Журнал
поделиться

Кукольный да Винчи

#Архив 2014-2020 годы
Кукольный да Винчи

Томский театр «2 + Ку» — место уникальное. Это волшебная изба-сруб, под крышей которой удивительные куклы рассказывают свои добрые притчи. Как возникла идея создать такой театр? Что помогает его актерам, сделанным из корня кедра, оживать? Об этом и не только рассказал основатель театра, кукольник-изобретатель Владимир Захаров.

…Вдоль лестницы тянутся почти необработанные ветви-перила, на массивных дверях — ручки из сучков. Рядом со сценой — камин, в котором потрескивают дровишки, а вокруг — куклы.

Еще до начала действа до кончиков пальцев пропитываешься ожиданием сказки. А уж дети и вовсе отказываются верить, что куклы неживые. Ведь они разговаривают со зрителями и между собой, бросают в пространство философские фразы, рассуждают о жизни, объявляют о начале спектакля, журят опаздывающих и тихонечко советуют им поскорее занять места…

С завода — в театр                                                        

Кукольный да Винчи

— Владимир, как появилась ваша самая первая кукла?

— Когда я учился в четвертом классе, в руки мне попалась книжка про перчаточный театр. Вместе с сестрой мы загорелись идеей создать свой собственный! Начали что-то лепить, резать, строить. В результате сделали наших первых кукол с тряпичным телом и деревянной головой. Потом об этом узнали в школе, и на одном из конкурсов-смотров учителя попросили нас показать сценки-миниатюры. Мы смастерили ширму и начали делать мини-спектакли. Потом на время пришлось расстаться с куклами. После школы я поступил в Томский политехнический институт на факультет кибернетики. Окончил его.

Работал регулировщиком радиоаппаратуры на одном заводе, затем слесарем-механиком по сборке особо точных приборов — на другом. Там был организован сектор роботов, куда я и попал, получив должность конструктора-механика робототехники. Кстати, эти знания пригодились для создания самодвижущихся кукол.

Потом случайно познакомился с режиссером Томского театра кукол. У нас появились совместные проекты. И в один прекрасный день он предложил мне должность автоматизатора. Я ушел с завода и остался в театре на пять лет: помогал делать персонажей для спектаклей, там же изобрел свою куклу на запястье. А потом пришлось уйти.

— И создали свой собственный деревянный театр?

Кукольный да Винчи

— Не сразу. Сначала арендовал помещение при театре, в котором раньше работал. Там мы с женой жили, там же я делал кукол, там же проводили свои первые творческие встречи, на которых показывали спектакли. Посмотреть наши постановки приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Однажды даже был режиссер из Англии. Так и родился мой театр.

Потом помещение это пришлось освободить. Мы скитались по съемным квартирам и показывали спектакли в школах, детских садах и на других городских площадках. И только после всех этих переездов я решил построить дом — деревянный театр. Справился за год. А было это, кстати, уже 10 лет назад.

— Дом очень уютный, в нем столько деталей ручной работы… Вы учились плотническому делу?

— Нет, как-то само пришло. Первый дом я построил в 10 лет, когда отец разрешил что-нибудь смастерить из привезенных досок. Строение получилось с меня ростом, но там уместились веранда и чердак.

Потом, в молодости, появился второй, уже настоящий дом. Его я возвел в сказочном месте — в кедраче, на островке среди болота. Сплошная романтика... Там мы собирались с друзьями, играли на гитаре, проводили творческие вечера. Мир, который я там сотворил, оказался интересен многим людям. Так я понял, что умею создавать говорящее пространство, в котором людям хорошо и где у них появляется много положительных эмоций.

Кукольный да Винчи

— Основной материал в доме-театре — кедр. Да и куклы вы исключительно из этой древесины вырезаете. Почему?

— Есть у кедра такое свойство — впитывать положительную энергию. Она словно скапливается под крышей театра, а потом благодатным дождиком обрушивается на зрителей. Приходили ко мне недавно йоги и удивлялись здешним энергиям. На что я им сказал: «Ребята, так вы же сами ее тут и оставляете!»

Кукол я, кстати, не сразу стал делать из этого волшебного материала. Много всего перепробовал: пытался мастерить из осины, пихты, лиственницы, черемухи… Потом случайно мне в руки попал корень кедра, и я заметил, сколько у него замечательных свойств. Цвет красивый, текстура древесины не явно выражена, нож входит как в масло, а запах вокруг стоит невероятный!

Кукольный да Винчи

Устройство для подъема занавеса в театре — весьма говорливый персонаж — Коля Шторкин. А уникальные самодвижущиеся декорации появились благодаря специально созданным компьютерным программам. Недаром их «папа» по профессии робототехник.

«Меня называют Папа Джепетто»

— Как создается кукла: сначала придумываете образ или сразу вырезаете, импровизируете?

— Сделать куклу — сложная задача. Нужно найти образ, который был бы трогательным, смешным, интересным, живым. Для этого я использую два разных, но одинаково интересных способа.

Первый: леплю модель из пластилина. В этом случае не нужно отвечать за результат — в любой момент можно все исправить. Важно поймать образ, а потом повторить его в дереве, не упустив то, что нашел. Второй: режу сразу. Здесь уже ответственен за каждое движение резца. Это уже другой эффект.

Для спектакля «Жан из стручка» я придумал персонажа — Некто. Это эфемерное существо, поэт, живет на дереве, и никто не знает, кто он такой и как выглядит. Как сделать?

В это время у меня работал художник, который других персонажей нарисовал без проблем. Он придумал отличную идею тела: квадратная тряпочка, на каждой стороне которой крепится по руке, а в середине — голова. Вот с ней-то и была вся сложность. Нарисовал целых 30 эскизов — и все не то! Тогда я взял кусок корня и, доверившись дереву, начал резать. Так родился образ, который все приняли. Так что это всегда разными путями приходит.

— И все же — одного образа недостаточно для того, чтобы кукла ожила. В чем секрет ваших творений?

— Во многом — в уникальности самой конструкции. Благодаря ей куклы легко переигрывает актера. Как-то декан кукольного отделения Ярославского института сказал мне: «Кукла никогда этого не сделает». Мои — запросто.

Секрет в том, что туловище персонажа крепится на кисти актера с помощью специального устройства так, что едва заметные движения руки очень точно передают любые эмоции. Еще одно изобретение, оживляющее персонажей, — глаза с поворотным веком. Оно позволяет показать все, что кукла чувствует, — от изумления до озарения.

А знаете, благодаря кому ко мне ученики со всей России приезжают? Благодаря Зайцу! Однажды я сделал с ним клип, где он репетирует «Гамлета» и спрашивает себя: «Быть или не быть?» Когда монтировал этот трехминутный ролик, отрезал всего два кусочка видео: где надеваю на руку куклу и где снимаю ее и выключаю камеру. Но даже когда сам смотрю, не верю, что это театральная кукла.

Кукольный да Винчи

Куклы Владимира Захарова живут не только в избушке. Их можно встретить в разных городах России. А еще в Италии, Франции, Литве, Японии и Германии

— И вы так просто рассказываете о своих уникальных технологиях…

— Обычно на фестивалях запрещают снимать фото, видео. А я, наоборот, позволяю все это делать. Поляки мне как-то сказали: «Теперь понятно, почему разрешаете. Потому что не повторить». Хотя они не правы, куклу на запястье по фотографии, которая у меня на сайте, сумел сделать один талантливый студент из Петербурга.

— Вы объехали с мастер-классами множество стран. Как принимают ваших кукол за границей?

— В Италии меня называют Папа Джепетто, а когда смотрят на моих механических персонажей, то величают кукольным Леонардо. Проводил мастер-классы от Новой Зеландии до Чили, некоторые из учеников даже продолжили мое дело. Польша, Германия, Чехия и Франция — очень сильные страны в плане талантливых кукольников.

В России это дело тоже неплохо развито. Видите, ребята в мастерской работают? Организовал первый общероссийский мастер-класс, и ко мне приехали ученики из Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы, Петербурга, Хабаровска. Я бесплатно учу их тому, что умею.

«Хочу построить дом-театр для учеников»

— Как появляются сюжеты ваших спектаклей?

Кукольный да Винчи

— Сюжеты, как и куклы, приходят разными путями. Например, летел я на самолете на фестиваль в Питер. Пока был в небе, в голове стали возникать слова. Я тут же написал «рыбу» спектакля и начал обдумывать первую сцену. Вернулся в Томск с готовой пьесой «Как найти солнце», которая сейчас считается моим лучшим спектаклем. Сейчас работаю над «Соло для Медвежонка». Сидел как-то в бане, и вдруг подумал: а что у меня Медвежонок сольный спектакль не играл? У Зайца — есть, у Ежика — есть, а у Медвежонка — нет. Сделали и ему. Декорации почти готовы, музыка подобрана, осталось только текст выучить.

— Над какими еще проектами сейчас работаете?

— Сейчас с московской актрисой и режиссером Натальей Принцовой ставим спектакль по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает». Для этой работы делаю для нее и для себя куклу-портрет. Появимся на сцене вместе со своими уменьшенными копиями. Наши взаимоотношения при этом будут очень сложными. Что-то между собой смогут решить только наши куклы, что-то мы — актеры.

Кстати, несколько кукол-автопортретов я уже сделал. Одна — в частном доме в Красноярске — попросили однажды сделать дедушку, похожего на меня. Получился Папа Карло с Буратино. Другая стоит в областном Театре кукол в Рязани — это моя «голова», объясняющая устройство конструкции на запястье.

— Чем еще планируете удивить зрителя?

— Хочу доделать третью историю про Жана — «Жан из подземелья». Еще работаю над большим спектаклем с условным названием «Былое и думы». Туда войдут кусочки из разных моих работ. Хочу собрать в одно полотно то, что творится и творилось в моей голове.

Кроме этого, сейчас вдохновляю учеников стройкой: создаем террасу, на которой будем проводить разные мероприятия и где можно будет бесплатно перекусить. А еще хочу построить дом-театр для своих учеников, чтобы они могли в нем жить и, приезжая ко мне поучиться, ставить свои спектакли.

— После спектаклей многие зрители хотят пообщаться с вами лично, поделиться впечатлениями. Есть отзывы, которые вам особенно запомнились?

— Недавно девчонка лет семи спросила: «А кто этих кукол делает?» Отвечаю, мол, я. А она мне: «Вы такой талантливый!» Или — приезжали мальчишки из Прокопьевска лет по 14, после спектакля жали мне руку. Говорят:«Молодец, мужик!» Значит, зацепил.)) А как-то пришла женщина и рассказала: «Раньше я приходила на ваши спектакли с мамой, и для меня вернуться сюда — будто с ней побыть…» Мне приятно, что куклы удивляют и помогают.

текст: Марина Чайка. 
фото: Юлия Новикова. 

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно