Артист новосибирского симфонического оркестра, известный виолончелист, многодетный отец и практикующий йог рассказал, чем его привлекают индийские раги, почему он не наказывает детей и какую музыку слушает в свободное время.
В музыку привела… мамина босоножка
— Станислав, как началась ваша музыкальная карьера? Сразу ли это была виолончель?
— Началась, можно сказать, случайно. Мы с мамой шли записываться в бассейн «Нептун», и около музыкальной школы № 8 у нее расстегнулась босоножка. Остановились. «А что, давай зайдем?» — предложила мама. «Давай!» — ответил я. Зашли, а там как раз виолончелистка прослушивала детей. И меня взяли!
— После музыкальной школы многие и к инструменту не подходят. А вы решили учиться дальше…
— Я хотел пойти в технический вуз, потому что с детства увлекался радиоэлектроникой: рассчитывал электрические схемы, паял приемники, светомузыки, ремонтировал магнитофоны. Мне это все очень нравилось. Но как-то стало жалко семи лет, потраченных на музыку, и я решил: раз начал, надо продолжать. К тому же у меня неплохо получалось. В седьмом классе занял первое место на конкурсе виолончелистов, и меня пригласили в музыкальное училище. Я с удовольствием «сбежал» туда после восьмого класса обычной школы. Это были одни из самых лучших лет в моей жизни!
После училища я попал в консерваторию к замечательному педагогу Александру Лапкину. К сожалению, он рано ушел из жизни — я едва успел закончить у него аспирантуру. И мне предложили взять учеников Александра Дмитриевича. С тех пор я выпустил уже 16 человек! Казалось бы, я еще сам такой молодой, но уже есть выпускники!
— И среди них — даже победители международных конкурсов!
— Да, есть и те, кто работает в Петербурге, Париже, преподает, играет в симфонических оркестрах, солирует в оперном театре… Радует, что все они остались в профессии!
— Не приходилось встречаться со своими учениками на конкурсах?
— У нас разные возрастные категории, поэтому я им конкуренцию не составляю. И вообще, конкурс — это субъективное решение определенных людей в определенный день. Постоянный творческий интерес — вот что самое главное.
Очень показательным для меня был приезд скрипача № 1 в мире Вадима Репина. С каким энтузиазмом он занимался Транссибирским артфестивалем! И играть с ним было огромное удовольствие!
Или вот пример — прочитал в одной из газет удивленно-восторженный отзыв о том, как Новосибирский академический симфонический оркестр сыграл «Фантастическую симфонию» с Кентом Нагано — величайшим дирижером современности. Каким чудом он приехал в Новосибирск?! А для него это был кураж — Нагано выбрал один свободный день между гастролями в Милане и репетициями где-то в Германии, сделал крючок в 10 тысяч километров, чтобы сыграть в Новосибирске «Фантастическую симфонию». И это исполнение симфонии было настолько ошеломительным… Как и в 1830 году, когда на ее премьере Берлиоз сломал все стереотипы!
И вот когда такие великие люди, как Репин, Нагано, понимают, что наш оркестр работает на высочайшем уровне, достигнуть которого могут далеко не все оркестры мира, — это важнее любых конкурсов.
Индийские раги меняют жизнь
— Вы исполняете не только академическую музыку. Особое место в вашем творчестве занимают этнические индийские мотивы. Чем вас зацепила эта тема — звучание индийских раг?
— Да, на протяжении 11 лет каждый год мы периодически возвращаемся к теме индийской музыки, в частности, к творениям великого индийского композитора и мистика Хазрата Инайят Хана и его сына Хидайята Инайят Хана. И народ ее очень любит.
