Журнал
поделиться

Лев Эренбург: «Уход из профессии для меня будет штукой летальной»

#Архив 2014-2020 годы
Лев Эренбург: «Уход из профессии для меня будет штукой летальной»

Режиссер и художественный руководитель «Небольшого драматического театра» (Санкт-Петербург) провел для актеров новосибирского театра «Старый дом» мастер-класс, а после рассказал о том, почему предпочитает ставить классику, за что не любит Достоевского и где гоняет на своем байке.

«У Чехова всё правда. Страшная, но правда»

Лев Эренбург — Лев Борисович, это ведь не первая ваша встреча с театром «Старый дом»?

— Я учился в Новосибирском театральном училище на курсе Владимира Чернядева. Он был художественным руководителем Областного театра драмы (ныне театр «Старый дом» — прим. авт.), поэтому здесь я бывал часто. Помню здание — изнутри оно мне казалось тесным, странным. Но знакомство с театром всерьез состоялось сейчас.

— И как впечатление? Как работалось с артистами?

— Мне с любыми честными артистами хорошо работается — теми, которые хотят и тратятся. Эти хотят. Они трогательные, профессионально не развращенные, искренние. В наш век тотального и поощряемого сверху вранья это дорогого стоит.

— Так, может, после мастер-класса у нас что-нибудь и поставите…

— У меня всё расписано на годы вперед. И так пришлось отказаться от двух постановок в серьезных театрах, потому что сейчас я чувствую себя обязанным отдать всё, что могу, студентам и своей труппе. За два года мне надо выпустить два дипломных спектакля — «Вишневый сад» и «Братья Карамазовы», и один в труппе своего «Небольшого драматического театра» — «Король Лир». Четыре постановки я просто не потяну. Четыре спектакля — это крови не меряно, кровищи…

— Поэтому мастер-класс в театре «Старый дом» изначально был посвящен «Вишневому саду»?

— Главный режиссер театра предложила сузить тему, я сузил. Но с удовольствием посмотрел все, что артисты захотели мне показать. Предложил им: несите Набокова, Достоевского, которого я не люблю…

Лев Эренбург — Достоевского не любите, а «Братьев Карамазовых» ставите…

— Потому что решения возникли интересные. Студенты тащат его с нежностью, заводишься на их посыл. Я говорю, что не люблю Достоевского не потому, что Достоевский плохой. Федор Михайлович пишет искренне и талантливо. Но у Достоевского, как сказал кто-то из народников, и я с этим согласен, — в междверном пространстве столько ужасов напихано, а всё неправда. Причем, когда пишет ситуацию, — правда. И более того — очень талантливая.

Я помню, как мой учитель Георгий Александрович Товстоногов усаживал нас — студентов, дочитывал до определенного места или ситуации и спрашивал: «А что дальше»? Мы делились мыслями, и каждый раз у Достоевского было талантливее. Что же касается идеологии — мура. Приклеенный картонный финал к «Преступлению и наказанию»… Поставил я его в МХТ имени А. П. Чехова, но когда читаю произведение — меня раздирает ярость! Я понимаю, что на идеологию он натягивает сюжет. Больше всего мне близок Чехов. С ним такого не бывает. Там всё правда. Страшная, но правда. И какая-то моя.

«В эстетике постановки надо быть современным»

Лев Эренбург — Вы ставите в основном классику. Среди современной драматургии ничего достойного нет?

— Да может, и есть. Но всё, что заложено у Шекспира, Достоевского, Островского, острее и жестче, чем в современной драматургии. Мой учитель, под современной драматургией, правда, подразумевая волну, в которой были Петрушевская, Садур, говорил, что у них очень длинное ухо и маленькое сердце. Имея в виду, что они хорошо передают сегодняшнюю речь, ритм, но о том, во имя чего свечку зажигать, сказано не так остро.

Я понимаю, что в эстетике постановки надо быть современным, ни в коем случае нельзя становиться музейным и консервативным. А вот в содержательных, сущностных вещах…

На сцене «Небольшого драматического театра» я поставил спектакль «Ю» по пьесе современного драматурга Ольги Мухиной. Но многое переписал. У Ольги получилось лиро-голубое эссе на тему старой Москвы, а мне хотелось подорвать историю 70-х, историю моей юности.

— Зачем брали, если переписывать пришлось?

— Потому что первое условие, по которому беру пьесу — чтобы занята была вся труппа. Ставлю я один, у себя в театре делаю это долго — годика по два, поэтому не могу себе позволить, чтобы кто-то в труппе простаивал. Умею ставить и быстро, но не люблю. Потому что в таком случае работаешь даже если и по эффектной, то все равно схеме. А надо вытолкнуть на процесс, рисуночком же только чуть-чуть помочь. Или спровоцировать на возникновение рисунка, который хочешь. Но, как правило, в таких случаях рисунок меняется в зависимости от того, как ведут себя артисты. Даже если у тебя семь пядей во лбу, у актера в одном большом пальце ноги ума бывает больше, чем у тебя в голове. Он этого не понимает, но если артист хороший, живой, то телом подскажет то, что ты башкой никогда не выдумаешь. И это самая дорогая часть профессии.

Работаешь с большим артистом, говоришь: «Я хочу, чтобы ты сыграл это». Он отвечает: «Хорошо, но так не бывает». Играет, и я понимаю, что он прав. Предлагаю: «Сыграй, как бывает». Смотрю и понимаю, что так бывает, но мне так не надо, потому что хочу, чтобы здесь звучало еще про то и про это. И мы находим, как это сыграть. Если, ставя спектакль по-живому, идешь правильно, тогда то, что ставишь, может несколько раз переворачиваться само собой. И в этом прикол.

То, о чем мы говорим, имеет отношение к искусству. А я все же занимаюсь ремеслом. Но в каких-то фрагментах, надеюсь, то, что делаю, хотя бы чуть-чуть дотягивается до искусства.

«Если вы поймаете меня за писаниной, значит, я выжил из ума»

— Вы ведь жили в Новосибирске, в качестве актера начинали работать здесь. Почему уехали? Тесно стало?

— Тесно. Но не в городе — в профессии. Отработал сезон в ТЮЗе — всех волков и зайцев сыграл. Потом отработал сезон в Читинской драме, куда поехал за своей первой женой — там сыграл черта в ступе, Скопена, шута из «Двенадцатой ночи». А потом другая жизнь началась, более сложная.

— Не думали о том, чтобы книгу написать — рассказать в ней и об актерстве, и о режиссуре, и о педагогике?

Лев Эренбург — Мои студенты тоже задают этот вопрос. Я им говорю: «Если вы поймаете меня за писаниной, это значит, что я выжил из ума»! Что мне писать? Биографию? Жизнь моя интересно прошла — нечего Бога гневить: я многое видел, разное, и могу рассказать об этом в приватной беседе. Но писать… Это же какие амбиции надо иметь? Что я за фигура? Нет, не согласен.

Если хочется что-то почитать, то лучше стихи хорошие, чужие. Я их много знаю. Думаю, часа четыре подряд могу читать Пушкина и Лермонтова, часа два-три — Некрасова и Бродского. Но людям, которых я перечислил, и многим другим, имело смысл писать.

— В самолете что читаете?

— Ничего. У меня это единственное свободное время, и его я посвящаю хорошему кино. Ларс Фон Триер, Педро Альмодовар, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони… А мой самый любимый фильм — «Смерть в Венеции»Лукино Висконти.

Есть режиссеры, которым я поражаюсь. Триеру поражаюсь. Герману поражался. Кстати, мы были знакомы — он был уже взрослым мужчиной, а я пацаном зеленым. В каких-то вещах поражался своему учителю — Георгию Александровичу Товстоногову, Петру Наумовичу Фоменко. Наиболее острое впечатление было связано с Эймунтасом Някрошюсом: он явственно умел то, чего я не умел и уметь не буду. Правда, и наоборот. Он хорошо видел картинку и, с моей точки зрения, хуже работал с артистами. А я, хотя могу быть и не прав, хорошо работаю с артистами, но хуже чувствую зрелище.

«Театр — это мясорубка»

Лев Эренбург — Вы — режиссер и педагог. Не получается ли, что все ваши студенты немного эренбурги?

— Если у тебя есть харизма, обаяние велико, то, естественно, студенты будут подражать. Но тут вопрос в том, насколько они одарены. Конечно, одаренный человек должен начинать проявлять себя как личность и как творческая единичка. И здесь есть парадокс: чем прочнее школа, монументальнее мастер, тем сложнее выскочить из лабиринта, взлететь. На моем курсе это было очень трудно, потому что обаяние Георгия Александровича Товстоногова было велико, и школа была очень жесткой. Но я думаю, что это правильно, потому что те, кому надо было взлететь, взлетели. Нас немного, но есть.

— А вы жесткий педагог?

— Об этом лучше спросить у студентов и актеров. Вообще, я работаю очень мягко. Но знаю, и актеры это чувствуют, что если дойдет до принципиальных вещей, то им костей не собрать. В принципиальных вещах я очень жесток. Причем всегда или почти всегда речь шла не о практическом умении — с этим я был готов работать, а о каботинстве, об амикошонстве. В общем, о тех вещах, которые к театру имеют малое отношение. Например, артистка мне говорит: «Мой персонаж этого не сделает». Я отвечаю: «Душенька, твой персонаж и ты лично в определенных обстоятельствах сделаете всё, вплоть до убийства и т. д. Потому что есть пороги физической боли, нравственного страдания. Не надо кормить меня байками про Зою Космодемьянскую — у всех, у кого нужно было получить признание во время сталинских дел, его получили». И если артистка понимает, то больше никогда так не говорит. А если эту мысль продолжает повторять, то мы прощаемся. Это принципиальная история.

Лев Эренбург — Есть студенты, которые поступают к вам на курс, и уже всё умеют? Самородки.

— Если приходит студент, который считает, что уже всё умеет, то летит, опережая звук собственного визга. Потому что так не бывает. Вы рассказываете историю Моцарта и Сальери. Ведь вопрос там был не в зависти, а в том, что один из них разъял гармонию, как труп, разделил ее на какое-то количество технологий, труда, муштры, тренинга, а второй — поет, как птица.

Когда студенты приносили мне пробу на «Маленькие трагедии», — сейчас они этого не делают, потому что знают, чего это стоит, — я говорил им: «Ребята, какие это рождает ассоциации? Я говорю вам, что надо трудиться день и ночь, а приходит человек, который водку пия и развратничая, выходит на сцену, и у него всё получается. То есть своим фактом появления он отрицает школу». Вот история Моцарта. Но на первом занятии мы со студентами договариваемся, что моцартов тут нет. Так уж получилось, извините.

Я от своих педагогов ни разу не слышал слово «талантливый». Наивысшая похвала, которая возникала у Георгия Александровича, была такой: «Человек на сегодняшний день имеет право заниматься этой профессией». Круче мы не слышали. Я уже был режиссером, номинантом и лауреатом «Золотой Маски», когда ко мне на спектакль «На дне» пришел мой преподаватель Ирина Борисовна Малочевская. Посмотрела первый акт и в антракте задумчиво так сказала: «Левка, а ведь ты талантлив». 20 лет прошло!

— Считаете, похвала не важна?

— Важна. Но она должна быть дозированной — не стимулом, а всего лишь тоненькой подпорочкой для того, чтобы человек не упал. Потому что есть закон, который еще Аркадий Иосифович Кацман декламировал: падающего в театре — подтолкни. Если человек обнаруживает слабость, то ли желание — то ли нежелание, то ему надо помочь определиться.

Я стараюсь, чтобы студенты были подготовлены к театру. Потому что театр — это мясорубка. Это сейчас мне легко, потому что масса большая, умение и профессионализм есть. Но вообще-то удача мне не в форточку залетела. Всю жизнь приходилось стараться быть выше других на четыре головы, потому что идти к верхушке я умел только работой.

— Довольны тем, к чему пришли?

— Своей жизнью доволен, это правда. Мне повезло: никогда в жизни — так звезды сошлись — я не делал того, чего не хотел, с теми, с кем не хотел, в сроки, в которые не хотел.

Я работаю режиссером, потому что ничего другого всерьез делать не хочу и не умею. Лет 15–20 назад я понял, что уход из профессии для меня будет штукой летальной. Мне больше нечем жить, так сложилось. Мне не жить семьей, своим хобби. В юности я считал себя лихим казаком. В 38 лет на 180 градусов отвернулся от театра — начал работать в ленинградском такси. Но вдруг поймал себя на том, что начинаю физически самоуничтожаться — влип в две истории, которые чуть не закончились печально. Я вообще был буйным. Знаете, как у Высоцкого:
Настоящих буйных мало —
Вот и нету вожаков.

— А вот транспорт выбрали для себя очень даже буйный…

— Да, Suzuki. За две с половиной секунды он разгоняется до 100 километров. А если уметь, то еще быстрее.

Лев Эренбург — Хулиганите?

— Да сейчас уже не очень. В Санкт-Петербурге есть кольцевая, там я разгонялся до 230 километров в час. Suzuki рассчитан на такую скорость, максимальная у него — около 300, поэтому, если ехать в наглухо застегнутом шлеме, возникает ощущение ложного комфорта. При этом понимаешь, что окажись сейчас под колесами куча мокрых листьев — всё, хана. Но от скорости я получаю колоссальное удовольствие.

За любовь к мотоциклам я уже отдаленно расплатился. Люблю их с юности. Правда, тогда ездил не на таких «зверях» — были советские, чешские мотоциклы. Лет в 27 я лихо упал. Защиты тогда никакой не было. Разбился так, что кожа на руках полопалась, еще пришлось в бедро поставить титан. Когда ногой еще не владел, страх был, потом прошел.

На мотоцикле надо быть очень свободным и сосредоточенным. В мотоциклетном фольклоре есть такая поговорка: Suzuki ошибок не прощает. Они буйные на низких оборотах. Жена время от времени присылает фото аварий —предостерегает. А я бы так сказал: не худшая смерть, если на большой скорости. Летом мотоцикл — мое основное средство передвижения. Но сейчас, когда больше и лучше понимаю, насколько хрупка человеческая жизнь, никого не катаю. Езжу один.

Досье


Лев Борисович Эренбург, режиссер, художественный руководитель «Небольшого драматического театра».

Родился в городе Сталинск (Новокузнецк) Кемеровской области.

Окончил школу в Академгородке Новосибирска. После окончания школы поступил в Томский Государственный Университет на филологический факультет, отделение русской филологии, который окончил в 1977 году.

В 1980 году окончил Новосибирское Театральное училище, актерское отделение. Работал актером Новосибирского ТЮЗа, Читинского Театра Драмы.

В 1982 году поступил в ЛГИТМиК на курс Георгия Александровича Товстоногова, отделение — режиссура драмы, окончил с красным дипломом в 1987 году. Продолжил обучение на стажировке у Аркадия Иосифовича Кацмана. Параллельно преподавал у него же на курсе актерское мастерство (1987—1989 гг.).

Имеет четыре образования, в том числе — медицинское (врач-стоматолог).
Сотрудничал с московской «Студией под руководством Евгения Арье» (в дальнейшем — театр «Гешер»); с Финским театром драмы (Петрозаводск, Карелия), где специально для этого театра выпустил актерско-режиссерский курс (1992 год). С 1994 года преподавал в СПбГАТИ (филиал «Интерстудио»), где в 1999 году выпустил курс, на основе которого был создан «Небольшой драматический театр».

Постановки в «Небольшом драматическом театре»:

  • «В Мадрид, в Мадрид!» по мотивам пьесы Х. Х. Алонсо Мильяна «Цианистый калий… с молоком или без?»;
  • «Оркестр» по одноименной пьесе Жана Ануя (2001);
  • «На дне» по одноименной пьесе М. Горького (2004);
  • «Ивановъ» по мотивам пьес А. П. Чехова (2007);
  • «Три сестры» по одноименной пьесе А. П. Чехова (2010), спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска»;
  • «Ю» (2013) по мотивам пьесы О. Мухиной.

Постановки в других театрах:

  • Магнитогорский драмтеатр им. А. С. Пушкина, «Гроза» по пьесе А. Островского, спектакль — лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2008);
  • МХТ им. А. П. Чехова «Васса Железнова» по пьесе М. Горького (2010);
  • МХТ им. А. П. Чехова «Преступление и наказание» по роману Ф. Достоевского(2012);
  • Театр им. Маяковского «Бесприданница» по пьесе А. Островского (2014).

Вопросы задавала Татьяна Бушмакина.
Фото: Виктор Дмитриев и из личного архива Льва Эренбурга.
Заглавное фото: с сайта "Небольшого драматического театра".

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно