Художник, иллюстратор десятков детских книг, сегодня живёт в тихой деревне под Москвой. Саша рассказала «Мираману», почему решила покинуть мегаполис, о чём мечтает написать книги, для чего ей метод «белой собачки» и как она советует родителям общаться со своими детьми.
«Хочу нарисовать так, чтобы сказали: «Ах, такого ещё не было!»
— Саша, первая выставка ваших рисунков состоялась ещё когда вы учились в школе. Получается, уже с детства выбрали для себя путь художника?
— К этой профессии я пришла совершенно случайно. В школе, конечно, рисовала. Потом у меня была попытка поступить в институт прикладного искусства. Но тогда я жила во Львове, было советское время, и поступить было нереально: квоты и всё такое… Так что, была неудачная попытка, и я рассталась с этой мыслью. Уехала поступать в Москву, училась в физико-техническом институте, потом в Литературном институте им. Горького и в Московской международной школе дизайна. Долгие годы работала в чужом бизнесе: в менеджменте, дизайне, PR.
Потом получилась очень смешная история. Когда у меня появилась старшая дочка, я начала писать крохотные детские смешные стихи и сказки. И в интернет «вылезла» скорее как автор детских текстов, к которым иногда рисовала иллюстрации. Потом все так хитро заплелось, что меня стали просить рисовать для чужих книг.
— Ваш стиль — это уже узнаваемый и любимый бренд. Открываешь, например, книгу Игоря Шевчука «На краю детства», и сразу понятно – рисовала Саша Ивойлова! Сразу ли нашли его для себя, или себя в нём?
— Конечно, нет. Я постоянно экспериментирую. На самом деле, если вы имеете в виду иллюстрации, которые выбрал для своей книги Игорь - это лишь один из множества стилей. Он довольно навороченный, и очень хорошо подходит к философским детским стихам. А вообще, я рисую совершенно по-разному. Всё зависит от текста книги, поэтому, постоянно придумываю что-то новое. Недавно как раз за это меня похвалил один издатель, чем я страшно горжусь.
— Вы проиллюстрировали три десятка книг. А есть среди них любимые?
— Я очень люблю первую проиллюстрированную мной книжку поэта Игоря Лагерева «Шёл по городу хомяк». Собственно, он и сделал меня иллюстратором. Я страшно боялась, а он уговорил! В итоге рискнула, и получилась такая добрая, хорошая книга. С тех пор много всего было сделано. Каждую из них люблю по-разному. Бывает, что и не нравится какая-то. Но без этого никуда дальше не сдвинешься!
— «Большая маленькая девочка» — целая серия книг, которую вы нарисовали и продолжаете рисовать. Как придумалась главная героиня – она же совсем не простая девочка, высокая, с виду неказистая…
— Проект огромный. И так получилось, что меня на него уговорили. Серия хорошая и очень интересная. Единственное, о чем жалею — я не смогла посмотреть на всю серию сразу. Когда прочитала первый текст, думала, что это будет гораздо более сказочная история, чем оказалось потом. И начала рисовать в соответствующем направлении. Постепенно стиль уполз в более адекватную текстам сторону. Но первая книжка в итоге несколько отличается от остальных.
Конечно, целую серию книг иллюстрировать очень сложно. Немного давит и тот факт, что я должна рисовать так, как рисовала два года назад. А я уже давно ушла от этого. Тяжело, устала. Но в то же время, это очередное преодоление себя. Сейчас я заканчиваю одиннадцатую книгу, остаётся ещё одна! Думаю, буду скучать, я уже так срослась с этой Девочкой..
— Обычно иллюстрируют готовые стихи и сказки. А у вас есть совершенно обратный опыт: ваши рисунки «иллюстрировали» писатель Анна Никольская и поэт Игорь Шевчук. Понравилось вам так работать?
— Да, мне это нравится. По правде говоря, я сама думала это сделать. Но потом мне неожиданно написала с таким предложением Аня. Сначала я расстроилась: «Ну вот, у меня была такая хорошая идея, а человек ее перепридумал за меня!». А потом подумала: «Ну а что, одна голова хорошо, а две лучше!» Так даже интереснее, не буду вариться в своем сознании, другой человек напишет что-то другое. Несмотря на то, что мне Анин стиль близок и понятен, я бы написала совсем иначе. Однако то, что получилось, было для меня неожиданно и интересно. Мне понравилось!
Сегодня у нас уже две книжки — «В яблочко» и «На краю детства». Обе получились здорово. Во всяком случае, это своеобразный феномен, когда писатель и поэт писали под готовые иллюстрации. Может, если бы я сама рисовала и писала, книги «проскочили» бы для читателя незаметно. А здесь такой союз поэта, писателя и художника дал, мне кажется, очень интересный результат.
— Есть книги, которые мечтаете проиллюстрировать?
— Мне бы очень хотелось порисовать какие-то фантастические вещи типа Гофмана. Но с другой стороны, есть много художников, которые рисуют гораздо лучше меня.
А я просто хорошо придумываю. Хочется сделать что-то такое, чтобы все сказали: «Ах, такого еще не было!». Конечно, не с точки зрения изобразительного искусства, а по содержанию. Мне, кажется, просто повезло – у меня, действительно, очень буйная фантазия. Это всегда помогало и в текстах, и в рисовании. Просто срисовывать натуру мне никогда не было интересно. Восхищаюсь художниками, которые делают это, и делают совершенно гениально. Но мне интереснее думать и рисовать результат своих обдумываний. Художник - это же голова на ножках, он должен мысли свои рисовать!
«В городе человек — часть общества, на природе — часть мира!»
— Вы пишете прекрасные стихи и сказки и не только для детей, но и для «взрослых детей»! Хотелось бы увидеть их в изданном, книжном, виде и непременно с вашими иллюстрациями. Можно ли ждать?)
— Я совсем перестала этим заниматься. Иногда и сейчас что-то «выходит», но уже без моего специального участия. Раньше я мечтала издать книжку, а сейчас смотрю на эти стишки… Они милые, но ради них прошибать какие-то стены мне уже лень. Если и писать, то что-то новое, более интересное для меня. А рисовать - это просто стало работой. Она интересная, любимая, часто злит меня до безумия. Когда смотришь на чужие тексты, что-то может не нравиться, от чего-то устаешь. Но чем больше злости, тем больше усилий, преодоления себя, и тем интереснее и лучше получается в итоге.
Сейчас у меня есть огромная толстая мечта. Я задумала серии книг, которые будут написаны и проиллюстрированы самостоятельно. Хочу написать на важную для детей и вообще людей тему - про уход из города и приход к природе. У меня есть, что об этом сказать. Очень жду, когда обстоятельства позволят приступить к этой работе.
— Это будут стихи, сказки?
— Скорее истории. Представляю их себе реалистичными, но с налетом сказочности. Это будет этакий детский взгляд на мир.
Стихи — нет. Мне кажется, что это не нужно. Стихи — способ делать удивительным то, о чем уже много раз говорили. А у меня есть темы, о которых говорят мало. Даже если попытаться вспомнить, кто в классической литературе писал о природе, зверюшках, птичках, по пальцам можно пересчитать: Пришвин, Бианки… Но я не собираюсь писать именно о природе. Скорее, о людях, которые выросли в городе и вдруг попадают в непривычную среду, когда гигантская природа во всех своих проявлениях вдруг оказывается со всех сторон. Человек учится у неё огромному количеству всего важного, это такая лавина информации! Мне кажется, современным детям было бы очень невредно обо всём этом узнать.
— Вы и сами перебрались из Москвы за город!
— Да, старшие дети остались в Москве, а мы с мужем переехали чуть подальше от города. Не настолько далеко, как хотелось бы, но хоть так. Здесь со всех сторон лес, у нас свой сад-огород. Я совершенно неожиданно «врылась» в землю, выращиваю огромное количество всего. Мы поменяли всю свою жизнь, увлеклись спортом, здоровым питанием… Жизнь изменилась полностью.
— Смогли бы вернуться в город?
— Не могу себе этого представить. Здесь я чувствую себя совершенно другим человеком. В городе человек осознает себя частью общества, а здесь — частью мира, где в общество кроме людей входят насекомые, деревья, птицы… Здесь мир очень расширяется.
«Научилась у Конашевича рисовать «маленькую собачку»
— У вас есть любимые иллюстраторы?
— Их множество. Например, Владимир Конашевич, которого я очень уважаю за то, что он сделал, и за его гениальное изобретение - маленькую беленькую собачку, не имеющую отношения к сюжету книги. Он пририсовывал её то тут, то там, и принимающий работу издатель говорил: «Что это ты такое нарисовал?! Убери!». Владимир Михайлович стирал собачку. А всё остальное оставалось без изменений.
Этот метод я с успехом применила в работе с Игорем Шевчуком. Он взял кучу картинок, нарисованных в разное время, в разных техниках, в разном настроении. И чтобы всё это гармонично вписать в одну книгу, мне пришлось очень постараться, дорисовать много чего нового. И поняв, что показывая каждую иллюстрацию в отдельности, на меня сыпется ворох замечаний и советов, я решила, что так не выживу. Просто тихо ушла в себя, сделала все по-своему, сознательно оставив ляпы, которые Игорь тут же замечал и бурно критиковал. Но этим дело и ограничилось. В итоге удалось сделать почти всю книжку так, как мне хотелось!
Я могла бы назвать много имен замечательных иллюстраторов, на которых ориентируюсь. Их огромное количество. Но боюсь кого-то забыть. А о классиках говорить, какой смысл? Про них уже тысячу раз сказали!
— Помимо иллюстраций вы ещё и живописью занимаетесь. Работа с холстом дарит какие-то особые ощущения?
— А как же! Там можно и руками и всем собой (смеётся - прим.авт.). Это совершенно другое дело! И потом — размах! Я обычно пишу очень большие картины. Кстати, от размера и восприятие зависит. Одна и та же картина, сделанная в маленьком, среднем и большом размерах производит совершенно разное впечатление. Когда собираюсь что-то делать, заранее знаю, каким оно будет. Если огромное — беру гигантскую оргалитину. Если среднее — холст. Есть вещи, которые будут смотреться только на бумажке, и даже её размер диктует свою технику. Выбор материала зависит от того, что хочу сказать, чем и как.
Картины я стараюсь писать о том, что совсем-совсем моё, о том, про что я думаю в данный момент. Конечно, из-за работы над иллюстрациями у меня мало возможности рисовать. Но на две недавние большие персональные выставки, которые проходили одновременно, хватило!
"Сказка лезет"
— Расскажите о своей любимой картине. Или, может, есть картина с какой-то необычной историей.
— Серьезно я начала рисовать в 2004 году. Всё, что успела сделать: 30 книг, выставки, — за последние 11 лет.
Очень хорошо помню первые картины. Корявые ужасно! Но самое приятное, что младшая дочка развесила их в своей комнате! Не скажу, что у меня есть любимые картины — любимые все! Но есть знаковые, поворотные.
Они важны для меня настроением, воспоминаниями, тем, что когда я их рисовала, понимала, в каком направлении хочу двигаться дальше. Есть картинка «Вот она какая» - там маленькая корявая девочка стоит под радугой, и как будто смотрит в неё как в дверной проем снизу вверх. Есть картина «Рождение цветка». На ней сидит девочка, у неё в ладони светится цветок, а вокруг куча зверей на это дело смотрят. «Сказка лезет» - картина, где изображено почти реалистичное небо. Но в нём, как в декорации, вырезана дверь, а из неё торчит жираф и прочие существа. Такая аллегория о том, что стоит только отвернуться, как всякие выдумки тут же проникают в реальный мир.
"Рождение цветка"
«К детям нужно относиться с преувеличенным вниманием!»
- На сегодняшний момент кем вы считаете себя в большей степени: иллюстратором, художником, писателем?.. Что доставляет наибольшее удовольствие?
- Не знаю, как отделить одно от другого. А ещё веду в местном ДК кружок «Очумелые ручки». Учу местных детишек делать всё из всего. Так как это деревня, дети приходят разные, и я не могу сортировать их ни по возрасту, ни по способностям. Кто пришел, с тем и работаю. Это очень сложно и страшно интересно! В машине у меня лежат тиски, дрели, пилы, при этом там же - нитки, иголки… На следующем занятии буду учить их печь пироги в микроволновке. Потому что на прошлом мы лепили из солёного теста. И они по аналогии делали из него бублики. Я говорю: «Ребята, считайте, что это глина. Просто у нас нет печки, чтобы её обжечь! Лепите скульптуры!». Сидят, лепят скульптуры. Только отвернусь - опять бублики! Решила научить их печь нормальный пирог, чтобы почувствовали разницу.
А основная работа – это иллюстрирование. Я должна долго-долго сидеть на стуле и рисовать.
— Проводя столько времени с детьми, рисуя для них, сочиняя, наверняка скопился опыт, которым хотелось бы поделиться и с родителями. Что можете посоветовать им, чтобы вырастить творческую интересную личность?
— Все личности так или иначе творческие. Вопрос только в том, где они себя проявят. Родителям нужно быть внимательными к своим детям. Смотришь – накормленный, чистый, ухоженный ребёнок, но абсолютно одинокий. Уделяйте им больше внимания, говорите о многом. О том, почему жук хромает на четвертую правую ножку, например. Для них это важно. Нельзя говорить ребёнку: «Мне некогда, отстань». Он должен чувствовать себя не менее нужным, чем даже самые уважаемые взрослые люди. Он такой же уважаемый человек! У меня даже есть словечко такое для того, чем я занимаюсь – «детский шовинизм». К ребёнку, к его личности, должно быть даже преувеличенное внимание. Конечно, они не взрослые, многого не умеют, не знают. Но это не значит, что они хуже что-то понимают и меньше чувствуют. Даже больше!
Поэтому, каким мы его сделаем с самого начала, таким человеком он и будет. Отмахиваться от детей ни в коем случае нельзя.
Досье:
Александра Валерьевна Ивойлова (р. 1968) — современный художник-иллюстратор и автор произведений для детей.
Родилась во Львове. Училась в Московском физико-техническом институте, в Литературном институте им. Горького и в Московской международной школе дизайна. Начала заниматься книжной иллюстрацией с 1989 года. Ивойлова проиллюстрировала такие детские книги как «Шёл по городу хомяк» Игоря Лагерева, «Знаменитый утёнок Тим» Энид Блайтон, «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской, «Похитители карандашей» Веры Цаплиной и множество других. Художница принимает участие в коллективных и устраивает персональные выставки.
Также Александра сочиняет сказки и прозу, пишет для взрослых и для детей. Ее произведения опубликованы в детских журналах «Трамвай», «Веселые картинки», «Кукумбер» и других.
Автор: Наталья ТЮМЕНЦЕВА