В индийской философии считается, что звук лежит в основе всего. И мир был сотворен не как большой взрыв, а как большой звук. Музыка — универсальный язык, который воздействует на человека, его душу, на самое фундаментальное, основополагающее существо, минуя все вербальные барьеры. Индийские раги — очень гармоничная музыка, способная менять человека, успокаивать ум. Я, знаете, не раз наблюдал, что у людей, которые начинают играть эту музыку, и жизнь выстраивается гармонично. Есть знакомые, у которых долго не складывались отношения или они не могли иметь детей. А сейчас у них появились полноценные семьи! Эта музыка идет из древней цивилизации. И может, западный человек не особенно восприимчив к ней, но когда он в это окунается, то начинает по-другому воспринимать мир, учится слушать себя.
— В конце этого сезона в Новосибирской филармонии прошла потрясающая премьера. Музыка балета «Шакунтала» Хазрат Инайят Хана в исполнении — без преувеличения — лучших музыкантов города. И я знаю, что этот проект — ваше детище.
— В этом году Новосибирская филармония предложила нам сделать целый концерт, посвященный этому направлению! Мы собрали команду и решили поставить и полностью оркестровать 16 фрагментов из балета «Шакунтала». Хидайят написал 16 танцев на тему этой древней индийской легенды.
История этого произведения уникальна. В 1913 году Хазрат приезжал в Россию — выступал даже для царя Николая II. И граф Толстой помогал композитору поставить в Санкт-Петербурге балет «Шакунтала», несущий миротворческий смысл. Спектакль призывал отказаться от участия в грядущей Первой мировой войне. Но война началась раньше премьеры! Интересно, что сейчас мы ставили этот балет примерно в такой же политической ситуации…
И вот эти 16 танцев остались в России в форме фортепианных пьес. Я встретил Романа Столяра, нашего талантливого композитора, и предложил ему взяться за обработку материала. Он сделал это здорово и буквально за месяц. Причем Роман в это время был на гастролях в Италии, а я — в Германии. Когда мы встретились, оставалось всего 10 дней до премьеры! У нас было всего несколько репетиций! Но благодаря звездному составу музыкантов все прошло великолепно.
— Кто из музыкантов задействован в проекте?
— Удивительно, но к этой музыке притягиваются творческие люди, не закрепощенные рамками академического искусства. Они постоянно находятся в поисках чего-то нового и привносят живую струю в свои начинания. В «Шакунтале» дирижирует Игорь Тюваев, участвуют ансамбль «Маркелловы голоса», Новосибирский струнный квинтет, солирующие новосибирские музыканты — скрипачи Евгений Кленов, Полина Образцова и Екатерина Черемисова, а также Елена Поповская (орган), Ксения Ушакова (флейта, бонсури), Роман Столяр (фортепиано, флейты), Дмитрий Ржаницын (табла), Владимир Кирпичев (перкуссия), Алиса Овчинникова (тампур, флейта). Танцуют артистка балета Дарья Завьялова и исполнительница индийских танцев Ольга Ренева. Это настоящее созвездие талантов!
— Как прошла премьера?
— Отлично! Был полный зал, и люди пришли понимающие и благодарные, всем очень понравилось, вызывали на бис восемь раз!
— Тем, кто не успел увидеть премьеру, посчастливится сделать это в новом сезоне?
— Конечно, мы планируем исполнить «Шакунталу» в следующем сезоне! Причем уже на сцене Государственного концертного зала имени А.М. Каца. Это очень живой, творческий проект, в нем есть драйв! Поэтому он замечательно воспринимается. Когда талантливые люди делают что-то с особым желанием — получается здорово! И этот проект — тому подтверждение!
Километры от артистической до сцены
— Сейчас вы преподаете не только взрослым, но и детям. Каких принципов придерживаетесь в педагогике?
— Стараюсь увидеть в людях индивидуальность, давать им максимально развиваться, не ограничивая рамками, а провоцируя на собственное творчество. Учитель должен заразить страстью к развитию.
