Журнал
поделиться

Музыкант Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»

#Архив 2014-2020 годы
Музыкант Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»

Пальцы выписывают невероятные узоры на мембране барабана, музыка завораживающая, уши наслаждаются, голова не понимает, как это можно делать! Известный перкуссионист Виктор Гарагуля не только принёс на встречу инструменты и поразил своим мастерством, но и рассказал том, как складывался его музыкальный путь, почему он выбрал ударные и в чём заключается магия ритма.

«Всё началось с уроков ритмики»

Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины» — Виктор, расскажите, как музыка появилась в вашей жизни и как вы пришли к перкуссии?

— Я жил в небольшом северном городке и в школе у нас был предмет «ритмика». Фактически — урок танцев, но назвали его именно так. Мне ритмика очень понравилась. Видимо, с этого всё и началось.

Потом, где-то лет в 17, научился играть на гитаре пару блатных аккордов. А уже в университете — образование, кстати, не музыкальное — сел за ударную установку. Мы играли ритм-н-блюз, Led Zeppelin… Потом переехал в Новосибирск. Попал на прослушивание к Владимиру Толкачёву, руководителю биг-бэнда филармонии. Для меня это был какой-то роковой, очень важный момент — Владимир сказал: «Хорошо, внесу тебя в списки, будешь приходить, заниматься». В биг-бэнд в итоге не сел, — космос свёл с людьми, которые занимались перкуссией, играли арабскую, восточную музыку. Я тогда даже не знал, что это такое.

Мне посчастливилось встретить Галину Ансимову, у которой в Академгородке была школа восточного танца. Она хотела проводить занятия под живую таблу (египетская дарбука). И я начал учиться. Примерно в это же время познакомился с Игорем Тюваевым. Он тогда решил возродить один проект в театре под руководством Сергея Афанасьева, где актрисы пели под джембе (западноафриканский барабан) и пригласил меня на прослушивание. Я пришёл, «постучал», хотя видел эти инструменты впервые. И мы начали работать.

Так постепенно набирал материал, встречался с музыкантами, учился…

Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»

—  По сути, учились всему сами?

— Когда приехал в Новосибирск, поступил в музыкальный колледж на класс оркестровых ударных. Учёба не сложилась, но зато по студенческому билету два года просто ходил туда заниматься…

В основном приходилось изучать технику игры на перкуссии самому, потому что материала было не найти. Иногда в Новосибирск приезжали музыканты, мы знакомились, общались. Но мой путь — это скорее раскрытие мастера в себе. Приходилось прислушиваться к своему телу, к ощущениям. Это и позволило довольно быстро научиться и начать преподавать самому.

— Вы на чём только не играете! У вас большая коллекция музыкальных инструментов? Есть ли среди них любимые?

— Никогда не был коллекционером, почти их не покупаю. Они как-то сами ко мне приходят — кто-то оставляет, когда перестаёт заниматься, кто-то уехал из города и оставил на хранение. Все их не воспринимаю как свои, но свободно ими пользуюсь. Собственных инструментов у меня буквально три. Последний купил год назад. Это кахон – такой ящичек, на котором сидят и играют.

Ещё я купил две калимбы (африканский инструмент) - это такая дощечка с металлическими пластинками. Когда по ним ударяешь, получатся невероятный космический звук!

Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»

Ни разу не пожалел, что их купил, пожалуй, на данный момент калимба – любимый инструмент.

А вообще, когда много занимаешься, появляется ощущение не любимого инструмента, а того, к которому больше всего «заточено» тело. У всех людей, оказывается, по-разному!

Например, кубинская техника игры на конгах – это не совсем моё. Немного занимаюсь и этим, но это не моя специализация. Больше руки ложатся на кахон и рамочные барабаны, восточные инструменты, где больше «украшений» делается не всей ладонью, а пальцами.

«Зомби Кенгуру» и ритм-практики

— Расскажите о своём проекте «Зомби Кенгуру».

— У меня был знакомый, мы вдвоём делали музыкальный проект, а так как тогда оба играли на диджериду (духовой инструмент аборигенов Австралии), - естественным образом придумали «кенгуру». А «зомби» стало неожиданным для нас самих. Я тогда играл мексиканскую музыку, а в их культуре с мощной родовой составляющей очень интересно представлен культ предков. Они, например, почитают изображения скелетов. Так родилось «зомби» (смеётся –прим.авт.).

Ну и как PR-ход такое название привлекает внимание! Мы играли под ним разную этническую музыку на барабанах, диджериду. Потом перестали этим заниматься. А через какое-то время я вспомнил про это замечательное название и решил, что это будет моим большим проектом. Сейчас я делаю сайт, где пишу статьи, выкладываю музыку и видеосоветы для начинающих перкуссионистов. Кроме этого приглашаю музыкантов для каких-то совместных работ.

— А ещё вы проводите ритм-практики.

— Это мой любимый, самый крутой проект. Идея с практиками пришла спонтанно. Года четыре назад, когда я занимался своей Школой «Пробуждение Ритма», тогда возникла мысль сделать мощный интенсив. Я поделился идеей с родителями (они живут на Алтае) и они сказали: «У нас большой дом, приезжай со своими студентами сюда!». И это оказалось просто божественно, создало невероятную атмосферу. Сколько бы мы туда не ездили, ни разу не было так, что ожидания и результат в реальности сравнялось! Как правило, то, что люди получают, зашкаливает в разы.

Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»Если говорить формально —это пятидневный барабанный ритм-интенсив. В группы изначально набирал не больше четырёх человек. Это позволяет заниматься очень плотно. Три раза в день мы играем, поём ритмы по системе коннакол, разбираем, как они строятся у разных народов. Я обязательно даю творческие задания.

«Ритм-практики» — один из тех проектов, о которых немногие знают. Как говорится, «широко известен в узких кругах». Интересно, что на него приезжают люди, разные по возрасту и роду деятельности. И это очень здорово.

«Люди берут барабан, чтобы наладить связь с собой, землёй, космосом…».

— Ритм-практики — это только техника? Есть ли внутренняя философия?

— Философии не избежать, когда ты серьёзно занимаешься ритмом. Когда я говорю фразу: «Друзья, всё, что вам нужно — это слушать», это уже начало философии. Предлагаю свой ракурс, свои соображения того, как я слышу. А я слышу то, что любой ритм рождается из тишины. И первое, чему нужно учить музыкантов в консерваториях, – выслушивать паузу. И тогда всё становится на свои места, люди начинают, не обладая техникой, «раскачивая ритм» с первого занятия играть так, что сердце в землю идёт.

Как это происходит? С чем связано? Подобные вопросы и наталкивают на размышления в определённых категориях.

Кстати, за все время ритм-практик была только одна группа музыкантов, которые воплотили полученные знания в музыке. Остальные 99% – люди, которые не занимаются перкуссией. В своих отзывах ребята пишут, в первую очередь, не про то, что они научились делать, а про то, что стали слушать музыку по-другому, смотреть на многие вещи иначе, в другом, гораздо более свежем ракурсе.

Люди берут в руки барабан не потому, что хотят стать профессиональными музыкантами. Они делают это, чтобы наладить связь с космосом, землей, с собой, адвайтой, – назовите это, как хотите.

Этим пропитана наша жизнь, соответственно, почему бы не взглянуть на такие вещи более пристально. Все хотят быть счастливыми, почему бы не стать счастливым!

Виктор Гарагуля: «Ритм рождается из тишины»

— Музыка помогает в этом?

— Конечно. Это как пить китайский чай. Ты пьешь очень хороший чай, у тебя утончаются ощущения на рецепторах, утончается восприятие. Это то, что пытаются приобрести за многолетнюю работу, учёбу люди в любой отрасли. Чем бы человек ни занимался, он пытается сделать восприятие более тонким, чтобы видеть свой предмет глубже.

Слух — один из важнейших органов восприятия. А ритм – везде. И его резонанс с вибрацией в теле — это такие банальные вещи, о которых раньше я говорил много, и люди реагировали: «О, мастер!». Потом перестал об этом говорить, ведь это для меня так очевидно. Сейчас понял, что не для всех… Это как на концертах. Бывает, где-то ошибся, переживаешь, говоришь потом ребятам: «Я вот здесь смазал немного…». Что обычно отвечают музыканты? «Да ты один это заметил!». Но я-то заметил, мне этого достаточно!

Так и здесь. Для меня какие-то моменты понятны и просты, а для других они не очевидны. Почему бы не предложить им новый ракурс? Кто-то возьмёт, кто-то – нет. Моя кармическая задача, видимо, – что-то сказать людям. А как они будут на это реагировать – это их дело.

Барабаны, конечно, помогают. Сыграть мелодию на гитаре каждый мастак. Мелодический инструмент уже заявляет определённую эмоциональную составляющую. Барабан в этом отношении — универсальная вибрация. Он не несёт яркую эмоциональную составляющую. Каждый выхватывает то, что актуально для него. Это своего рода компромиссный вариант. Как вместо телевизора смотреть интернет, где ты можешь выбирать…

Часто приходят люди и говорят: «Прежде, чем начну заниматься, проверьте, есть ли у меня чувство ритма». Думаю, как так?!

Все сидели у мамы в животе, слушали стук сердца. У всех есть чувство ритма. Просто у кого-то оно зашкаливает, а у кого-то восприятие более грубое.

Но его можно «раскачать». Может, поэтому люди садятся за барабаны. У них интуитивные ощущения,  они знают, как играть… Недавно был забавный случай. Я вёл занятия, учил испанскому стилю игры на кахоне японца, который живёт в Штатах! В очередной раз убедился, что все люди одинаковы. Неправда, что, например, только африканцы чувствуют ритм. Везде есть те, кто с ним дружат, и те, кто – нет. «Не дружат» – не в смысле, что его вовсе нет. Просто не так тонко схватывают.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Юрий Кулаков и личный архив Виктора Гарагули

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно