Новосибирская художница, кстати, проиллюстрировавшая немало текстов «Мирамана», рассказала о том, почему выбрала для себя акварельную живопись, как стала преподавать взрослым и какие «бонусы» получила, став членом Союза художников.
«На алтайском небе нет проводов. Это странно и здорово»
— Наташа, расскажи, как ты начала рисовать.
— С детства. Думаю, у многих художников будет такой ответ. Ходила в художественную школу, потом — в училище, затем поступила в институт искусств, который окончила в прошлом году. Теперь, руководствуясь принципом, что учиться нужно всю жизнь, думаю, куда пойти дальше. Хотя, есть синдром вечного ученика, и здесь тоже нельзя перегнуть палку (смеётся – прим. авт). Поэтому в этом году решила немного отдохнуть.
— В каком жанре тебе больше всего нравится работать, какие материалы использовать?
— На данный момент как художник я уже определилась. Если раньше работала в разных техниках, с разными сюжетами, сейчас преимущественно выбираю акварель. Эта техника не так проста, как кажется. Многие знают её ещё со школьной скамьи и помнят, как трудно с ней работать: всё растекается, то, что задумал, часто не получается. Но меня акварель привлекает именно своей непредсказуемостью. Чтобы получить хороший результат, нужно сделать то, что может далеко не каждый. Чувствуешь себя супергероем, которому по плечу сложные задачи! Люблю это ощущение.
— А что любишь рисовать?
— Сейчас довольно много в моем творчестве занимает тема алтайского пейзажа. Каждое лето, уже девять лет подряд, езжу туда на пленэры. В последние годы даже приглашаю с собой людей-единомышленников. И потом, на основе летнего пленера, весь год полученную информацию перерабатываю и делаю крупные студийные работы. Еще нравится писать портреты. А когда приходит творческое настроение, но идея ещё не появилась, люблю писать легкие позитивные натюрморты.
— Чем же так манит Алтай?
— Я люблю писать небо, закат, облака. На Алтае очень странно и очень здорово не видеть проводов на небе. В этом году, пожалуй, впервые была в довольно диком месте, где нет туристов.
И мне все время казалось, что где-то поблизости играют флейты, хотя никаких музыкальных инструментов рядом не было и в помине. Там такой чистый воздух, что он буквально звенит!
Горный Алтай настолько богат на сюжеты, что исчерпать его в полной мере невозможно.
— У тебя есть собственная любимая работа?
— Примерно каждый месяц у меня появляется новая любимая работа. На данный момент — это акварельный пейзаж Телецкого острова, назвала её «Пристань в Артыбаше». Это солнечные лучи на воде, кораблики, цветные камни, горы…
«В моде — акварельные городские пейзажи и цветы»
— У тебя есть любимые художники, мастера, на которых равняешься?
— Их очень много. Я постоянно смотрю тематические сообщества, всё время вдохновляюсь работами других художников. В плане акварели мне очень нравится творчество Сергея и Марии Курбатовых. Горжусь тем, что живу с ними в одном городе! Прекрасны работы молодых девочек из нашего Союза Веры Брусенко и Ирины Михайленко. Часто заглядываю на странички Павла Пугачёва, Константина Куземы. Вообще у нас много акварелистов, которые известны на весь мир. Хотя в этом плане, конечно, лидирует Восток: Корея, Китай, Япония. У них в крови живопись тушью, а она очень похожа на акварель.
— Как думаешь, почему в России больше в почёте масло?
— Думаю, из-за технических моментов. Считается, что оно долговечнее, его легче хранить, интереснее выглядит даже без оформления. Для акварельных работ, чтобы они органично смотрелись, обязательно нужно паспарту, рама, стекло.
По поводу долговечности я бы поспорила. Сегодня научились делать и краски и бумагу очень хорошего качества. Теперь работы не выцветут так быстро, как это случалось раньше. Технологии не стоят на месте, и живописи это тоже касается.
— В акварельной живописи есть мода?
— Конечно. Сейчас очень популярен городской пейзаж. И цветы – это сюжет на все времена.
Ещё сейчас в моде принты — на одежде, кружках и прочих вещах, открытки. Кстати, недавно я тоже решила напечатать две серии открыток. На сегодняшний день вышел пробный тираж. Мы пока экспериментируем с технологией, пробуем разную бумагу, чтобы получилось максимально похоже на живую акварель.
Одна серия открыток называется «Артыбаш» — это село на Телецком озере, куда я несколько раз ездила на пленэр. В этой серии будут алтайские пейзажи этого года. Вторая серия называется «365». В 2013 году я устроила себе персональный творческий марафон, смысл которого – рисовать на протяжении целого года по картинке каждый день. После того, как год закончился, объявила голосование у себя в социальных сетях. Рисунки, набравшие больше всего лайков, и вошли в серию открыток. Всего их около 30.
«Художником быть непросто»
— Легко ли сегодня пробиться молодому художнику, заявить о себе, стать известным?
— Когда стану известной, тогда и скажу (смеётся – прим. авт). Художником быть вообще непросто. Многие думают: «Ой, я тоже так смогу нарисовать, напишу картину, продам её за большие деньги и буду автографы раздавать!». Но на самом деле — это очень большой труд. Даже если взять те же пленэры. Например, глядя на мою любимую в данный момент работу, можно подумать, что я взяла и намалевала её за полчаса. Потому что она выглядит легко, воздушно, прозрачно. На самом деле, я провела четыре дня под палящим солнцем, сидя на камне озера, вокруг бродили толпы туристов, которые постоянно заглядывали через плечо и хотели со мной сфотографироваться. Любой более-менее известный художник всегда идёт к своей славе очень долго и тяжело.
Что касается собственного продвижения – сейчас неважно, из какого ты города. Можно заявлять о себе в интернете, делать сайт, группу в социальных сетях, общаться в профессиональных сообществах, участвовать во флэшмобах. Стараюсь пользоваться всеми этими возможностями.
Хотя иногда хочется уехать в глушь, не включать компьютер и недели две вообще ни с кем не общаться по интернету. Только с «живыми» людьми и за чашкой чая.
— Недавно ты стала членом Союза художников. Что тебе даёт членство?
— В советское время у членов Союза художников было много разных бонусов. Им давали мастерскую, оплачивали поездки на общемировые мероприятия, приглашали на «творческие дачи». Сейчас членство даёт лишь моральную поддержку. Да я ни на что и не рассчитываю, честно говоря. В нашем творческом союзе очень хорошая компания, можно прийти к кому-то из мэтров, когда есть какой-то вопрос, и получить совет. Ещё один плюс состоит в том, что, когда я ездила в Питер, то по корочке члена Союза художников в некоторые музеи проходила бесплатно.
Конечно, определённый статус это даёт. На тебя начинают смотреть другими глазами. Потому что попасть в Союз могут далеко не все.
— Помимо того, что рисуешь сама, ты учишь этому и других. Наверное, одна из первых открыла в Новосибирске художественную школу для взрослых! Расскажи, как это было.
— Всё началось в 2007-ом году. Я работала в достаточно творческом коллективе дизайнером, среди коллег были журналисты, программисты. И поскольку я постоянно приходила и что-то рисовала, они видели это и просили научить их тоже. В рабочий процесс включить это было сложно, поэтому я собрала небольшую группу. Заниматься они приходили в мою домашнюю мастерскую. А потом составила более-менее серьёзную программу обучения и пошло-поехало. Сначала я работала только со взрослыми, потом пошла в школу искусств и поняла, что и с детьми очень нравится заниматься. В итоге у меня появилась большая мастерская, куда приходили люди от 1,5 лет и… до бесконечности (смеётся – прим. авт). Сейчас из финансовых соображений пришлось её закрыть, но занятия продолжаются в моей домашней мастерской.
— Как думаешь, что движет взрослыми людьми, которые вдруг идут учиться рисовать?
— Думаю, детская мечта! На первом занятии многие говорят: «Всю жизнь я хотел рисовать, но по каким-то причинам не мог пойти в художественную школу»! Причины у всех разные — или родители считали, что это несерьезно, или рядом не было школы. Время прошло, но мечта осталась, она живёт внутри, гложет, жить спокойно не даёт. Так что, можно сказать, рисованием мы решаем психологические проблемы.
— Твоей дочке семь лет. Она рисует? Ты бы хотела, чтобы она пошла по твоему пути?
— Да, она рисует, но делает это специфически. Сейчас я веду группу детей, которые приходят ко мне раз в неделю. Она никогда не выполняет задания, которые мы с ними проходим. Может сделать что-то по мотивам, но в основном сама что-то придумывает. Больше всего любит рисовать что-то типа комиксов, что-то похожее на раскадровки мультфильмов. Может, станет художником-постановщиком или режиссёром!
В любом случае, давить на неё мы не будем. Да и научить её живописи невозможно – она берёт только то, что ей интересно. Если просит совета, конечно, подсказываю. Я бы хотела, чтобы дочь просто была счастлива, делала то, что ей нравится, получила профессию, от которой бы ловила кайф. И желательно, чтобы не сидела в кресле «от звонка до звонка», ожидая конца рабочего дня, а чтобы работа гармонично вписывалась в её жизнь.
«Я ещё на вершине айсберга!»
— Что кроме живописи тебя ещё вдохновляет?
— На данный момент – музыка. Она помогает мне в живописи, а живопись – в музыке. Вот такой вот синтез искусств получается. Сейчас я пою в двух ансамблях: «Молода» — там исполняем достаточно традиционный фольклор, и «Белые крылья» - этот коллектив имеет патриотическую направленность, но он более эстрадный.
И ещё неожиданно для себя начала играть на барабанах. Пока не знаю, как мне это пригодится в жизни, но очень нравится. Хожу, занимаюсь три раза в неделю!
— Как ты всё успеваешь?
— На самом деле, успеваю гораздо меньше, чем хотелось бы. Но мне кажется, чем больше целей себе ставишь, тем больше удаётся сделать.
— …например, регулярно радовать нас своими выставками! Расскажи о той, что состоится в Центре здорового отдыха «Мира».
— Её открытие состоится уже 23 октября в 17.00. Там будут представлены только акварельные работы, без примеси других техник. Я подобрала алтайские работы этого года, которые ещё никто не видел, кроме этого будет несколько картин последних 2-3 лет, которые уже успели съездить на выставки, но актуальности, тем не менее, не потеряли. Приходите! Буду очень рада вас увидеть!
— А что в планах?
— Развитие в акварельной живописи! Я понимаю, что пока нахожусь на вершине айсберга, только начала знакомиться с этим бездонным морем экспериментов, на которые вдохновляет акварель!
Смотрите также:
мастер-классы от Натальи Мясниковой:
Рисуем в технике японской живописи суми-э.
Читайте сказку, проиллюстрированную Натальей
Автор: Наталья Тюменцева