Театр «Старый дом» открывает новый сезон постановкой известного режиссёра Сергея Федотова «Сиротливый запад» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Сергей Павлович рассказал о мистике, которая окружает всё, что связано с писателем и об удивительном таланте новосибирских актёров передавать атмосферу макдонохских произведений. А ещё мы побывали на репетиции спектакля и поняли: Новосибирск ждёт что-то невероятное!
О репетиции и МакДонахе
…на сцене - не то спиритический сеанс, не то коллективная динамическая медитация. Компания за большим столом гудит, воет. Затем начинаются игры с огнём: жгут бумагу, все по очереди тушат свечи пальцами и ртом и бурными аплодисментами выражают одобрение, если у товарища это получается с первого раза.
Дальше приклеивают вилки ко лбу, а потом действие плавно перетекает в сюжет «Сиротливого запада». Вот перед нами два брата, один из которых обвиняет другого в убийстве отца, а между ними, как меж двух огней – священник. В самый напряжённый момент, когда эмоции на сцене зашкаливают: он опускает руки в расплавленную пластмассу, вынимает обожжённые сжатые кулаки и покидает сцену.
Всё это время рядом с актёрами спектакля Сергей Федотов. Направляя, подсказывая, поправляя, он настолько органично, незаметно и в то же время весомо живёт на сцене вместе с героями постановки, что постепенно начинает казаться, что так и должно быть. Что режиссёру место именно здесь – на сцене.
А к концу репетиции и вовсе перестаёшь понимать, что здесь – эффектные трюки, а что – действительно часть спектакля.
– Это импровизация. МакДонаха невозможно репетировать обычно, – режиссёр Сергей Федотов рассказывает журналистам об увиденном. – Это тренинг, и я никогда не планирую его, он всегда возникает «сейчас». 27 лет назад я создал театр «У моста». Придумал его как театр энергетики.
Перед каждым спектаклем и каждой репетицией мы проводим тренинги, занимаемся медитацией, пластикой, аутотренингами. И это всегда импровизация.
То, что вы увидели — лишь сотая часть того, что мы обычно делаем. Я не знал, что мы будем приклеивать вилки на лоб. Не знал, что сожгу этот листочек — протокол репетиции. Меня страшно раздражал этот листочек, и я подумал: «Надо сжечь». И как хорошо пепел разлетелся! А вы заметили, какая атмосфера в спектакле идет от артиста? Такой бред, что её создают свет, музыка… Её излучает артист. Именно он задаёт вектор потокам воздуха. И от этого зависит, как падает пепел, как рассеивается дым… и на сцене в этот раз была очень мощная энергетика!
Взволнованные журналисты, конечно, поразились и правдоподобности эпизода с запеканием в духовке фигурок святых и пронзительного момента, когда герой Василия Байтенгера опускает в эту расплавленную массу руки.
Сергей Павлович впечатлительных зрителей успокоил, но технических секретов не раскрыл:
— Фигурки никто не жёг! Мы не имеем права жечь святых. Это трюк… А похоже, что мы их сожгли? Похоже, что там была расплавленная пластмасса? Жалко было Васю, что он руки сжёг?
МакДонах такой автор - у него жёсткие, пронзительные истории, и их нужно играть очень правдиво…
О «Старом доме» и МакДонахе
Зритель Новосибирска уже знаком с работами Сергея Павловича по спектаклю «Калека с острова Иншмаан», который идёт в «Старом доме» уже семь лет. И вот новая совместная работа, и снова удивительный МакДонах – ирландский драматург, кинорежиссёр, которого открыл для России опять-таки Сергей Федотов.
«Старый дом» — удивительный, уникальный по своей структуре театр. Я поставил более 180 спектаклей в России и за рубежом, но никогда не было такого, чтобы я сказал: «Должны быть декорации и костюмы», и сразу всё готово. Я приехал в Новосибирск всего два дня назад, а всё уже есть! Здесь работают настоящие фанатики театра. И быть здесь для меня — невероятно радостно.
О Тарантино, Голливуде и МакДонахе
Слушать Сергея Павловича – сплошное удовольствие. А он не устаёт говорить о театре и МакДонахе, МакДонахе и театре…
— В прошлом году театр «У моста» проводил фестиваль МакДонаха, — вспоминает режиссёр. — Мы собрали лучшие европейские спектакли. А за месяц до его начала я поехал в Ирландию. Иду себе по городу Гэлуэй, и тут из паба выходит МакДонах. Я говорю: «Мартин, привет!», он отвечает: «Привет! А ты кто?». Говорю: «Я Сергей Федотов!». Он отвечает: «А! Пермь, фестиваль! Да-да, я приеду!».
Учитывая, что он живёт в Англии, снимает в Голливуде и в Ирландию, в гости к родственникам, приезжает раз в год, а то и реже, такую встречу считаю мистикой.
Кстати, никогда такого не было, чтобы первый фильм режиссёра в Голливуде брал «Оскара»! Но «Шестизарядник» МакДонаха сделал это. Второй фильм -«Залечь на дно в Брюгге» — был номинирован, но «Оскара» не получил, зато взял «Золотой глобус». Третья картина — «Семь психопатов» — вышла в прошлом году, и вы наверняка о нём тоже слышали.
Сегодня МакДонах - ключевая фигура, он обогнал Тарантино, потому что у того нет пьес, а у Мартина есть и фильмы и пьесы.
Со времён Шекспира в Лондонском королевском театре впервые идут сразу три пьесы одного автора. Вот такие чудеса с ним происходят!
О знакомстве с МакДонахом
— «Сиротливый запад» — знаковая для меня постановка. Ровно 10 лет назад я увидел в Праге этот спектакль и понял: МакДонах — невероятный драматург. Тогда я не знал, кто это. В России никто не знал! Но я понял, что это что-то невероятное, это такой протест против существующего, современного, чернушного театра.
Кстати, потом я узнал, что за три года до этого события пьесу «Красавица из Линэна» перевел великий драматург, переводчик Валентин Хитрово-Шмыров и опубликовал её в «Современной драматургии». Но никто тогда не заметил этой пьесы.
И только после постановки «Сиротливого запада» в театре «У Моста» всё «взорвалось»! Сегодня в России ставят его очень многие — могу насчитать более 120 спектаклей. Но далеко не у всех получается.
Известный исследователь творчества МакДонаха Патрик Лоренган тоже был на нашем фестивале. Он посмотрел спектакли театра «У моста» и написал, что они абсолютно аутентичны ирландским постановкам. Патрик сказал: «Вы так же, как ирландцы, когда они делали первые постановки Мартина, произвели фурор, вы так его чувствуете!».
О мистике, гениях и МакДонахе
— В первый день репетиций, за два часа до начала, позвонила женщина: «Хочу вам стол подарить, только чтобы он обязательно играл. Его Миша зовут».
Этот самый стол вы видели сегодня на сцене. А когда строились декорации, позвонила бабушка: «Хочу отдать вам шкафы!». И они оказались ирландскими!
Все гениальные авторы — Гоголь, Булгаков, МакДонах — притягивают мистику. В театре «У Моста», где мы поставили семь его пьес, всегда происходят вещи реальные, ирреальные и нереальные. Да и в Новосибирске эту мистику почувствовали тоже.
Представьте, какое счастье эту магию автора распознать и через артистов транслировать в зал зрителю! Не нужно ничего придумывать, дописывать, как это часто делают современные режиссёры. Смотрел во МХАТе «Братья Карамазовы» — никакого Достоевского там нет!
Не нужно придумывать, как улучшить гениальных классиков. Вы возьмите их энергетику, впитайте её и пошлите в зал. И зал будет плакать и смеяться, и уйдёт, пережив катарсис!
Досье:
Сергей Федотов, режиссёр, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России.
Художественный руководитель Пермского театра «У Моста» .
Первооткрыватель МакДонаха в России.
Лауреат Национальной премии «Золотая Маска».
Удостоен Чешской Национальной премии как лучший режиссёр Чехии.
Лауреат премии Правительства РФ им. Федора Волкова и Строгановской премии.
Автор: Наталья Тюменцева
Фото: с сайта театра "У моста" , Мария Нестратова, Эльза Ди