Накануне премьеры спектакля «Прощание в июне» по произведению Александра Вампилова режиссер постановки разрешил заглянуть на репетицию. А после — рассказал о том, почему решил ставить пьесу именно этого автора и на какие вопросы уже много лет ищет ответы.
«Всему свое время»
— Константин, в Новосибирске многие знают вас как актера театра «Красный факел». А с недавнего времени еще и как режиссера. Так кто вы сейчас больше — актер или режиссер?
— Все больше и больше становлюсь режиссером. В этом году оканчиваю Новосибирский государственный театральный институт, и спектакль «Прощание в июне» — это моя дипломная работа. После того, как выпущу эту постановку, смогу обоснованно сказать: «Да, я режиссер». Хотя определенная степень актерства в моей душе сохранилась. Я еще лоялен ко многим вещам, потому что слишком люблю актеров — больше, чем следовало бы.
— Можно сказать, что для актеров такой переход закономерен?
Фото: Фрол Подлесный
— Для меня — да, для большинства коллег — нет. Пройдя актерский путь, очень трудно найти в себе механизмы, которые использует режиссер. Потому что это совершенно другой взгляд на создание образа, роли, спектакля. А я, будучи человеком наблюдательным и ищущим, просто не смог остановиться только на актерской карьере. Всю жизнь анализировал и спектакли, и роли немного с другой стороны, задавался вопросом: «А как бы я поставил спектакль, как бы сыграл чужую роль?» У меня была потребность в этом разобраться, что и сделало переход от актерства к режиссерству естественным.
Есть такая поговорка: «Всему свое время». Пробовать себя в этом ремесле я начал в рамках мастерской «Ангел Копуста», которой руковожу. Работал над литературными текстами в соавторстве со многими людьми, не позиционируя себя как режиссер. Но наступил момент, который очень органично и закономерно вывел меня на режиссерскую дорогу. Я поступил в театральный, начал учиться и думать над профессией. Стал общаться с режиссерами. Например, два месяца довелось наблюдать за тем, как Антонио Лателла ставит спектакль «Пер Гюнт». Благодаря этому приобрел немало знаний и опыта. Многое получил и от работы с режиссером Тимофеем Кулябиным, который дает намного больше, чем представление о роли. Постепенно, изучая то, какие приемы используют режиссеры, на чем акцентируют внимание, все обрело несколько иной смысл, и профессия стала осязаемой и понятной.
— В «Красном факеле» вы поставили три спектакля: «Всё о женщинах», «Всё о мужчинах» и детский — «Три Ивана». Почему для своей дипломной работы выбрали сцену театра «На левом берегу»?
— Во-первых, так сложились обстоятельства. Во-вторых, для меня важно поставить спектакль в другом театре. В «Красном факеле» я служу уже более 20 лет. И с одной стороны, работать там легко — знаю всех актеров, знаю, какие они люди, каков их актерский диапазон. А с другой — сложно, потому что у коллег должно сложиться отношение ко мне как к режиссеру. Психологически это очень важный момент — во мне должны увидеть лидера. В этом отношении родной театр позволил мне получить определенные навыки, но все же это был не совсем полный опыт работы режиссера. Сейчас мне было важно поработать с актерами, которые не знают меня, которых не знаю я. Важно понять, насколько они могут доверять тебе, насколько легко нам взаимодействовать.
Для меня это очередная ступенька. Можно сказать, что благодаря театру «На левом берегу» я ощутил, что двигаюсь в правильном направлении, что понимаю, как должен строиться спектакль, и с профессиональной, и с технической точки зрения, что ставлю верные задачи, что есть контакт с актерами. Это моя по-настоящему дипломная работа, которой я завершаю студенческую историю. А потом, с новыми знаниями, с дипломом в кармане, займусь новой постановкой — спектаклем на большой сцене «Красного факела». Надеюсь, что потом будут и другие театры. Но сейчас я занят работой с очень непростым и очень важным материалом.
— Почему вы выбрали произведение именно Вампилова?
— Эту пьесу мне предложили в театре «На левом берегу». Вампилов действительно непростой автор, и, чтобы начать работать с ним, нужно набраться мужества. Поэтому сначала я оценил все за и против и в итоге дал согласие.
Уже в процессе работы мое мнение об авторе очень изменилось. Я открыл для себя тонкую натуру. Вампилов абсолютно искренен перед читателями и зрителями. На бумагу он переложил свои истинные переживания и чувства, в которых он настолько правдив, что становится беззащитным. Я ощутил, насколько это ценно. Когда страшное медиапространство, как гипноз, как вихрь, перенаправляет твои мысли, когда все вокруг разрушается, вдруг начинаешь слышать эту речь, этот простой человеческий разговор — и ощущаешь истинную энергию и остроту переживаний, которые испытывал Вампилов. Я считаю, что произведение «Прощание в июне» в чем-то биографическое. Автор с его помощью транслирует свои отношения с отцом, матерью, государством, миром, природой, Богом, в конце концов. Это концентрация самых что ни на есть человеческих острых чувств, переживаний, которые наполняли Вампилова в момент написания этого произведения. И его чистые, искренние мысли делают эту прозу настолько ценной.
Я увлекаюсь сложными текстами, например, Введенского, Хармса. Многие вещи постигал через фонетику и ритмы, философские и религиозные вещи. У Вампилова же странное ощущение слова, странное ощущение проблематики, которая сейчас кажется наивной и даже надуманной. Но именно благодаря этой простоте ты и открываешь вампиловский стиль — стиль, который принадлежит только ему.
Сергей Владимирович Грановесов любит рассказывать, как однажды у Вульфа спросили, кого он считает лучшими современными драматургами. Виталий Яковлевич ответил: «Их всего два — Чехов и Вампилов».
Есть ряд людей, которые перевернули страницу в отечественной драматургии. Но великих среди них двое — это Чехов и Вампилов. Антон Павлович известен больше. Но даже в популярности есть цикличность: интерес то гаснет, то возрастает. Думаю, к Вампилову он сейчас как раз возрастает.
«У актера должно быть ощущение, что это он сочинил спектакль»
— О вас, как об актере, пишут, что вы драматический или даже трагический. А режиссер вы какой?
— Пока не знаю. У меня еще слишком мало опыта, нет своего стиля, почерка. Сейчас я занимаюсь диаметрально разными вещами. Например, работаю в «Ангеле Копусте» с текстами Введенского и Липавского. Кстати, 16 марта у меня состоится еще одна премьера — «Разговоры», по текстам вышеупомянутых авторов. Вместе с тем, долгие годы вгрызаясь в такую сложную материю, стремясь отыскать или даже изобрести нетрадиционный для театра язык, я берусь за проекты, нацеленные на широкую публику — то есть за театр, который больше призван развлекать, чем погружать или воздействовать. Используя и смешивая все это, пытаюсь найти именно ту режиссерскую палитру, использовать которую смогу в разных проектах. Когда это удастся, надеюсь, и получится режиссер Константин Колесник. А пока только смешиваю краски и ищу свой почерк. Мне это доставляет огромное удовольствие. Надеюсь, что и артистам, и зрителям тоже.
— Сегодня во время репетиции я заметила, что вы не всем довольны, но при этом были предельно тактичны и очень сдержанны…
— Повторюсь: я слишком люблю актеров. Но при этом меня сложно обмануть — все уловки, которые только возможны, я уже использовал сам. Конечно, некую твердость надо и приходится проявлять. Но ни в коей мере нельзя обижать актеров. Нужно заражать, чтобы они испытывали радость от репетиций, а впоследствии перенесли это чувство и на спектакль. Важно, чтобы актер чувствовал свою причастность к созданию постановки, тогда она станет любимой. Мой педагог Сергей Николаевич Афанасьев говорит так: «У актера должно быть ощущение, что это он сочинил спектакль, а никак не режиссер». Это самое лучшее, что может быть. Тогда актер не бросит постановку, потому что будет считать ее своей.
Вообще, к театру я отношусь, как к музыке — считаю, что должен быть ансамбль: и в актерском составе, и в постановочной группе все должно звучать согласно партитуре.
— Премьера уже через несколько дней. А у меня сложилось такое впечатление, что работа над образами еще продолжается…
— У меня такая манера — заострять внимание на деталях, напоминать, как нужно работать над ролью. Я очень придирчив, заставляю много раз повторять одно и то же, муштруя и тем самым приоткрывая дверцу для самостоятельных размышлений. Призываю работать дома, говорю о том, что после репетиций процесс не заканчивается. Надо обязательно читать, размышлять, думать, не отпускать. Только тогда все получится. Для этого я даже готов останавливать время. Чтобы понять — всегда надо останавливаться. Когда тебя захлестывает и ты не видишь, куда бежать, можно потерять много важных вещей. Поэтому надо остановиться и сосредоточиться.
— Чего ждете от спектакля? Как думаете, поймет зритель то, что вы хотели донести? Примет ли зритель, привыкший к экшену, новым прочтениям классики, такого чистого и беззащитного в своей честности Вампилова?
— Надеюсь, да. Думаю, в спектакле зрители увидят массу вещей, которые заставят улыбнуться. Ткань этой постановки насыщена простыми, но очень чувственными вещами, которые затрагивают и держат в сладком напряжении, заставляя ностальгировать, вспоминать о детстве.
Вампиловский язык не раздражает, не учит. Это простая история, в которой скрыты переживания на уровне шекспировских страстей и которые касаются каждого из нас. Потому что Вампилов говорит о проблеме выбора — в любви, в жизни. И, пропуская через себя проблематику простого молодого человека, зритель сможет разобраться, какой выбор сделал он сам, по какой дороге движется сейчас. Думаю, раздражать в спектакле ничего не должно. Надеюсь, постановка будет возбуждать в зрителе приятные чувства.
Культура — это биологическое понятие
— Планируете ли представить спектакль на Вампиловском фестивале?
— Вообще, фестивальная жизнь потихоньку налаживается. Например, в марте везу спектакль «Всё о женщинах» в Сербию. Что же касается Вампиловского фестиваля, надеюсь, мы туда попадем. Для актера, режиссера, художника важно, чтобы спектакль встречался с разными зрителями, и профессиональными в том числе. Хорошая оценка придает сил и продлевает жизнь постановки, ведь актеры чувствуют свою нужность.
— Несколько лет назад в одном из интервью вы задавались вопросами: как добиться того, чтобы то, что ты делаешь десятилетиями, удавалось сделать за более короткий срок, дабы оставалось время познавать еще больше и больше уже с новым опытом? как сделать так, чтобы жилось легко и внутренне свободно? На тот момент вы не смогли ответить на них. А сейчас?
— Мы не всегда властны над какими-то вещами. Но можем сделать так, чтобы не мы, но другие имели эту возможность. Например, не десятилетиями двигаться к своей цели, а намного быстрее. У меня есть ответы на эти вопросы, но из области, скорее, политики, а не театра.
Есть примеры, когда общество строится так, что у его членов есть социальные лифты, возможность быстро найти себя, если что-то не нравится — изменить свою жизнь. Нужно, чтобы в целях, которые ставишь перед собой, было заключено желание изменить мир — гармонизировать, помочь людям найти себя, свое предназначение, смысл жизни. Хорошую возможность для этого дает в том числе и театр. Сюда приходят люди, которые хотят творить. С театром начинают взаимодействовать те, кто любит размышлять, анализировать, разбираться в гораздо более тонких вещах, чем потребление чего-либо.
Но театр — это небольшая часть органа, который называется культурой. На мой взгляд, культура — это биологическое понятие. Это та среда, которая питает зернышко, дает ему жизненные силы и позволяет прорасти, распуститься, дать плоды и заронить в культурную почву еще больше зерен — еще больше талантливых и думающих людей. И в дальнейшем рождать все больше прекрасных, духовных плодов.
На эти вопросы я отвечал несколько лет назад, продолжаю отвечать и сейчас. И в процессе размышления возникают возможности что-то изменить. Хотя бы на уровне формулирования тех вещей, которые могут помочь сделать реальные шаги, превратиться во благо.
Все то, что мы делаем, должно приносить благо. Надо стараться вопреки всему двигаться к своей цели и не пытаться бороться с тем, что победить невозможно. Настанет время — и иссякнут силы у той энергии, которая противодействует всему, что направлено на созидание.
Заказать билеты на премьеру "Прощание в июне" можно на сайте театра "На левом берегу"
Автор: Татьяна БУШМАКИНА