Известный аниматор, дважды номинант на Оскар, лауреат множества международных премий, автор известных работ, среди которых «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Приключения Лунтика и его друзей», «Мы не можем жить без космоса» рассказал о своем первом мультфильме в блокноте и о том, как научить персонажа любить.
«Персонаж должен любить, верить и надеяться»
— Константин, вы курируете творческий конкурс в проекте «Поколение М» и учите детей создавать мультики? Почему решили поучаствовать?
— Скажу пафосно: делиться опытом с молодежью — святая обязанность. 30–35 лет назад мне было трудновато, многих технологий еще не существовало, и даже в таком гигантском городе как Петербург мне было не с кем пообщаться на тему мультипликации. Все знания тогда были сконцентрированы в особом цехе Леннаучфильма, где создавалась техническая мультипликация для научно-популярного кино. Игровой художественной тогда еще не было.
Я находился как будто в вакууме, хотя очень хотелось учиться у кого-то, набираться опыта. Велосипед изобретать трудновато, да и нет никакой нужды. В этом смысле моя почетная миссия — помогать новичкам!
— Расскажите о ваших главных учителях. Чьи работы, жизненная философия повлияли на вас больше всего?
— С наставниками мне повезло невероятно, без них меня бы в мультипликации не было. Во-первых, это художник-мультипликатор Юрий Борисович Норштейн, который вдохновлял своим философским отношением к жизни и творчеству, позицией в профессии. Во-вторых, Эдуард Васильевич Назаров. Помните его знаменитые мультфильмы «Путешествие муравья», «Жил-был пёс»? В-третьих, основатель студии «Пилот» Саша Татарский, которого к сожалению, несколько лет назад не стало. Это был великий режиссер с уникальным стилем. «Следствие ведут Колобки», «Пластилиновая ворона» — это его работы. В-четвертых, режиссер-аниматор Федор Савельевич Хитрук. Я занимался у него на Высших режиссерских курсах при ВГИКе. И еще была целая плеяда гениев, у которых училось и поколение до меня, и те, кто наступает мне на пятки в профессии сегодня. Повезло, что мы живем в одну эпоху с этими мастерами.
— Вы преподаете сейчас?
— Активно занимался этим лет 10, но по личным причинам ушел из преподавания. Хотя по большому счету все равно продолжаю учить. Ведь это обязательная часть процесса работы для любого режиссера, который на производстве фильмов трудится вместе с молодыми или менее опытными специалистами.
Даже в диалоге, в рабочих моментах я постоянно что-то объясняю, рассказываю и все равно становлюсь на позицию учителя. Делюсь знаниями и стараюсь передать правильное понимание того, ради чего человек вошел в эту профессию.
— Иногда ловлю себя на ощущении, что герои мультфильмов воспринимаются почти как реальные существа. Что делает персонажа «живым»?
— Это вопрос не в бровь, а в глаз. Ключевой для моей профессии! Действительно, режиссеры мультипликационного кино связаны одной проблемой, и все время пытаемся ее преодолеть. Появляясь на экране, персонаж вообще ничего не значит для зрителя. Это голая абстракция, функция, которая, в отличие от живого человека, не несет в себе никакой информации. Ему невероятно трудно спорить с фотографическим изображением актера в игровом кино. И вот этот момент нужно преодолеть, сделать так, чтобы зритель поверил в уникальность героя, чтобы персонаж в его глазах стал живым, начал страдать, любить, верить, наедятся… Сложнее ничего нет.
Для этого нужно отыскать драматургические нюансы, которые человек узнал бы из своей реальности. Режиссер привносит в кино наблюдения из жизни, причем, фильтрует их, выбирая то, что годится в конкретном сюжете для конкретного персонажа. Перенесение реальности в анимацию — это и есть профессиональный процесс работы, ключевой и самый сложный для автора. Этому нужно долго учиться.
— А каким был ваш первый мультфильм?
— Если речь о любительском опыте, то первую работу я сделал в 8 лет, когда учился во втором классе. Это был настоящий мультик в блокноте на 150 страничек. Помните, детские фокусы, когда быстро перелистываешь страницы и персонажи двигаются? Четко помню сюжет. Все пацаны тогда смотрели фильмы про индейцев и болели этими историями. Так вот, я нарисовал, как на скале борются индеец и ковбой. Бледнолицый, конечно, проигрывает, и противник сбрасывает его вниз.
Если говорить о профессиональной работе, то первый такой мультфильм я сделал в 1988-м году, когда работал на киностудии «Леннаучфильм». На сэкономленных материалах создал маленький фильм «Карусель».
— У вас невероятное количество наград и премий за работы. Какая самая значимая для вас?
— Чего лукавить, это обе номинации на Оскар! Серьезное профессиональное достижение, хотя в статуэтки оно так и не материализовалось. Мне приятно вспоминать о своих достижениях. Также особенно дороги Гран-при на Загребском всемирном фестивале анимационных фильмов и на фестивале в Аннеси.
Досье
Константин Бронзит — режиссер, сценарист, актер, монтажер, художник. Номинант премии Оскар в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». Член Национальной французской академии кинематорафических искусств, с 2009 года член Американской Академии кинематографических искусств «Оскар». Работает исключительно в комедийном жанре.
Образование. Окончил художественную школу им. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. В 1992 году окончил факультет дизайна Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной, в 1995 году — отделение режиссуры анимационного кино Высших режиссёрских курсах при ВГИКе (мастерская Фёдора Хитрука).
Работа. В 1983 году устроился художником-мультипликатором в цех студии «Леннаучфильм», где снял свой первый мультфильм — «Карусель» (сборник «Очень маленькие трагедии», 1988).
В 1993–1995 годы учился и работал сценаристом, режиссером и аниматором на студии «Пилот», где создал несколько короткометражных мультфильмов.
В 1996–1999 годах работал на петербургской студии «Позитив-ТВ», режиссер множества рекламных роликов и телезаставок.
В 1998 году жил и трудился во Франции (студия «Фолимаж», мультфильм «На краю земли»).
С 1999 года — на студии анимационного кино «Мельница» (Петербург), где в качестве главного консультанта и художественного руководителя принимал участие в работе над полнометражными анимационными проектами «Приключения в Изумрудном городе» и «Карлик Нос».
Награды и звания:
— Фильм «На краю земли», снятый на студии «Фолимаж» во Франции собрал около 70-ти призов на различных международных фестивалях и других профессиональных конкурсах;
— На Международном фестивале анимационного кино «Анима Мунди» (Рио-де-Жанейро, Бразилия) мультфильм «Алеша Попович и Тугарин змей» был признан лучшим полнометражным произведением.
— В 2015 году удостоен Премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.
Текст: Марина Чайка
Фото: из группы проекта «Поколение М»
Благодарим проект «Поколение М» за организацию встречи с Константином Бронзитом!