Сейчас я работаю с детьми с 5 лет. С ними очень интересно. У ребят необычное восприятие мира, музыки, инструмента. Помню, когда я пришел в Filarmonica-квартет, мне сказали: «Чтобы стало получаться — нужно пройти километры». Имея в виду путь от артистической до сцены. Вот когда этот путь складывается в километры — появляется мастерство. Таким принципом я руководствуюсь и при общении со своими воспитанниками.
— Вашу старшую дочь Алису уже можно назвать состоявшимся музыкантом. Она в свои 9 лет уже выступала на премьере «Шакунталы», играла на флейте. Вы с супругой принципиальны в том, чтобы ваши дети получили музыкальное образование?
— Нельзя заставлять детей делать то, чего они не хотят. Нужно лишь знакомить их с разными сферами культуры. А они уже сами выберут, чем заниматься. Но мне кажется, хорошо, когда девушка умеет танцевать, играть на музыкальных инструментах, владеет языками. Алиса занимается в танцевальной школе, играет на флейте, учит английский. Коллектив, в котором она участвует, победитель многих серьезных танцевальных конкурсов. Алисе это интересно, она любит быть занята весь день.
Арине 6 лет, она учится у мамы играть на виолончели, осенью пойдет в первый класс. Тоже занимается в танцевальном классе, болеет балетом! Мы даже хотим определить ее в балетное училище на какие-нибудь курсы. Младшему Мише 3,5 года. Он — прирожденный виолончелист. Просто подходит, играет и поет песни. Конечно, по открытым струнам, но рука уже стоит как надо. Он не дает себя учить. Пока у Миши период свободного, ничем не ограниченного музицирования.
— Посоветуйте родителям, как развить в ребенке хороший музыкальный вкус.
— Водите его на концерты, покупайте музыкальные инструменты. Во многих музыкальных школах есть развивающие курсы с 3 лет, где дети занимаются музицированием — просто собираются и играют на разных музыкальных инструментах все вместе. А с 6 лет уже можно начать обучаться игре на скрипке, виолончели, фортепиано или другом инструменте.
Рано учить ребенка нотной грамоте не имеет смысла — дайте ему свободу! В восточной философии считается, что нельзя, например, учить ребенка рисовать до 6 лет. Дайте ему кипу бумаги и карандаши — пусть рисует что хочет! Когда ребенка начинают учить, заглушается его фантазия. А фантазия — это самое интересное. Давайте чаду впечатления! Возите по интересным местам, обращайте внимание на красивые вещи, но не загоняйте в рамки или правила.
И еще — не ругайте его, не говорите нельзя. Если ребенок что-то делает неправильно, повторите несколько раз, не выходя из себя, что так делать не стоит, а нужно иначе. И через какое-то время он с вами согласится.
Это был единственный случай, когда Ленский остался жив!
— Выступления, гастроли наверняка не обходятся без курьезных случаев?
— Конечно, много всего случается. И смешного, и такого, что плакать хочется.
На прошедшем недавно Транссибирском артфестивале на заключительный концерт не прилетел дирижировать Валерий Гергиев. Вадим Репин принял решение играть Концерт Шостаковича для скрипки с оркестром без дирижера. Это был первый случай в истории исполнения этого концерта, что его сыграли без дирижера. Сложнейшая партитура прозвучала на одном дыхании. Как говорится, с дирижером безопаснее, но без него приятнее!))
Еще был случай: играли «Евгения Онегина». Начинается оркестровое вступление перед дуэлью — и вдруг гаснет свет. Весь театр с 1500 зрителями погружается во тьму. Оказалось, что рядом экскаватор копал яму и перебил кабель, произошло короткое замыкание. Зрителей выводили в гардероб с фонариками! И мы с инструментами тоже выбирались из оркестровой ямы в полной темноте. В общем, это был единственный случай, когда Ленский остался жив.
— Расскажите про свою виолончель! Она у вас единственная?
— Долгое время у меня была немецкая мастеровая виолончель конца XIX века. Когда я пришел в Filarmonica-квартет, один мастер привез мне итальянский инструмент, современную копию Монтаньяно. Дорого она мне обошлась, почти как машина! Пришлось брать кредит. Но инструмент мне очень нравится. Сколько уже ездил по миру — в хороших залах потрясающе звучит, раскрывается!
— При перелетах в багаж сдаете?
— Нет-нет! Всегда покупаю два билета — себе и инструменту. Рядом сидит!
Иногда на него обед беру даже!-)
Могу и «Мурку»!
— Вы радуете своим талантом весь мир. А дома играете, для жены, например?
— На кухне играю с удовольствием! Моя жена, кстати, тоже виолончелистка, преподает в музыкальной школе.
— Друзья просят сыграть? Семейные праздники у вас под виолончель проходят?
— Под виолончель — редко, в основном просят исполнить что-нибудь популярное на рояле.
— «Мурку»?
— Могу и «Мурку»! Наверное, всем музыкантам случалось играть самое разное и неожиданное. Когда учился в аспирантуре, поехал отдыхать в Крым. Взял виолончель, чтобы заниматься. Деньги стали заканчиваться. Я выбрал хороший ресторан, пришел туда, говорю: «У вас есть ресторан, а у меня — виолончель». Месяц там играл. Были готовые «минуса» на магнитофоне, включал — и играл три заезда по 45 минут. После такого майку хоть выжимай! Так что была и «Мурка» в сонатной трехчастной форме с репризой в тональности доминанты.))) А если серьезно — играл и классику, и джаз, и импровизации. Это потрясающе — играть для публики вот так, близко! Сейчас, конечно, я от этого отошел. Но кто знает, что ждет впереди! Как поется в песне: «Скрипач аидиш Моня, когда-то бог симфоний, играет каждый вечер в ростовском кабаке».
— Какую музыку слушаете в машине, дома?
— Очень люблю народную музыку. Слушаю Цезарию Эвору, Pink Floyd, Queen, TheBeatles (дети очень любят), Metallica. Кстати, со своим виолончельным квартетом мы играем Metallica, я сам пишу аранжировки. Джаз люблю… В общем, не могу сказать, что в свободное время слушаю классическую музыку, скорее, от противного. Хотя веду на YouTube собственный канал Stas Ovchinnikov, посвященный классической, симфонической музыке в Новосибирске, с аудиторией 430 000 просмотров — нас смотрят 102 страны.
Йога, баня и Алтай!
— Вы занимаетесь йогой. Что дает вам эта практика?
— Отличное самочувствие. Когда занимаешься, восстанавливается осанка, расправляется грудная клетка, нормализуется дыхание, уходят мышечные зажимы, успокаивается ум, благодаря асанам прорабатываются и не закостеневают все подвижные суставы. Словом, йога — это потрясающее энергетическое, оздоравливающее воздействие на организм. А для меня еще и неотъемлемая часть культуры. Так же, как, например, баня. После йоги заходишь в парную — и все мышцы расслабляются. И словно заново родился! Я вообще считаю, каждый человек хотя бы раз в неделю должен ходить в баню.
— Что еще придает вам сил и вдохновения?
— Люблю Алтай, долгие пешие походы. Когда ты находишься в таких энергетически заряженных местах — это потрясающе. Заряда хватает лет на 10!
Досье
Станислав ОВЧИННИКОВ, артист Новосибирского академического симфонического оркестра.
С 2005 года выступает в составе Filarmonica-квартета. Создатель и участник Cellissimo-квартета. Ведет класс виолончели в Средней специальной школе для особо одаренных детей. Доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Блицопрос
— Любимая книга?
— «Мистицизм звука», Хазрат Инайят Хан
— Любимый композитор?
— Моцарт.
— Любимый вид отдыха?
— Путешествия.
текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
фото: Игорь МАЗУТСКИЙ и личный архив Станислава ОВЧИННИКОВА