Журнал
поделиться

Сергей Янковский: «Каждый уважающий себя человек должен бродить в своем подсознании с фонариком…»

#Архив 2014-2020 годы
Сергей Янковский: «Каждый уважающий себя человек должен бродить в своем подсознании с фонариком…»

Известный актер и режиссер очень скоро привезет в Новосибирск свой спектакль «Безумная жизнь Сальвадора Дали», где играет главную роль — эксцентричного гения. В интервью Сергей рассказал о том, почему Дали напоминает ему знаменитые стекающие часы из картины «Постоянство памяти», как Вселенная привела в театр, и зачем нужно мечтать и все время прислушиваться к своей душе.

«Многое происходит по велению Вселенной»

— Сергей, на своем сайте вы рассказываете, что очень долго искали профессию. Перебрали такие специальности как огнеупор и психолог, профессионально занимались спортом… Начинали учиться и вдруг поняв, что это не ваше, тут же бросали. Как решили поступать в Академию театрального искусства?

— Я не решал. Меня туда привели. Когда учился в университете на психолога, параллельно старался заниматься любой творческой работой, какая только подворачивалась. Например, создали с друзьями музыкальную группу, выступали. Однажды ехал в метро с одной знакомой из этой творческой среды, и она мне предложила: «Давай-ка я отведу тебя к педагогу, который готовит к поступлению в театральную академию?» Мы с ней тут же поменяли маршрут и, не откладывая, поехали к преподавателю.

Стал заниматься, но это было больше ради интереса, идти на экзамен даже и не думал, потому что не был уверен в своих силах. Но мой педагог была строга и как-то сказала: «Я очень рассчитываю на тебя, что ты поступишь». После этого у меня язык не повернулся ей возразить. И в итоге все получилось. Меня зачислили.

— Вселенная привела, как говорят…

— Совершенно точно. Так и было. Это произошло практически само. И до этого момента я внутренне чувствовал, что занимаюсь не тем, что подходит и нравится.

— Когда поняли, что театр, профессия актера — ваше?

— Сразу как поступил. Никогда до этого серьезно или профессионально творчеством не занимался. А в академии все сразу стало получаться, задания давались очень легко, на первом экзамене среди всех этюдов, отобранных мастером, половина была моя или с моим участием.

Тогда я осознал, что многое происходит по велению Вселенной, что вот сейчас, наконец, я на своем пути.

— Японцы называют это чувство «найти свой икигай», то есть призвание, дело, ради которого человек встает по утрам, которое одновременно приносит деньги, удовольствие, пользу людям и развивает.

— Да, я сейчас каждый день встаю в 5 утра. Мне это непривычно, но Путь подгоняет. Японцы молодцы! Стараюсь тоже всегда быть в поиске, развивать чуткость к самому себе, слушать себя. Лишь так можно понять, туда ли ты идешь. Все ответы у нас внутри.

Сегодня разговаривали с любимой о том, зачем мечтать. Я спрашиваю людей: мечтаете ли вы? Многие отвечают, что нет, и даже забыли каково это. Нет времени.

А мечтать нужно для того, чтобы не разумом, а ощущениями и интуицией попытаться понять: что же все-таки твое? И в первую очередь, это не машина, дача или квартира, а что-то связанное с призванием. То есть мечта может показать тебе твой икигай!

«Очень важно уточнять свой Путь»

— Чтобы быть чутким к себе важно уметь построить свой день, дабы он не был слишком наполненным суетой, проходил с ощущением настоящего момента. Удается?

— Нет, никак в последнее время. Недавно я переехал в Москву, и здешняя суета настолько меня закручивает и захватывает, что порой не успеваю думать, есть, спать… Я понимаю, что так жить не хочу, что это неправильно. Еще думаю о том, что же заставляет так вдруг существовать. И, кстати, как только ты погрязаешь в суете, сразу же забываешь мечтать, даже если знаешь, зачем это нужно. Но так ведь можно и со своего пути ненароком сойти. Вот такой удивительный момент, который сейчас осознаю.

— А как можно договориться со временем? Как распутаться и стать хозяином своего дня?

— В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови я нашел очень интересную схему. Все наши дела делятся на «важные долгосрочные», «неважные долгосрочные», «важные срочные» и «неважные срочные».

Очень много времени у нас, к сожалению, уходит на последнюю из этих категорий. Например, из вежливости отвечаем на пустые переписки в соцсетях, на звонки человека, который не интересен нам ни с какой точки зрения, ходим на бесполезные встречи. Немало времени тратим на срочные и важные дела: сейчас сдать, туда отвезти, сию минуту передать. И ресурс почти исчерпан.

