Песочная анимация – невероятное по своей красоте и динамике зрелище. Одно изображение появляется из другого, затем безжалостно засыпается или стирается, а на его месте появляется новое… Автор песочных номеров Катерина Барсукова рассказала «Мираману» о том, как «приручала» этот необычный для рисования материал, почему ей так запали в душу герои рассказа «Сюн и Кунг» и есть ли место импровизации в её номерах.
«Песок требует четких мыслей»
- Катя, расскажите, когда вы начали работать с песком и чем он вас так увлёк?
- По первому образованию я художник-живописец, педагог, по второму -искусствовед. Закончив художественное училище Санкт-Петербурга занималась живописью и графикой, преподавала детям творческие занятия, тяготела к гравюрам, офортам, акварельным пейзажам. Больше пяти лет назад узнала про такое направление изобразительного искусства как песочная анимация. Рисование песком показалось мне очень созвучным искусству графики. Меня привлек этот подвижный, постоянно изменяющийся материал, который, как мне кажется, созвучен и моему состоянию души.
- Сразу ли он вам поддался?
- Конечно, нет. Было сложно рисовать, потому что материал непростой, меня никто не учил с ним работать. Сама экспериментировала, сама сделала свой первый песочный стол – их тогда ещё не продавали. Сама пробовала всевозможные пески – речные, морские, разные по структуре и цвету…
Вообще, из песка довольно сложно сделать изображение, которое потом будет трансформироваться во что-то другое – одно неверное движение и уже ничего не получится. Песок требует четкой мысли и четких, но пластически красивых, взаимодействующих с музыкой движений. Постепенно всё это стало у меня получаться, песок подчинился моим желаниям и мыслям. И так я начала развиваться в этом направлении. Чтобы максимально интересно придумывать и воплощать свои песочные истории, стала изучать режиссуру, смотреть много фильмов, заинтересовалась мультипликацией, театром, музыкой, актёрским мастерством. В этом искусстве соединилось все, чем мне хотелось в жизни заниматься. Для меня Песочная Анимация - своего рода маленький театр, который помещается на поверхности песочного стола и на моих ладонях. Но, конечно, еще есть, куда стремиться и куда расти.
- Песочная анимация – это ещё и вид арт-терапии. Вы на себе испытываете его целительное воздействие?
- Я использую очень мелкий, океанический песок, мне его привозят из разных стран. И когда лампа нагревает поверхность стола, в песок очень приятно опускать руки. Такое ощущение, словно ты находишься где-то на пляже и можешь воплощать все свои желания и мысли.
Но когда ты делаешь серьёзные номера, занимаешься этим профессионально, то песок иногда кажется уже не таким тёплым и ласковым, каким может показаться в начале! Он начинает капризничать, неправильно себя вести.
- А что самое сложное в процессе создания номеров? Придумывать картины, переходы между ними, или что-то ещё?
- Нужно рассматривать всё в целом. Номер - это не отдельные картины, а целостное произведение. Иногда может получиться и первое изображение, и второе, и красивый переход, но режиссуры не хватает, нет взаимодействия с музыкой и с пластикой движений... Здесь всё должно быть гармонично. И добиться этой гармонии, пожалуй, самое сложное.
- А есть ли в песочной анимации место импровизации?
- На 95% номер продуман и заранее подготовлен. Но доля импровизации остаётся. Даже если я один и тот же номер показываю несколько раз, каждый показ получается разным. Где-то я провела движение не слева направо, а справа налево. Где–то насыпала изображение, а где-то протёрла его…
«Меня поразила история слонов Сюн и Кунг!»
- Расскажите о своей самой любимой работе.
- Одна из любимых - это песочная анимация, которую я придумала два года назад к детскому фестивалю, посвященному анималистке «Зверьё мое». В основе - рассказ Виталия Бианки «Сюн и Кунг» и одноименная серии рисунков художника Владимира Гавриловича Шевченко. Это история о двух вьетнамских слонах, их звали Сюн и Кунг, которые в 30-40 годы прошлого века жили во Вьетнаме. Их приручили, и они работали на лесозаготовках. В то время во Вьетнаме были военные события. Слонов забрали и разделили друг от друга. И они стали работать на фронте – подносить патроны и снаряды. Через какое-то время они снова встретились, и их решили подарить детям Советского Союза и отправили в Ленинградский зоопарк. Там у них родился слонёнок, которого назвали Лекс – первые буквы слов Ленинград, Кунг и Сюн.
Самое интересное – эта история основана на реальных событиях! О ней узнал Владимир Гаврилович и нарисовал серию иллюстраций. А уже по ним Виталий Бианки написал рассказ.
Эту историю я показывала на многих площадках Петербурга и везде её очень хорошо встречают. Буквально недавно открылась анималистическая выставка «Зоокультура» в Санкт-Петербургском Союзе Художников, и меня пригласили показать на открытии этот номер. Выступление проходило в том же зале, где висели иллюстрации Шевченко! Очень приятно было показывать этот номер именно в этом зале. И очень радостно, что история живёт и, уверена, будет жить дальше
- Сколько же времени уходит на придумывание и воплощение таких содержательных и полноценных историй?!
- Каждый раз по-разному. Иногда темы поддаются очень сложно, а какие-то наоборот - легко. Когда я узнала эту удивительную историю про слонов, она меня просто поразила. Я очень люблю животных и природу. Это не случайно. 17 лет проведённых в деревне, оставили неизгладимое впечатление в моей душе. Поэтому номер придумала быстро. А вот музыку к истории подобрать оказалось не так просто. Помогал мне решить эту задачу мой хороший друг и коллега. Он - музыкант, кларнетист. Мы во многом единомышленники и, поэтому очень хорошо понимаем друг друга.
После долгих поисков взяли для этого номера фрагменты 9 симфонии «Из нового света» композитора Антонина Дворжака. Эти фрагменты были соотнесены с изображением и драматургией номера и, на мой взгляд, удачно «склеены» между собой. Честно говоря, когда зрители смотрят на эту историю, все очень удивляются ощущению того, что музыка как будто была специально написана композитором для этого номера, настолько она подошла, настолько легла!
Если говорить о других номерах – одну из последних своих работ, посвященную 70-летию Победы, я готовила несколько месяцев, в какие-то моменты давалось мне это очень непросто, но она всё-таки получилась. И на 9 мая я показывала этот номер «Память жива» ветеранам Санкт-Петербурга.
«Нужно уметь наблюдать и рисовать!»
- Знаю, что вы не только делаете номера, но и выставляете песочные картины. Расскажите, как вы их делаете.
- Да, у меня прошли две выставки песочных картин: «Петербург и его люди» и «Отечественная война 1812 года». Возможно, в скором будущем открою ещё одну выставку. Делаю просто. На поверхность стола наносится песок, однотонный или цветной, и протирается изображение. Затем фотографирую картину и распечатываю снимок. Пока не пробовала клеить песок на какую-то поверхность, но уже об этом думаю.
- А помимо песка сейчас каким-то видом изобразительного искусства занимаетесь?
- Как и прежде занимаюсь живописью и графикой. Недавно была в деревне и привезла серию этюдов цветущих садов. Каждое из направлений помогает мне развиваться. И песок в том числе.
- Любой ли человек может научиться песочной анимации? Или нужны какие-то определённые навыки и таланты?
- Во-первых, нужно быть очень наблюдательным человеком, уметь схватывать интересные моменты, события.
В качестве арт-терапии рисовать на песке может каждый. Но делать это профессионально без навыков сложно. Чтобы заниматься песочной анимацией, нужно хорошо рисовать на бумаге. Песок - это всего лишь материал как тушь, акварель, гуашь. Никакой экзотики в нём нет, есть особенности – как и У любого другого материала. Ну и в-третьих, нужно знать законы и принципы режиссуры, разбираться в музыке, чувствовать, как все эти составляющие песочной анимации могут взаимодействовать.
- Расскажите, что сейчас придумываете?
- Сейчас готовлюсь к детскому спектаклю, который будет идти в Филармонии для детей и юношества Санкт-Петербурга. Это будет сказка о золотой рыбке в очень интересной интерпретации: помимо актёров там будет живая музыка и песочная анимация. Кстати, для трансляции моих выступлений будут использоваться сразу три экрана - такого для песочной анимации ещё никто не делал.
Еще у меня есть собственный спектакль, на который я даже получила набольшую финансовую поддержку от государства. Пока не расскажу подробностей, но, думаю, это будет что-то интересное, сделанное на новом уровне. Думаю, он будет показан не только в Петербурге, но и по всему миру.
Досье:
Художник Катерина Барсукова родилась в деревне Власково Великолукского района Псковской области. Закончила художественную школу города Великие Луки, затем приехала учиться в Санкт-Петербург, где закончила Санкт-Петербургское училище им. Н. К. Рериха и Санкт-Петербургский Академический Институт Живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Занимается живописью и графикой.
В 2010 году Катерину заинтересовала техника Песочной Анимации (Рисование Песком, Sand Art), и она начала создавать номера для «живого» зрительного зала, концерты, анимационные фильмы, песочные истории и статичные картины песком.
В 2012 году Катерина открыла в Санкт-Петербурге персональную выставку песочных картин «Петербург и его люди» и выставку «Отечественная война 1812 года».
Художник создавала телевизионные заставки в технике Песочная Анимация для каналов РЕН-ТВ И 100-ТВ.
Её выступления и концерты с Песочной Анимацией проходили в Эрмитажном театре, Мариинском театре, Александринском театре, БКЗ Октябрьский, Театральном музее, Ереванской Государственной филармонии им. А. Бабаджаняна, в Санкт-Петербургском Союзе Художников, Смольном соборе, творческом кластере "Артмуза", Выборгском замке, Театральном музее и на многих других площадках Санкт-Петербурга.
Также художник показывала Песочные Истории в Испании, Австрии, Турции, Армении и различных городах России.
Катерина является постоянным участником выставок Санкт-Петербурга, дает благотворительные концерты для детей из детских домов.