Специально для читателей журнала «Мираман» театр организовал увлекательную экскурсию.
От частной собственности до захвата белыми
Здание, в котором уже много лет живет театр «Красный факел», в этом году отпраздновало 100-летие.
— В апреле мы открыли большую фотовыставку, посвященную этому событию, — рассказала Ксения Гусева, заместитель директора по рекламе и маркетингу театра «Красный факел». — В нее вошли уникальные снимки, которые удалось отыскать в архивах Краеведческого музея и Архитектурной академии. Некоторые из них, кстати, нигде никогда не были опубликованы.
Но было ли здание открыто в апреле или распахнуло двери в каком-то другом месяце — неизвестно. Точную дату найти не удалось.
— Думаю, во многом это связано с тем, что изначально здание было частной собственностью, — поясняет Ксения. — Особняк построили на деньги купцов, крупных коммерсантов, и в нем располагалось Купеческое собрание. Или, как его еще называли, Коммерческий клуб.
В скором времени это здание стало востребованной зимней концертной площадкой, где выступали гастролеры. Бывали здесь и Миланская опера, и многие театральные звезды того времени. В 1917 году здание экспроприировали и обустроили здесь Реввоенсовет — штаб новой власти.
— Потом зданию пришлось пережить настоящий военный штурм — здесь стреляли, кололи штыками, и такой исторической страницы нет ни у одного другого здания в нашем городе. А случилось это, когда в город вошли белочехи, которые подчинялись ставке Колчака, находившейся неподалеку — в Омске, — рассказывает наш экскурсовод. — Члены Реввоенсовета были захвачены в здании будущего театра и впоследствии расстреляны — в совершенно другом месте, однако шлейф той истории все еще сохраняется в виде легенд о том, что происходило в наших подвалах. В общем, когда лихолетье закончилось, оказалось, что здание разорено и разрушено. Даже был составлен подробный документ, в котором значится, что все плафоны — разбиты, все ручки и краны — свернуты, а электропроводка — сорвана «для нужд революции»… Со временем здание восстановили, и в нем поселился Дворец революции с библиотекой и множеством кружков. Потом сюда стали пускать и театры.
В Новосибирск через стройки Кузбасса
Первым приехал переведенный из опального Омска театр Сибгосопера. Здесь он работал почти 10 лет, ставя балеты и оперы. А в 1932 году в Новосибирск официально перебрался театр «Красный факел».
— Вообще, труппа «Красного факела» была создана в 1920 году в Одессе. 11 лет театр просуществовал как передвижной, не имея своей собственной площадки, однако коллектив при этом был весьма сплоченный, — продолжает Ксения Гусева. — Один из сезонов в Ленинграде был для театра триумфальным, и труппе пообещали «прописку» в Северной столице.
Но потом пришло распоряжение, в котором говорилось: «Чтобы стать ленинградским театром, нужно год отработать на стройках Кузбасса». Актеры поехали. А в конце года пришло еще одно распоряжение — актеры едут не в Ленинград, а в Новосибирск! Часть труппы ехать отказалась, часть — перебралась в наш город.
— Так в Новосибирске и появился театр «Красный факел» — изначально сугубо авторский, эстетский, модерновый и никак не связанный своим названием с революцией, — уверяет наш экскурсовод. — В Одессе труппа играла в небольшом подвале. В репертуаре был сложный декаданс: Оскар Уайльд, Морис Метерлинк, Зинаида Гиппиус. Публика на постановки собиралась богемная. И для них театр «Красный факел» ассоциировался с прорывом к новому искусству, с романтизмом.
Только в 30-е годы красный факел стал восприниматься как символ революции. И именно это спасло театр от переименования: никто просто не решился это сделать. Так в советские времена «Красный факел» стал единственным театром с именем собственным в названии. Следующий — «Современник» — появился только в 1960-е годы.
Проникнувшись историей, мы отправились на экскурсию по коммерческому клубу, театру с самым революционным и одновременно — нереволюционным названием…
«Наша театральная бабушка»
В холле на втором этаже, наверное, каждый, кто бывал в театре, видел этот портрет. В «Красном факеле» даму, изображенную на нем, ласково называют «наша театральная бабушка».
— В 1930-е годы сложные пути привели в Новосибирск Веру Павловну Редлих — выдающегося режиссера, — рассказывает Ксения. — Ей удалось собрать и сплотить сильный коллектив и добиться того, что театр в стране стали негласно называть сибирским МХАТом. Многие выпускники московских вузов в те годы буквально стояли в очереди, чтобы попасть в ее труппу.
Выдающийся режиссер Вера Павловна Редлих.
Слой за слоем...
В 2006–2008 годах театр реконструировали. Перед архитектором стояла непростая задача — вернуть зданию исходный вид. Эскизов внутреннего оформления не сохранилось, какие цвета использовались в интерьере, было неизвестно. Поэтому специалистам приходилось буквально слой за слоем снимать краску, чтобы добраться до того самого — первого.
Кстати, расположение многих помещений тоже удалось сохранить. Например, нынешний буфет находится на месте ресторана, гардероб — там же, где располагался столетие назад. А вот вместо уборных изначально были винные погреба.
С чего начинается работа с декорациями?
Прежде чем приступить к изготовлению декораций, в театре делают вот такой миниатюрный макет — на нем изображается все до мелочей. Затем его масштабируют до нужного размера. Этот, например, для постановки «Не такой уж и пустяк».
А это уже настоящие декорации! После спектакля их специально не убрали, чтобы мы смогли проникнуться атмосферой спектакля изнутри. Ощущения, надо сказать, непередаваемые. Будто заглянули в гости к главной героине постановки «Не такой уж и пустяк».
— Маленький английский городок, в котором живет 40-летняя незамужняя женщина. Как у любого человека, у нее есть свои скелеты в шкафу — прошлые романы, — рассказывает Ксения. — Брат знакомит ее с очень странным мужчиной, с которым, по его мнению, она сможет связать свою судьбу. Что из этого выйдет? Приходите на спектакль — и узнаете!
... Я полагаю, что все это следует шить...
Работа над костюмами начинается с таких вот живописных авторских эскизов. Если спектакль исторический, то сначала специалисты детально изучают эпоху, особенности кроя, ищут похожие материалы. Особенно это важно для постановок, которые идут на малой сцене и у зрителя есть возможность разглядеть костюмы.
— Если же речь идет о большой сцене, то никакая ювелирная отделка, точное воссоздание тканей не требуется — зритель все равно ее не увидит, — поясняет Ксения. — Иногда лучше использовать несколько крупных элементов, которые, к слову сказать, вблизи могут смотреться весьма странно.
Кроме этого, костюмерам важно учитывать и то, что в этой одежде будет делать актер: ходить, сидеть или кувыркаться… Для каждой задачи — свой крой.
Три этажа сцены
Большая сцена — место удивительное. Ее высота составляет около 15 метров! А зритель видит лишь ее небольшую часть — средний этаж.
— Гигантский верхний этаж сцены скрыт от наших глаз. Туда поднимаются осветительные приборы, декорации, а иногда даже актеры! — рассказывает Ксения. — Например, в спектакле «Смертельный номер» Константин Колесник взмывал под самый потолок сцены, так называемые колосники. Для зрителей создавалась иллюзия, что клоун взбирается по трапеции, потом несколько секунд темноты — и он падает… На самом деле в этот момент рабочие сцены вручную вздергивали его на страховочном тросе вверх. А потом специальным багром затягивали на рабочий мостик. В конце спектакля Косте приходилось еще раз проделывать этот путь — но в обратную сторону.
Осторожно, сцена!
Сцена, как уверяет наш экскурсовод, — это зона повышенной опасности. И случаев, когда ради успешной постановки актеры готовы идти на риск, тоже хватает.
— Знаменитая постановка «Макбет» начиналась с того, что сверху падали множество кинжалов и вонзались в сцену. Но во время одного из спектаклей автоматика не сработала — кинжалы не выпали, — вспоминает Ксения. — Однако актеры, находящиеся на сцене, приняли решение спектакль не останавливать, продолжили играть. Хотя высоко над их головами оставались кинжалы, которые могли упасть в любой момент…
Быстро, надежно, бесшумно...
Вообще, случай во время спектакля "Макбет" - исключительный. За безопасность тех, кто находится на сцене, постоянно отвечают монтировщики декораций.
— Очень непростая работа у этих людей: в день спектакля они приходят первыми и уходят последними, — рассказывает наш экскурсовод. — Они отвечают за то, чтобы декорации своевременно и, что немаловажно, бесшумно сменяли друг друга, чтобы все было надежно закреплено.
Стена славы
В театре есть своя стена славы — с зеркалами, веселыми подписями и отпечатками рук всех актеров. Свой след в истории театра оставили даже дети актеров, которые проводят свое детство за кулисами.
Свое зеркало есть и у местной кошки Маши. Живет она здесь уже больше 10 лет.
— Вообще, кошки всегда жили в театрах всего мира. Раньше они «охраняли» декорации, которые в основном были выполнены с помощью масляных красок и были желанным лакомством для мышей, — поясняет Ксения. — Сейчас таких декораций мало, но у кошек в театре все равно есть дела. Правда, несмотря на солидный стаж, на сцену Маша ни разу не выходила — знает правила.
Текст: Татьяна Бушмакина.
фото: Игорь Мазутский.