Нас не хватает на важное, но несрочное, например, на духовное развитие, понимание глобальных процессов, занятие здоровьем, спортом. А это гораздо более весомые вещи, чем какие-то ненужные звонки. Неумение расставить свои приоритеты и распределить на них время и создает эту бесконечную суету…

Получается, что в приоритете — концентрация на долгосрочном, на развитии, понимании себя и постоянном уточнении своего пути. Наверное, так.

«Режиссер — творец и созидатель»

— Как осознание Пути помогает в профессии?

— Вчера у меня спросили: «А почему ты не работаешь в театре?». Я ведь, действительно, никогда не был штатным артистом… У меня даже комплексы когда-то были по этому поводу. Но еще будучи студентом, я решил не встраиваться в привычную систему, потому что она мне не понравилась.
У нас считается, что когда ты не в театре, то вроде бы и не актер. Путь артистов в основном такой: нужно окончить учебное заведение, устроиться в труппу, завести агента, сниматься в кино, не прекращая играть на сцене. Если у тебя все хорошо складывается, позовут участвовать в каких-то антрепризах. Стандартный набор.

Многие стремятся развиваться по этой схеме. А я всегда слушал себя и понимал, что люблю играть в театре, мне это очень нравится, но не хочу работать там, быть в составе труппы.

— Мне кажется, так проще решиться на шаг сделать что-то свое. Как пример, ваша театральная компания Д.Ж.Е.М., которую вы открыли, еще учась в Академии…

— Да, причем, она очень интересно появилась. В конце первого курса летом все пошли отдыхать, а мы с товарищами отправились выступать на улице. Первый раз на настоящей реальной публике! Нам очень понравилось, мы продолжили и назвали нашу организацию Д.Ж.Е.М. Это аббревиатура: «Давай, жги, если можешь!» Позже компания превратилась в юридическое лицо и стала родоначальником всего, что я сделал.

— История с Театром-витриной оттуда же?

— Да, этот проект родился из идеи, что театр везде, во всем. Но, получается, это не я придумал, а Шекспир. Он же сказал: «Мир театр, мы в нем актеры».

Я дружу с Денисом Котовым — основателем книжной сети «Буквоед». Однажды он попросил меня что-то придумать, чтобы останавливать людей возле его магазина. Этот книжный самый большой по площади в Питере, но на Невский проспект выходит всего одна витрина. Люди не видели, что магазин такой огромный и интересный, они просто проходили мимо.

Тогда я придумал эту историю про витрину, в которой идет театральное действо. Сначала вообще никто не верил в реальность моей задумки. Но она сработала… В любой момент люди могли создать большую толпу возле магазина. «Буквоед» отметил мой труд премией «Проект года».

— Теперь о второй вашей профессии. Брала интервью у режиссера Сергея Федотова (создатель пермского театра «У Моста»). Он рассказывал, что выбрал специальность, когда понял, что одной роли ему мало, нужны все! А что повлияло на ваш выбор?

— То, что режиссер — более самостоятельная творческая фигура… Над актером стоят все: драматург, постановщик и даже художник по костюмам, который может за день до спектакля сделать неудобный крой. Если на артиста одеть маску вооот с таким носом, то он будет ходить в ней и ничего с этим не сделает. А режиссер в этом плане — персонаж свободный. Он творец, созидатель, «создаватель». Но несет полную ответственность за все!

«Дали такой же, как его жидкие часы»

— У вас на страничке в соцсети есть цитата Сальвадора Дали: «Критиковать имеет право только гений…» Как относитесь к критике?

— В целом я плохо к ней отношусь, особенно к профессии критик. Потому что изначальная миссия этих специалистов заключалась в том, чтобы быть экскурсоводом в театре. Эти люди объясняли зрителю как создавалось то или иное произведение, по каким законам, что хотел сказать автор… А сейчас критик — это человек, которому все не нравится, он все хает. У меня, кстати, 8 пьес, которые в то или иное время шли в разных театрах, и в каждой я обязательно упоминаю про представителей этой профессии. Это восстановление справедливости. Ведь они постоянно пишут про артистов, а возможности ответить практически нет. У меня есть! В спектакле о Дали тоже есть такой момент.

— Каково играть Сальвадора?

— У Дали периодически случаются припадки безумства. Это состояние мне чем-то близко, но, конечно, не до такой степени. Он все время находился в своей собственной роли, которую однажды создал. Маска Дали. Сальвадор сам придумал такой термин, и никогда с ней не расставался. Отсюда и усы, и грим.

Дали нужно было все время существовать в этом эпатажном ключе, что он с успехом и большой фантазией делал. Хотя порой это играло с ним злую шутку.

Вживаться в роль каждый раз приходится с неким ощущением Дали. Для меня это безумный ребенок, который, с одной стороны, имеет четкий вектор в своих делах, направлениях, мыслях, целях, а с другой — такой же, как его жидкие часы с картины «Постоянство памяти».

Он совершенно не имеет каркаса, перетекающий во все на свете за одну секунду. Как дитя, которое может плакать, а через мгновение смеяться. Не знаю, как пояснить более конструктивно… Дали весь в своих картинах.

— Важная часть его творчества — бессознательное. Мудрецы утверждают, что чем больше мы выводим оттуда, тем более осознанными становимся, будто просыпаемся. Вы работаете с этой частью айсберга?

— С этого, кстати, спектакль начинается. Дали рисует на холсте треугольник, делит его линией и объясняет, что есть верхушка — это то, что мы видим, а остальная часть под водой — бессознательное. «Иначе как объяснить такое количество идиотов» — говорит он. Конечно, стоит забираться туда, но, получается, нельзя взять и осветить эту теневую сторону, можно лишь гулять там с фонариком, находить какие-то интересные штуки и думать, откуда же они там взялись. Не может человек взять и враз включить свет. Но периодически пробираться и бродить там должен каждый уважающий себя человек. Тогда есть шанс понять себя гораздо лучше, стать осознаннее.

Мне кажется, психологи еще не разобрались в этом и идут в какую-то другую сторону. Это я говорю как бывший недоделанный психолог. Когда учился в университете, меня очень удивляло, что это наука изучает все, кроме души…

— Хотя переводится с греческого, как «наука о душе»!

— И не рассматривает ее. Это главный прокол у психологов. Это как математики, которые не изучают числа…

Досье:

Сергей Янковский — актер, режиссер.

Родился: 18 октября 1978 года.
Образование: в 1995 году, поступил в Технологический институт на специальность Огнеупор, через две недели понял, что ошибся и забрал документы. В 1996–1999 учился в Санкт-Петербургском государственном университете на психолога. За это время стал кандидатом в мастера спорта по бегу на средние дистанции. В 1999 году поступил в Академию театрального искусства (СПбГАТИ).
Проекты:
2005 год. Работа в мастерской заслуженного деятеля искусств Ю. В. Томошевского (основатель и художественный руководитель театра «Приют комедианта»).
2007 год. Создал собственную театральную компанию Д.Ж.Е.М., активно работал как режиссер концертов и шоу программ. Создал проект Х.Л.А.М., телевизионную программу «Проспект», спектакли малых форм.
2008 год. Сольный концерт «Хочу быть сильным», исполнил роль Сальвадора Дали в спектакле «Дневник гения» театра «Приют комедианта». Выступил, как режиссер спектакля Сергея Безрукова «Хулиган».
2011 год. Роль Вацлава Нижинского в спектакле «Я — клоун Божий. Нижинский» театра «Приют комедианта».
2011–2013 годы. Работал арт-директом компании «Буквоед», где получил премию «Проект года» за создание Театра-витрины.
2011 год. Спектакль «Глазами клоуна» по мотивам романа Г. Белля (режиссура, роль Ганса Шнира).
2012 год. Создание «Театра Сергея Янковского».
2012 год. Спектакль «Безумная жизнь Сальвадора Дали». Автор пьесы, сценической версии, актер.
2013 год. Создание авторского тренинга «Пробуждение творческой энергии».
2015 год. Интеллектуальный проект «Тараканьи бега», совместно с магистром телеигры «Что? Где? Когда?» Максимом Поташевым.
Спектакль о жизни и творчестве династии Лиепа «Мой Путь».
Спектакль «Один на один» по пьесе Сергея.
Спектакль «Прыжок в свободу. История Рудольфа Нуреева». Сергей Янковский играет гениального танцовщика. За эту роль награжден премией фестиваля «Амурская осень».

Текст: Марина Чайка

Фото: из личного архива Сергея Янковского, из группы Театра Сергея Янковского

10 декабря на сцене Дома ученых СО РАН представят биографический спектакль-фантазию о жизни и творчестве выдающегося художника XX-го века Сальвадора Дали. Читайте анонс!

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно