Журнал
поделиться

Композитор Илья Бешевли:«Дорогой электронный рояль или советское фортепиано? Выбираю второе!»

#Архив 2014-2020 годы
Композитор Илья Бешевли:«Дорогой электронный рояль или советское фортепиано? Выбираю второе!»

Талантливый композитор из Красноярска рассказал «Мираману» о том, как вернулся за инструмент спустя годы, почему продвигает себя сам и где черпает вдохновение.

Скромный, обаятельный, улыбчивый и открытый. Общаться с Ильей — сплошное удовольствие. Он мечтает о покорении мира, посвящает музыку своему коту и не боится трудностей.

«Сторожил детский сад и писал музыку»

— Илья, знаю, что в детстве вы окончили музыкальную школу на троечки, особого желания играть тогда не было. Как же случилось, что в сознательном возрасте снова сели за рояль?

— К музыке вернулся в институте — научился играть на гитаре, но это было слишком просто и несерьезно. Еще так сложилось, что бабушка работает сторожем в детском садике, и когда она болела или задерживалась на даче, просила за нее подежурить. Делать там было нечего, поэтому я играл на фортепиано. Там и начал сочинять свои первые маленькие пьесы. Как-то записал их на диктофон, выложил в интернет и увидел, что друзьям понравилось. Тогда понял, что в этом что-то есть, и начал развиваться дальше.

— Ваши родители — музыканты. Отец — композитор. И он, как вы рассказывали в одном из интервью, не сразу узнал, что сын пошел по его стопам. Сейчас уже оценил ваш талант? Помогает советом?

— Сначала, когда я начал активно заниматься музыкой, купил себе медиаклавиатуру, стал играть на фортепиано, папа несерьезно это воспринимал, мол, бренчит и бренчит. Потом у меня прошел первый концерт в Красноярском культурно-историческом центре. Я думал, что придут около 70 друзей, а собралось человек 200. Отец тоже там был. После выступления он подошел и сказал: «Теперь я понял, что ты композитор!» Все его замечания и советы слушаю. Отцовская добрая, конструктивная критика для меня — самое важное!

— А под какую музыку вы выросли?

— Слушал музыку отца, и, видимо, где-то в подсознании она отложилась, потому что люди замечают, что наше творчество похоже. Слушал еще британский и инди-рок, электронную музыку, очень любил Nirvana и Яна Тирсена. Примерно в то время, когда познакомился с музыкой Тирсена, и начал пробовать играть, вспоминать все то, чему учился в музыкальной школе.

«Пишу демократичную музыку»

— Ваша музыка — проверено на друзьях и коллегах — подходит под любое настроение и любому человеку. В чем секрет такой универсальности?

— Понятные интонации, простой стиль без мудреных гармоний, фактур, диссонансов. Эта музыка — своеобразное переплетение эстрады и классики, но ближе к эстраде. Возможно, поэтому она и подходит любому человеку.

Мой стиль в интернете привыкли называть неоклассикой. Музыковеды на это ругаются, говорят, что неоклассика — это Стравинский. Некоторые из них определяют мой стиль как минимализм. Но у меня минимализм ассоциируется с Филипом Глассом — у него один аккорд может звучать полчаса, и это совсем мне не близко. Поэтому на самом деле четкого определения моего стиля нет. Я бы сказал, это простая демократичная музыка.

— По радио такая может звучать?

— А почему нет? Я, кстати, как-то выступал в Москве на «Серебряном дожде». Получил хороший отзыв. Хотя там было много сложностей: ужасный инструмент — детское фортепиано, постоянно вылетала педалька, я играл в полусогнутом состоянии, ошибался, волновался. Но в целом довольными остались и редакторы радио, и ведущие, и люди, которые слушали.

— Как пишутся композиции? Что вас вдохновляет?

— Иногда есть творческая задумка, и я пытаюсь ее реализовать. Сейчас работаю для короткометражных фильмов — там режиссер ставит определенную задачу, и мне, как композитору, нужно выразить то, что хочет он.

Но в основном все мое творчество спонтанно. Порой сажусь за инструмент, играю свои старые пьесы, и тут возникает какая-то новая мелодия. Я не могу сопоставить ее с конкретным образом. Видимо, на каком-то подсознательном уровне остаются мысли, чувства, эмоции, которые непроизвольно выливаются в музыку. Например, композицию «Сострадание» я сочинил, когда моего кота кастрировали, и мне было очень его жалко.

— У вас даже афиши концерта с котом!

— Да, я очень люблю своего кота. Его зовут Персик.

— Случаются творческие кризисы?

— Бывают. Когда нет концертов и ничего не пишется. Такой период застоя может длиться несколько месяцев, но потом все проходит само. Лучший способ выхода из творческого тупика — выезд на природу. Она очень вдохновляет. В Красноярске, когда было тяжело и плохо на душе, мог уйти один на Столбы, в горы. Сразу все мысли на место встают! В Москве, конечно, этого не хватает.

Все преодоленные трудности возвращаются успехом!

— Поклонники вашего творчества говорят о том, что Бешевли виртуозно передает в своих сочинениях особый, сибирский колорит. Как думаете, в чем он заключается?

— Видимо, в интонации, самой мелодии, характерной для Сибири. Если провести параллель с Людовико Эйнауди, у него явно чувствуются итальянские интонации. У Яна Тирсена отчетливо прослушивается Франция. Думаю, все это закономерно!

— Вы сами себя сделали — сами продвигали композиции в интернете, организуете свои концерты. Это же титанический труд!

— Почти год я сотрудничал с московским лейблом Flowers Blossom In The Space. У этого агентства сильная промобаза, большой опыт. Мы выпустили два альбома, сделали два концерта за год. Но это очень мало. Продажа дисков, музыка для фильмов — для меня не главное. Самое важное — это концерты. В агентстве, видимо, этого не поняли, поэтому мы расстались, и я снова, как и тогда, когда организовывал свои первые концерты в Красноярске, все делаю сам. Сейчас заканчивается сибирский мини-тур — концерты в четырех городах. В каждом из них есть помощники, но общей организацией занимаюсь я.

— Кстати, в родном Красноярске устроить концерт, может, и не так сложно. Как решились на тур?

— Сначала даже мыслей не было о туре. Думал: после сессии поеду в Красноярск, увижусь с родными, дам небольшой концерт. Потом все это внезапно для меня самого разрослось на четыре города. Конечно, я очень рад, что все получилось!

— Не мешает ли такая организаторская работа творчеству?

— Очень мешает. Все-таки каждому артисту нужен менеджер, человек, который любит музыку, живет ей и все для нее делает. Тогда творить и выступать будет намного легче. Впрочем, может, Россия этим и отличается. Здесь только так и надо начинать — самому: многое преодолеть, не сдаться, пробиться… Чем чаще мы выходим из зоны комфорта, тем больше идей появляется. Все преодоленные трудности возвращаются саморазвитием и в конечном счете успехом. А когда ты просто сидишь где-нибудь в Европе, в теплом месте, — о чем тогда писать музыку?

«Хорошего инструмента дома никогда не было»

— Синтезатор, рояль, фортепиано — что вам больше по душе?

— Если передо мной будет выбор — супердорогой синтезатор, электронный рояль за 300 тысяч или советское пианино, я всегда выберу живой инструмент. Потому что играть на нем — это совсем другие ощущения.

— Расскажите о вашем инструменте.

— Несмотря на то, что у нас семья композиторов, хорошего инструмента дома никогда не было. Стоит старое советское фортепиано «Лирика», его бесплатно отдали добрые люди, даже с погрузкой помогли! Я много на нем сочинил, поэтому очень дорожу им. Конечно, хотел бы себе рояль Steinway, мечтаю поиграть на Fazioli… Надеюсь, когда-нибудь мечта сбудется!

«Работать с другими музыкантами? Неинтересно!»

— В интернете есть много записей, где под вашу музыку читают стихи и даже рэп. В этом направлении думаете работать?

— Все это используют без моего участия. Да, кто-то просит разрешения, а кто-то нет. Я к этому никак не отношусь. Вообще, у меня есть два любимых поэта — Евгений Евтушенко и Владимир Ток из Эстонии. Как раз с Владимиром мы планируем записать диск, где моя музыка будет гармонично переплетаться с его стихами. Пока до этого руки не доходят — то он занят, то я. Но когда-нибудь мы обязательно это сделаем!

— А есть музыканты, с которыми вы хотели бы поработать?

— Если честно, не склонен к этому. Если бог даст, буду выступать в больших залах, тогда у меня появится свой оркестр, музыканты, которых я выберу сам. Как-то была задумка поработать с музыкантом-электронщиком, но не сложилось. Вообще, много творческих людей предлагают делать что-то вместе, но я к этому отношусь скептически.

— Боитесь, что могут испортить музыку?

— Нет. Просто неинтересно. Обычно предлагают сотрудничество те, кто заведомо хочет пропиариться за мой счет. Есть и известные артисты, которые могли бы помочь мне. Но я все равно не соглашаюсь.

«Участвовал в кино для реальных пацанов»

— Ваши композиции звучали в рекламе немецкой винодельни, чешской фабрики и британского природного парка, в телепередачах Первого канала и многих российских и иностранных проектах. Специально писали для них, или они взяли уже то, что у вас было?

— Они находили меня на Sound Cloud (социальная сеть для распространения оцифрованной звуковой информации. — Прим. авт.) и брали готовые композиции. Им, видимо, понравилась моя музыка… Даже какие-то небольшие суммы платили.

— Расскажите о своей работе для кино.

— Я писал музыку для короткометражных фильмов молодых талантливых режиссеров из Москвы Юрия Сысоева и Дмитрия Булина. Они снимают некоммерческое, конкурсное кино. Поработать с ними было очень интересно. И еще есть опыт работы с полнометражным фильмом. В Красноярске сняли фильм «Дороги», для простых, реальных пацанов из глубинки. Картина с этаким бандитским колоритом. В провинциальных городах не так много кино снимают, поэтому я с удовольствием поддержал ребят. Сейчас, кстати, этот фильм в Красноярске пользуется большим успехом — в кинотеатрах идет с аншлагами.

«Мечтаю о мировом турне»

— Вы поступили в Российскую академию музыки имени Гнесиных после СибГТУ, где учились на факультете переработки природных соединений. Не жалеете о времени, которое потратили на первое образование?

— Немного жалею, что так долго не находил себя и так поздно пришел в Гнесинку. Вижу 17-летних студентов и понимаю: они уже сейчас точно знают, чего хотят, и целенаправленно идут к своей мечте. И я им даже завидую.

С другой стороны, первое образование — это своего рода подушка безопасности. Мало ли, как сложится с музыкой. А еще одна профессия у меня уже есть. Хотя я по этой специальности пока ни дня не работал.

— Не планируете насовсем перебираться в Москву? Все же считается, что там вся жизнь, а никак не в Сибири.

— Да, там жизнь (улыбается. — Прим. авт.). Сейчас живу в общежитии… Сложно, тяжело. Параллельно с учебой даю концерты, помогаю родителям, плачу за учебу. Как будет дальше — загадывать не могу. Но, конечно, в глубине души мечтаю, что после учебы останусь в Москве.

— Учеба в Гнесинке уже открыла какие-то новые двери?

— Пока не особенно. Да, музыкальный вкус улучшился, другой взгляд на искусство появляется. Но насчет открытых дверей… Пока нет. Зал в аренду беру на тех же условиях, что и человек с улицы.

— …и скоро там пройдут ваши концерты!

— Да, после сибирского тура планирую выступить в Концертном зале им. Гнесиных. Надеюсь, меня там примут тепло. А потом буду писать новый альбом. Фортепианные пьесы уже готовы, их нужно аранжировать со струнными инструментами и записать.

— А глобальная мечта есть?

— Я хотел бы выступить в Карнеги-холл (концертный зал в Нью-Йорке. — Прим. авт.). Вообще, мечтаю о мировом турне. Очень люблю концерты — это самое счастливое время. Контакт со слушателем — большая отдача от творчества и большая радость!

— Что посоветуете послушать нашим читателям?

— Первую симфонию Василия Калинникова. Недавно переслушал ее и открыл для себя по-новому. Видимо, тоже Гнесинка помогла.

ДОСЬЕ

Илья БЕШЕВЛИ, 23 года.

Композитор.

Родной город: Красноярск.

Студент кафедры композиции и инструментовки РАМ им. Гнесиных, выпускник кафедры машин и аппаратов промышленных технологий СибГТУ.

Любимый композитор: Петр Чайковский.

Любимая книга: Виктор Астафьев «Прокляты и убиты».

текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

фото: из личного архива Ильи БЕШЕВЛИ

 

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно