Журнал
поделиться

Театр Playback: импровизации по зрительским историям

#Архив 2014-2020 годы
Театр Playback: импровизации по зрительским историям

Осенью в новосибирском Академгородке свой первый сезон открыл театр зрительских историй — Playback. О его концепции, артистах, первых показах, самых ярких перформансах «Мираману» рассказала Анна Черных, директор автономной некоммерческой организации «Театральная компания Академгородка».

Playback — театр на стыке психологии и искусства

— Анна, расскажите, как появилась идея создать в Новосибирске театр с таким необычным форматом.

— Наша театральная компания появилась ради того, чтобы в Академгородке создать профессиональный театр. Сегодня театр, как глобальное явление, способен многое предложить современному человеку — у него есть собственный внятный язык, чтобы рефлексировать жизнь, постигать и производить смыслы. Он находится в поиске — что значит быть современным, оставаясь на вершине мастерства, не боясь быть серьезным. Такой театр хотим делать мы. Сегодня есть люди, есть замечательное пространство Академпарка, но пока не решены финансовые вопросы — премьеры ждут меценатов.
Изначально мы планировали, что у нас будет несколько околотеатральных проектов, поэтому первое, что мы начали делать — это интерактивный театр Playback.

— В чём заключается его суть?

— Это театр зрительских историй. Он возникает буквально из воздуха: ни пьесы, ни отрепетированных ролей, ни даже сценического оформления. Есть только артисты и их индивидуальность, которые воссоздают на сцене личные истории зрителей. Выглядит это так: у перформанса есть ведущий, его называют кондактор. Он приглашает на сцену рассказчика из зала, помогает ему изложить свою историю, если это необходимо, задаёт уточняющие вопросы, чтобы актёры лучше её поняли. Нам очень повезло — наш кондактор Мария Бакулева психолог и умеет бережно слушать истории.

Действие начинается моментально, времени на обсуждение у труппы нет. Это совершенная импровизация, которая рождается здесь и сейчас. Помогает актёрам живая музыка в исполнении джаз-бэнда. Эффект чуда возникает как раз потому, что никто заранее не договаривается, что будет происходить на сцене. История, как живая голограмма, предстает перед рассказчиком и обычно вызывает много эмоций. После показа рассказчик даёт обратную связь. Если он с чем-то не согласен, может указать на несоответствие и попросить переиграть. Важно, чтобы история, обогащённая актёрской игрой, осталась именно его историей.
Это международный формат родом из США, уходящий корнями в этнические практики совместных переживаний важных событий. Есть сертификационные программы по обучению актёров, в мире немало трупп, которые работают в этом жанре.

— Получается, актёры должны быть и хорошими психологами.

— Да, Playback — это театр на стыке психологии и искусства. Актёры должны быть не только выразительными, но и очень наблюдательными. Они моментально схватывают суть образов, которые синтезируются из рассказов, и показывают их так, чтобы было интересно смотреть.


Особенность нашего формата состоит в том, что актёры должны быть очень сконцентрированными и внимательными: к рассказчику, его истории, к партнёрам на сцене. Нужно по максимуму подключаться к настоящему моменту и очень многое иметь в виду. Достаточно сложно постоянно находиться на сцене, поэтому, когда есть 3–4 состава — это оптимально. На сцену обычно выходят четверо.
Это достаточно сложное искусство, хотя выглядит очень просто. Театр когда-то и начинался с того, что люди собирались и разыгрывали бытовые, понятные всем сценки, которые развлекали и поучали. Театр в момент своего зарождения не был искусством для тех, кто в нём разбирается. Он был простой рефлексией жизни. Playback к такому театру достаточно близок, он прост. Зрителю не нужна никакая специальная подготовка, достаточно быть просто человеком и хотеть провести час с другими людьми и их историями.

«Чем меньше подробностей в истории, тем интереснее»

— У вашего театра есть труппа?

— У нас есть профессиональные артисты, психологи и даже больничные клоуны — всего 12 человек. С нами постоянно репетирует актер и режиссер Сергей Черных — художественный руководитель студии.
Для обучения мы приглашаем сертифицированного тренера Playback из Москвы — Игоря Любитова.

— А какие показанные истории запомнились больше всего?

— Очень интересно, что, оказывается, хорошо, подробно, «вкусно» рассказанные истории показывать достаточно сложно. Она и так уже прозвучала красиво, богато на подробности. Поэтому лучшими историями были, как ни странно, очень простые. Например: «Мы с другом ехали на велосипеде. Потом я подумал: „Мы же соревнуемся, я хочу выиграть!“. Я поднажал и выиграл». И это всё. Но что было на сцене! Мы очень смеялись, наблюдая за напряжённой борьбой велосипедистов, их велосипедов, за тем, как один из них, наконец, вырвался вперёд. Пожалуй, это было одним из самых удачных воплощений.

Для наших актёров гораздо больший вызов показывать красивые, длинные истории, потому что в них остаётся мало «воздуха». А театр и рождается из «воздуха». Если читать пьесы, возникает очень много вопросов: почему герои так странно говорят? Почему попадаются несостыковки и нелогичности, нет гладкости художественного текста? Но театр возникает как раз из этого «воздуха» — больше не из текста, а того, что между строк.

В Playback получается то же самое: чем меньше подробностей, красивых деталей, тем интереснее, когда они сами собой рождаются на сцене.

— Импровизация — это очень непросто. Случалось ли, что зрительские истории ставили актёров в тупик?

— Пока нет. Playback может показать абсолютно любую историю человека. Любой его опыт, фантазии, сны, — абсолютно всё можно воплотить. Была, например, странная история, когда в туристическом лагере на Берди услышали звуки выстрелов, потом явились люди и сказали, что они коенские сепаратисты и хотят отделяться. Что это было, рассказчик сам не понял. Судя по всему — его очень реалистичный сон, из тех, когда просыпаешься и думаешь: это не могло присниться, ведь я всё прожил по-настоящему.

— Есть ли какой-то предварительный отбор историй? Фильтруете ли их заранее?

— Конечно, есть этические нормы, предполагается социально приемлемый формат. Это не исповедь, не сеанс у психотерапевта, не семейная сцена, не интимная обстановка. Это — публичное выступление без поправок на конфиденциальность. Содержание историй может быть любым, но в социально адаптированной форме. У нас пока не было моментов, когда приходилось бы кого-то останавливать, говорить, что мы не можем это показать. Правила приличия есть, и всем без труда удавалось в них вписываться.

— Есть мысли по самым удачным показам сделать репертуарные спектакли, миниатюры?

— Наш вектор развития находится в возможностях импровизации. Репетировать репертуар и учиться импровизировать — это разные задачи. Люди тренируются постоянно держать внимание, откликаться на зрительские импульсы, быть разными, сложно быстро переключаться с одного на другое. Это не то же самое, что работать в намеченном режиссером русле.
Playback — это только один из наших проектов. «Театральная компания Академгородка» начинает строить и репертуарный театр.

— Как Новосибирск принял такой необычный для нас пока формат театра?

— Мы пока выступали только в Академгородке, и «на родине» нас приняли очень хорошо. Новым форматом интересуется достаточно зрителей и отзывы очень теплые. Нас приглашают на семинары, фестивали. Планируем выступать и в городе. В конце концов, Playback — социальный, объединяющий людей перформанс, поэтому должен работать и на всевозможных нетеатральных площадках. Думаем о благотворительных показах в больнице, например.
Мы только начинаем, и я далека от того, чтобы чем-то хвастать. Нам самим очень нравится делать то, что даёт энергию, имеет очень много положительных импульсов, и мы будем продолжать развиваться, работать, удивлять.

Текст: Наталья Тюменцева
Фото: Александр Фефелов, Всеволод Нуйкин, Юрий Кулаков

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно