, наверное, единственный филармонический хор в России, который ведёт подобную просветительскую деятельность, работает в таком разнообразии жанров и стилей. И в этом наша особенность.

— В мире есть ещё подобные коллективы?

— Образцом для образования хора стал английский хор «TheTallisScholars». В нём также 16, как и у нас, участников, последователей английского дирижёра Питера Филлипса, который посвятил свою деятельность исполнению духовной музыки английского Возрождения. Это был для меня первый идеал, я с ума сходил от этого хора и мечтал создать подобный коллектив. Настолько горел этой идеей, что даже осмелился пригласить Питера Филлипса поработать с Маркелловыми голосами, и он три года подряд приезжал в Новосибирск и дирижировал нами.

На Западе сегодня большинство хоровых коллективов работают в конкретных и определённых жанрах.(только оратории и кантаты или только духовная музыка) Но чаще это не профессиональный уровень, а скорее хобби — люди собираются и поют любимую музыку. Хотя есть коллективы, подобные нашему. Например, в Германии — это Штутгартский и Мюнхенский камерные хоры, в Англии это хор BBC. У них очень большой спектр репертуарных жанров, они — профессионалы высочайшего класса.

— Какие у вас требования к солистам?

— Я всегда уповаю на то, чтобы молодые люди, которые к нам приходят, хорошо знали музыкальную грамоту, сольфеджио, потому что чтение с листа для нашего ансамбля очень важно. Каждый месяц мы выпускаем по две новые программы — это очень сложно. Кстати, почти ни один филармонический хор такого типа в России не имеет своего абонемента — это ведь подразумевает определённые обязательства. Мы же на протяжении 11 лет держим абонемент № 8. А это — 5 премьерных программ ежегодно обязательно. Плюс, у нас есть и не абонементные программы. За последние 11 лет мы исполнили 80 сольных программ. Это большая и кропотливая работа.

В этом сезоне впервые три выпускницы Новосибирского театрального института начали работать не в музыкальном театре, а в «Маркелловых голосах». Это совершенно новое событие, и я очень рад, потому что мои выпускники достигли такого высокого уровня, что могут осилить весь наш сложный репертуар. Раньше выпускники музыкального курса театрального института неважно владели нотной грамотой, и это было самой большой проблемой. Мои выпускницы сейчас поют всё — от модерна до духовной музыки и чувствуют себя прекрасно среди настоящих профессионалов. Я ими доволен.

— Важны ли для вас при отборе в ансамбль актёрские данные вокалистов?

— Да — учитывая, что у нас много театральных постановок, конечно, актёрские навыки очень помогают. Поэтому при кастинге на работу к нам в ансамбль приоритет имели именно выпускницы театрального вуза.

«За три минуты нужно найти с хором контакт, чтобы каждый твой жест был убедительным»

— Вы будете среди членов жюри большого фестиваля «Сила искусства», который скоро пройдёт в Новосибирске. Судить будете композиторов и вокалистов. Как думаете, сможете там услышать «маркеллов» голос, увидеть тех, кто вас удивит?

— Я надеюсь. Всегда в среде молодых вокалистов ищу таланты, которые ещё не представлены нашей сцене, которым трудно пробиться — и помогаю им. Например, в нашем юбилейном концерте принимала участие Дарья Шиляева — великолепная джазовая вокалистка, которая только что окончила музыкальный колледж. Она впервые показалась на большой сцене и покорила всех. Для неё это был подарок судьбы -спеть на сцене ГКЗ, с нами, при полном аншлаге. И многие молодые музыканты имеют возможность проявить себя у нас. И если на этом конкурсе я увижу таких талантливых ребят, обязательно дам возможность поработать с нами.

— Каким должен быть человек, его голос, музыкальный материал, чтобы он стал победителем?

— Он должен быть музыкантом — человеком, творящим на сцене. Это главное условие. Нас не интересует громкость голоса или диапазон. В первую очередь важно его прочтение, точное донесение смысла произведения до публики. С первых двух нот я слышу: пришел человек показать свой голос или музыку, которую он поёт. И проникся ли он в суть произведения, видно сразу.

— А среди молодых композиторов надеетесь ли услышать сочинения достойные репертуара «Маркелловых голосов»?

— Трудно сказать. Хотя знаю, что сейчас молодые композиторы много пишут для хора. Если услышу что-то интересное и необычное, то, возможно, и исполним.

— Любой конкурс для любого исполнителя — это шанс показать себя, завоевать какое-то место и стать заметным. Лауреаты этого конкурса смогут заявить о себе и в столичных и зарубежных конкурсах. Надеюсь, что мы найдём такие таланты, которым поможем подняться на ступеньку выше в своем творчестве.

— Вы сами в начале своей карьеры участвовали в конкурсах?

— В моё время конкурсов среди дирижёров было мало. В одном из них участвовал, будучи студентом консерватории. Ты выходишь к хору из 50 человек, совершенно тебе незнакомых, и буквально за три минуты нужно найти с ними контакт, чтобы каждый твой жест был убедительным, чтобы ты успел донести концепцию произведения и смог его выучить с ними за 15 минут. Это было очень большим испытанием для меня. Но эти конкурсы помогли справиться с волнением, стать более уверенным, требовательным, в том числе и к себе. И когда после консерватории, в 25 лет, я переехал в Грузию и начал работать с Грузинской государственной хоровой капеллой — а это 80 человек — справлялся успешно. Думаю, этот успех был связан и с такими конкурсами тоже.

— Какое наставление можете дать участникам?

— Любой конкурс — это всегда проверка на выносливость, на нервы. В первую очередь нужно подготовить себя психологически, настроиться на стопроцентно качественный показ. Кстати, чем больше выступаешь в концертах, тем меньше волнения бывает и на конкурсах. Побеждают только те, кто имеют силу воли и железные нервы. Хочется пожелать всем хорошего настроя, быть в голосе и подготовиться так, как спортсмены готовятся к Олимпийским играм. Если будете нацелены на победу, она точно придет.

Досье:
Игорь Борисович Тюваев родился в 1961 году в Новосибирске.
Создатель и руководитель ансамбля «Маркелловы голоса», заведующий кафедрой музыкального воспитания Новосибирского театрального института.
В 1986 году окончил дирижерско-хоровой факультет Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс профессора Хошабовой Н. А.).

С 1985 по 1987 год хормейстер Новосибирского камерного хора под управлением Бориса Певзнера.

С 1987 по 1992 год хормейстер, а затем дирижер Грузинской государственной хоровой капеллы.

В 1993 году возвращается из Грузии в Новосибирск и создает свой коллектив — ансамбль «Маркелловы голоса», целью которого стало исполнение забытых шедевров древней русской церковной музыки, духовных сочинений западноевропейского Ренессанса и барокко.
С 1993 года музыкальный руководитель Городского драматического театра п/у С.Афанасьева.

С 1995 по 1999 год возглавлял кафедру старинной музыки, открытую по его инициативе в Новосибирской государственной консерваторииим. М. И. Глинки.

С 1999 по 2005 год жил и работал в Вене (Австрия). В качестве ассистента дирижёра и певца-солиста участвовал в различных концертных проектах под руководством знаменитых дирижёров: СаймонаРэттла, РикардоМутти, Клаудио Аббадо, Николауса Арнонкура, Роджера Норрингтона, Филиппа Херевеге, Тона Копмана, Франца Брюггена, Марка Минковского.

В 2002 году ассистент дирижёра Венского камерного хора.

В 2003 году И. Тюваев в качестве хормейстера готовил известнейший Арнольд-Шёнберг-хор к ряду проектов под руководством Н. Арнонкура.

С 2002 по 2005 год преподавал в Венской консерватории на кафедре старинной музыки (мадригальный ансамбль).

После возвращения на Родину в 2005 году вновь возглавил Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» Новосибирской государственной филармонии.
С 2005 г. Является доцентом и заведующим кафедрой музыкального воспитания Новосибирского государственного театрального института.

Автор: Наталья Тюменцева
Заглавное фото: Екатерина Сергиенко
Фото: предоставил Игорь Тюваев

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно