Заслуженный артист России, актер Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского рассказал о том, как писал сказки, почему не хочет уезжать с севера, и кем бы стал, если бы можно было начать все сначала.
«На курсе я был вожаком»
- Сергей Николаевич, ровно 30 лет Норильский Заполярный театр им Вл. Маяковского не был с гастролями в Новосибирске. Мы уже заждались…
- 30 лет назад я как раз только окончил Казанское театральное училище. Было мне тогда 26 лет – учиться пошел поздно, а до этого работал слесарем-монтажником. Мама говорила: «Диплом должен быть»! И я окончил вечернее отделение строительного техникума. Параллельно с работой занимался в мариупольском ТЮЗе. Там один паренек меня и уговорил поступать в театральное. Я попробовал, и меня взяли. Судьба так распорядилась. Просто вскочил на подножку и поехал… в театр. А так, наверное, до сих пор жил бы в Мариуполе.
На курсе я был вожаком. Помню, когда у станка занимались, у меня ноги летели выше, чем у 18-летних, потому что должен был доказать, что я достоин. А через три с половиной года наш курс поехал на фестиваль студенческих театров в город Горький (ныне Нижний Новгород). Нас с супругой заметили и предложили поехать в Сухуми, Тобольск и Норильск. Мы знали, что в Норильске очень сильная труппа, да и, что немаловажно, зарплата там выше, чем по материку. Поехали туда. И за все эти годы я ни разу не пожалел.
- И к климату уже, наверное, привыкли?
- Нормальный климат, сухой. Иногда идешь в минус 50, так еще и шарф не надеваешь. Но если ветер задует, даже небольшой… это ужас!
- И что же, никогда не было мыслей уехать из Норильска?
- У меня всегда было столько работы, что об этом и подумать было некогда. Да, многие уезжали, но я остался, у меня есть работа, и она классная! Помню, когда только пришел в театр, очень много слуг играл. А потом постепенно дорос и до серьезных ролей.
Пока есть работа, я отсюда не уеду. Вот если не будут давать ролей, тогда, конечно.
- Сейчас в репертуаре очень много спектаклей, в которых вы играете главную роль…
- Это правда. Бог меня не обделил. Не знаю, почему так. Но приезжает новый режиссер, чтобы что-то поставить, и берет меня. Это и хорошо, и настораживает – вдруг я иду по проторенной дороге и постоянно делаю одно и то же? В любом случае, я не обижен.
- Норильский театр закрыл сезон премьерой – «HAMLET/mousetrap». Вы в нем сыграли роль Клавдия. Как считаете, удалась роль?
- Материал оказался очень непростым. Я боялся, что зрители не примут, потому что у нас больше любят комедии. Но нет, постановка понравилась. Жаль, что не удалось привезти его на гастроли, не успели.
- А еще у вас есть роли, которые вы играли сотни раз! Например, таксист в спектакле «Слишком женатый таксист». Не устали от нее?
- В Норильском театре много комедий, но «Таксиста» любят больше всего, и я не знаю почему. Знаете, это как вся страна перед новым годом ждет «Иронию судьбы…», так в Норильске смотрят эту постановку. Когда мы сыграли спектакль в 101-ый раз, я честно признался, что уже не знаю как играть. Потому что зрители знают все: кто и куда пойдет, что скажет. Как удивить людей, которые видели его три, пять, десять раз? Конечно, находятся какие-то приколы, но все же. Помню, когда я только начинал играть в этом спектакле, мне было 48 лет. Сейчас мне 56. Уже столько лет прошло, а людям все равно интересно.
«Я – генератор, Лаврентий Сорокин – Пушкин, Андрей Ксенюк – Державин»
- С супругой часто оказываетесь на одной сцене? И каково это – быть в одной профессии?
- Познакомились мы в 1985 году в театральном. И с тех пор у нас не прекращаются творческие споры. Думаю, мы и вместе потому, что имеем разные точки зрения. Что же касается игры на одной сцене, то первым нашим совместным спектаклем в Норильском театре был «Иван Чонкин» в 1995 году. Жена играла Нюрю, а я Чонкина. Потом были и другие постановки. Но скажу так – с Лаврентием Сорокиным я играл больше.
- Кстати, удивительная вещь – несмотря на то, что Лаврентий Сорокин уже много лет живет в Новосибирске, вы с ним играете одни и те же роли!
- Да, хоть и в разных городах, но параллельно идем. Я сыграл скупого, потом Лаврентий, он сыграл Несчастливцева, следом я… Наверное, сохранилась между нами какая-то связь.
А вообще с Лаврентием Сорокиным мы проработали вместе 15 лет. Начали с капустников. Помню, в год 50-летия театра он приехал в Норильск, и режиссер Александр Маркович Зыков предложил: «А попробуйте что-нибудь сделать вместе». И я, Лаврентий и Андрей Ксенюк, тоже артист Норильского театра, написали капустник, показали, зрителям понравилось. Так и образовалась наша тройка. Позднее мы даже распределили роли: Лаврентий у нас был Пушкиным – у него очень быстрый ум, хороший язык; Андрей Ксенюк – Державин, писал тяжелым стихом; а я был генератором – знал, в какой момент кто и куда должен пойти, что сделать. Капустники шли после премьер, на закрытии сезона. И всегда зал был переполнен, даже приходилось ставить приставные стулья.
Это были трудные, голодные 90-е годы. В театре собирались все бедные, одинаковые, смеялись, и было так хорошо.
- А еще вместе с Лаврентием Анатольевичем вы писали сказки. Расскажите о них.
- После того как мы поставили несколько капустников, Александр Маркович сказал: «А попробуйте написать сказку». Лаврушка стихоплет, у него язык хороший, и мы написали «Сказку по Маланью Болтунью». Нам говорят: «Еще напишите». Мы еще написали, потом еще. Мне кажется, самой удачной была «Сказка про Глухомань». Встретились мы и начали выдумывать, о чем писать. Вспоминаю, и смешно. Рассуждаем: вот есть Лихо? Есть. А Бяка Болотная? Тоже есть. А Горе Луковое? И Горе Луковое! В общем, создали сказку о детях, которые живут в лесу, и к которым никогда не приезжал Дед Мороз. А они нашли где-то книгу, и в ней прочитали, что Дед Мороз существует… В общем, как мы завелись, как стали писать! Показали ее перед Новым Годом в Норильском театре. Потом эту сказку поставили в Питере и Московском Губернском театре.
После «Сказки про Глухомань» были и другие. Но потом пошли все эти камеди клабы, и мы растерялись. Сейчас куда ни глянь – везде юмор. И изобрести что-то новое сложно. В том, что ниже пояса, можно, а в интеллектуальном - тяжело.
«Если бы сказали изменить жизнь, выбрал бы футбол»
- Сын пошел по вашим стопам?
- Он сейчас работает в сфере связей с общественностью. Еще пишет стихи, статьи. Я в свое время поступил в Казанское театральное училище, а сын прошел в такие учреждения, о которых я и мечтать не мог – Студия МХАТ, ГИТИС… Очень легко поступает, но не доводит начатое до конца. Я всегда ему говорю: «Ты можешь создать себя сам. Нужно лишь терпение и труд». Сейчас ему 23, и он еще ищет себя.
- Но так ведь и вы нашли себя только в 26! Кстати, а если не театр, то чем бы занимались?
- В футбол бы играл. Я настолько люблю этот вид спорта, что, если бы мне сказали изменить свою жизнь, выбрал бы футбол. Я хорошо играл, голова работала лучше, чем в театре. Помню, все мои подружки уже шли на свидания, а я, грязный, возвращался домой с мячом. Потом была травма глаза, работа… Теперь играю в футбол только в отпуске – с братом и сыном.
- ... а ещё, говорят, полноправный член вашей семьи - собака! Вы даже на гастроли её привезли.
- Да, восемь лет назад подобрали бедное дитя, и теперь она везде с нами. Мы в отпуск – Феня тоже, мы на гастроли – и она летит. А попала она к нам случайно: уборщица плакала, что ей придется выбросить щенка, жена проходила мимо, пожалела и взяла. Помню, я тогда дедморозил, вернулся вечером домой, а сын говорит: «Смотри, мама принесла»! Я отвечаю: «Мама принесла, мама пусть и заботится»! Но уже на следующий день я Фене и подстилку поправлял, и выводил гулять… Я вообще люблю животных. А Феня, иногда я называю ее Аграфеной Сергеевной, – это член нашей семьи. Сейчас вот в номере сидит, меня ждет. Обожаю собак, они любят просто так.
Досье
Сергей Ребрий, Заслуженный артист России
В Норильске с 1989 года после окончания Казанского театрального училища. Один из наиболее популярных и любимых публикой артистов, занят во всех репертуарно значимых спектаклях театра.
Неоднократно отмечен на краевых фестивалях «Театральная весна» (1995, 1996, 1998, 2000, 2001, 2007, 2008 гг.), на межрегиональном фестивале «Сибирский транзит» (2003 г.).
За творческие достижения в 2000-2001 гг. награжден впервые учрежденным в крае призом «Наследие». В 2002 году ему присвоено звание «Заслуженного артиста РФ».
За высокий профессионализм награждался Почетными грамотами Главы города Норильск (2004), Городского совета (2001), Законодательного собрания Красноярского края (2006), Благодарственным письмом Управления культуры края (2004), Знаком отличия «За профессиональное мастерство в области культуры» (2008), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2009).
Занят в спектаклях:
«...А этот выпал из гнезда» (МакМэрфи),
«Скупой»(Гарпагон),
«Мистификатор»(Георг),
«Валентинов день» (Валентин),
«Золушка» (Король),
«Замок в Швеции» (Гуго Фальсен),
«Продавец дождя» (Старбак),
«Слишком женатый таксист» (Джон Смит),
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (граф Альмавива),
«Ночь перед Рождеством» (Чуб, Запорожец),
«Примадонны» (Дункан),
«Бенефис Геннадия Несчастливцева» (Геннадий Несчастливцев),
«Али-Баба и сорок разбойников» (Касым, брат Али-Бабы),
«Гамлет. Мышеловка» (Клавдий, Призрак).
Беседовала Татьяна Бушмакина
Фото: Александр Харитонов